I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 4. Святой Дух / Дух Божий в Священном Писании

Отдельные упоминания о Духе Божием содержатся уже в Ветхом Завете. Во время сотворения мира Дух Божий «носился над водою» (Быт. 1:2). Дух Божий создал человека (Иов 33:4), и человек дышит Им (Иов 27:3). Дух Божий, или Дух Господень, — это «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2).

Однако подлинным откровением Святого Духа стал Новый Завет. В течение земной жизни Иисуса Христа Ему постоянно сопутствует Святой Дух. Еще до Его рождения ангел является Деве Марии и говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). Иисус рождается от Девы и Святого Духа (Мф. 1:18–20). Предтеча Иисуса исполнен Святого Духа от чрева матери своей (Лк. 1:15). Он говорит, что Идущий за ним будет крестить «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11; Мк. 1:8; Лк. 3:16). В момент крещения Иисуса Дух Святой в виде голубя сходит на Него и почивает на Нем (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22). Тотчас после крещения Дух отводит Иисуса в пустыню для искушения от диавола (Мф. 4:1; Мк. 1:12; Лк. 4:1).

В Своей проповеди Иисус многократно говорит о действии Духа Святого. Он предсказывает, что ученики Его будут гонимы, но увещевает их не обдумывать заранее, чтó надо говорить, ибо не они будут говорить, но Дух Святой (Мф. 10:20; Мк. 13:11; Лк. 12:12). Иисус предупреждает, что хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12:32; Мк. 3:29; Лк. 12:10).

Пока Иисус не было прославлен, на Его учениках не было Духа (Ин. 7:39). Смерть и воскресение Христа были необходимым условием для того, чтобы Его ученики получили Духа Святого. Об этом Христос говорит в прощальной беседе с учениками, одной из главных тем которой является ниспослание Утешителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин. 14:16–17); «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне...» (Ин. 15:26); «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:13).

После Своего воскресения Иисус является ученикам и через дуновение посылает им Духа Святого, говоря: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23). В то же время, Он повелевает ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:4–8).

Предреченное Иисусом событие произошло в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошли огненные языки, «и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Святой давал им провещавать». Апостол Петр при этом сказал: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его… Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». Услышав эти слова, они «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:1–38).