III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 8. Евхаристия / 8.2. Порядок совершения Божественной Литургии
В Православной Церкви используются три чина Божественной Литургии: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Литургия Василия Великого совершается 10 раз в году: в кануны праздников Рождества и Крещения, в день памяти Василия Великого, в воскресные дни Великого поста, в Великий Четверг и Великую Субботу. В остальные дни года, за исключением будних дней Великого поста, совершается Литургия Иоанна Златоуста. По средам и пятницам Великого поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия не совершается вообще.
Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста отличаются только объемом и содержанием молитв, читаемых священником перед престолом. Поскольку в современной практике эти молитвы читаются не во всеуслышание, различия между двумя типами Литургии для простых верующих почти незаметны. Отличием Литургии Преждеосвященных Даров от Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста является то, что за этой Литургией не совершается Таинство Евхаристии: верующие причащаются Святыми Дарами, заготовленными на предыдущей полной Литургии, за которой была совершена Евхаристия.
Божественная Литургия (далее речь пойдет только о Литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста) начинается с проскоми́дии (греч. «приношение»), совершаемой священником в алтаре. На ней происходит заготовление хлеба и вина для Евхаристии, сопровождаемое специально подобранными молитвами.
Сама Литургия делится на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. В древней Церкви за первой частью Литургии позволялось стоять «оглашенным», то есть тем, кто готовился принять Крещение и проходил чин оглашения. Они должны были покидать храм при возгласе «Елицы оглашéннии, изыди́те» («Все оглашенные, выйдите»), после чего в храме оставались только «верные» (крещеные), которые затем участвовали в Таинстве Евхаристии и причащались.
Литургия оглашенных
Литургия оглашенных имеет, прежде всего, учительный характер. Она начинается с возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков», за которым следует Великая ектения́ — серия прошений о мире, о Церкви, о гражданских и духовных властях, о храме и входящих в него с верой и благоговением, о благоприятной погоде, о том, чтобы благодать Божия помогала верующим и сохраняла их. Далее следуют псалмы 102 и 145 и песнопение «Единородный Сыне», в котором Церковь обращается к Иисусу Христу как Слову Божию, ставшему человеком «спасения нашего ради». Звучат евангельские Блаженства (Мф. 5:3–12), за которыми следует Малый вход — торжественный вынос Евангелия.
После пения Трисвятого (молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») следуют чтения из Апостола (Деяний апостольских, соборных посланий или посланий апостола Павла) и Евангелия. Далее следуют ектении — серии молитвенных прошений, сопровождаемых молитвой священника в алтаре. Литургия оглашенных завершается возгласом «Оглашеннии, изыдите».
Литургия верных
Далее без перерыва начинается Литургия верных. Совершается Великий вход, во время которого из алтаря выносятся, а затем вносятся в алтарь и поставляются на престол Святые Дары — хлеб и вино, приготовленные для Евхаристии.
Во время Великого входа поется Херувимская песнь, смысл которой на русском языке может быть передан так: «Мы, таинственно изображающие херувимов и воспевающие трисвятую песнь Животворящей Троице, да отложим ныне в сторону все житейские заботы, чтобы принять (внутрь себя) Царя всего мира, которого невидимо сопровождают чины ангелов. Аллилуйя130». Текст Херувимской песни отражает веру Церкви в то, что в богослужении, совершаемом земными людьми, участвуют не только они, но и ангелы.
За Великим входом следует еще одна серия молитвенных прошений, после которой исполняется Символ веры (в современной практике Русской Церкви он поется всем народом). Торжественное провозглашение Символа веры перед началом Евхаристии свидетельствует о том, что, с точки зрения Церкви, правильная вера и исповедание основных церковных догматов являются непременным условием соединения с Богом.
Евхаристический канон
Главная часть Литургии — Евхаристия — начинается с благословения, основанного на словах апостола Павла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы131 Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами» (ср.: 2 Кор. 13:13). За этим благословением, на которое хор отвечает «И со духом твоим», следуют древние литургические возгласы «Горé имеим сердца» («Вознесем сердца наши ввысь») и «Благодарим Господа» («Будем возносить благодарение Господу»).
Молитва благодарения, называемая евхаристическим каноном, читается священником в алтаре во время пения хора. Эта молитва (значительно более продолжительная в Литургии Василия Великого, чем в Литургии Иоанна Златоуста, но сходная по содержанию в обеих Литургиях) включает в себя благодарение Богу за то, что Он, невидимый, неведомый и непостижимый, сотворил мир и человека; за то, что после грехопадения людей Он не отвратился от них, но открывал Себя людям, посылая к ним пророков и учителей; в особенности же за то, что Он послал к людям Сына Своего, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Вспоминаются основные события жизни и спасительного дела Господа Иисуса Христа — от рождения, крестной смерти, Воскресения и Вознесения на небо до Второго Пришествия (таким образом, в молитве соединяются прошлое и будущее). Особым образом вспоминается Тайная вечеря, на которой Иисус преподал ученикам Свои Тело и Кровь.
Читая основную часть молитвы так, чтобы ее было слышно только в алтаре, священник во всеуслышание возглашает слова, которые Сам Христос произнес на Тайной вечере: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (преломляемое) во оставление грехов»; «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая (которая за вас и за многих изливается) во оставление грехов». После произнесения этих слов священник молится о том, чтобы Святой Дух сошел на верующих и на Святые Дары, сделав их Телом и Кровью Христа.
С этого момента на престоле — уже не хлеб и вино, но Тело и Кровь Спасителя.
Начинается приготовление к Причащению: звучат соответствующие молитвы и песнопения, за которыми следует молитва «Отче наш». Исполнение этой молитвы перед Причащением имеет особый смысл, так как она содержит в себе слова: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». В данном случае под «хлебом насущным» понимается не повседневная пища, но тот хлеб, который, по словам Спасителя, «сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:33).
Причащение
Возглас «Святая святым», звучащий непосредственно перед тем, как священнослужители начнут причащаться в алтаре, означает, что Святые Дары предназначены только для «святых», то есть для тех, кто уверовал во Христа и принял Крещение. В древней Церкви термин «святые» применялся ко всем христианам; в наше время он напоминает о том призвании к святости, которое имеют все христиане.
После Причащения священнослужителей отверзаются царские врата, и чаша с Телом и Кровью Христа выносится для Причащения верующих. Каждый из них, благоговейно подходя к чаше, крестообразно складывает руки на груди, громко называет свое имя и открывает уста, чтобы священник мог вложить в них ложечку с частицей Тела Христова и небольшим количеством Крови Христовой132. После этого причастившийся целует нижний край чаши и отходит, чтобы запить причастие горячей водой.
Литургия завершается торжественными благодарственными молитвами и песнопениями, возгласом «С миром изы́дем» (указывающим на то, что причастившиеся должны покидать храм в состоянии внутреннего душевного мира) и напутственным благословением священника. По окончании Литургии верующие целуют крест.
Тело и Кровь Христовы являются великой святыней. Относиться к ней надо бережно и благоговейно. После Причащения не следует сразу же погружаться в суету, возвращаться к обычным делам. Важно как можно дольше сохранить тот внутренний мир, к которому человек приобщается через соединение с Богом. В идеале христианин вообще никогда не должен терять этот душевный мир, заботясь о том, чтобы не оскорбить святость Бога каким-либо злым или греховным деянием, и помня, что Бог не со стороны наблюдает за ним, но — благодаря Таинству Причащения — живет внутри него.