I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 3. Иисус Христос / 3.1. Сын Человеческий

Иисус Христос — самый известный Человек из всех, когда-либо живших на земле. Ни об одном человеке не написано и не сказано столько, сколько о Нем. Ему посвящены книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, о Нем говорят в проповедях, пишут в интернете. Более того, в Его честь строят храмы, Его именем называют себя более двух миллиардов людей. Христиане — самая многочисленная религиозная традиция на планете.

Евангелия

Главным источником сведений об Иисусе Христе являются четыре Евангелия — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелия представляют собой свидетельства очевидцев земной жизни Иисуса Христа или основаны на таких свидетельствах. Из всех книг Библии именно Евангелия в Церкви наиболее авторитетны, читаемы и почитаемы. Книга, содержащая четыре Евангелия, является непременным атрибутом богослужения: ее выносят для поклонения верующим, к ней прикладываются (т. е. целуют ее) в знак особого благоговения.

Из этой книги мы узнаём, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, а не вымышленным литературным персонажем (как это пытались представить некоторые критики христианства в прошлом). Он родился в конкретный период времени — в царствование римского императора Октавиана Августа и иудейского царя Ирода Великого. Местом Его рождения был город Вифлеем (Мф. 2:1; Лк. 2:4–7), входивший в провинцию Иудея тогдашней Римской империи.

Рождение Иисуса Христа

Иисус Христос родился особым, сверхъестественным образом. Его Матерью была Мария, иудейская Девушка, обрученная мужу по имени Иосиф. Ей явился Ангел и возвестил о том, что Она родит Сына, Который наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца. Мария спросила Ангела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:26–35).

В соответствии с этим евангельским повествованием в Символе веры говорится о том, что Иисус Христос родился от Святого Духа и Девы Марии. Церковь верит, что Мария, хотя и была обручена Иосифу, не вступила с ним в брак и осталась Девой. Церковь называет Ее «Приснодевой», то есть сохранившей девство навсегда.

Имя «Иисус», данное Младенцу при рождении, в переводе с еврейского означает «Господь спасает». Греческое слово «Христос», многократно употребляемое в Новом Завете по отношению к Иисусу, означает «Помазанник»27. Оно указывает на священническое, пророческое и царское достоинство Иисуса28, на Его особую миссию по отношению к народу Израильскому и ко всему роду человеческому.

Рождение Иисуса Христа сопровождалось сверхъестественными знамениями: ангелы возвестили пастухам о Его рождении (Лк. 2:8–18), волхвы с востока, ведóмые таинственной звездой, пришли, чтобы поклониться Ему (Мф. 2:1–12).

На восьмой день по рождении Младенец Иисус, по иудейскому закону, был обрезан (Лк. 2:21), а на сороковой Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, «чтобы представить пред Господа». Там их встретил праведный старец Симеон, предсказавший, что Иисус станет «светом к просвещению язычников» и славой народа Израильского (Лк. 2:23–33).

Крещение Иисуса и выход на проповедь

В пятнадцатый год правления римского императора Тиберия29 на берегах Иордана явился пророк, призывавший людей к покаянию и совершавший над ними обряд крещения — погружения в воды Иордана в знак очищения от грехов. Об этом пророке — в церковной традиции он именуется Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — свидетельствуют все четыре евангелиста, а также иные исторические источники (в частности римский историк иудейского происхождения Иосиф Флавий, живший в I веке).

Приходившему к нему народу Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Когда Иисус пришел на Иордан, чтобы принять крещение от Иоанна, тот сначала пытался удержать Его и говорил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус ответил: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допустил Его к крещению. И, когда Иисус выходил из воды, «отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:11–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). К этому времени Иисусу было около тридцати лет (Лк. 3:23).

Приняв крещение, Он отправился в пустыню, где провел сорок дней без пищи и воды. Там Его искушал диавол, но Он преодолел все искушения и вышел из схватки с диаволом победителем (Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4:1–13).

Свою проповедь Иисус начал теми же словами, которыми обращался к народу Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2; 4:17). Очень скоро вокруг Иисуса собралась группа учеников и последователей, из которой Он выбрал двенадцать человек, назвав их апостолами (Лк. 6:13). Толпы народа шли за Ним, привлекаемые Его чудесами и поучениями.

Чудеса Иисуса Христа

Чудеса — тот аспект служения Иисуса Христа, который при Его жизни вызывал наибольший интерес окружающих. Уже в самом начале Его проповеди в Галилее «прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана» (Мф. 4:24–25). Со временем Его слава только росла, а некоторые из исцеленных Им людей, в том числе женщины, вливались в группу Его учеников (Лк. 8:2–3).

Рассказы о чудесах, совершённых Иисусом после выхода на служение, составляют существенную часть евангельских повествований. В общей сложности мы находим в Евангелиях более тридцати полноценных рассказов о чудесах Иисуса (не считая кратких упоминаний о разного рода сверхъестественных событиях, сопровождавших Его жизнь и служение). В это число входят: многочисленные исцеления; изгнания бесов из одержимых; три воскрешения мертвых; несколько событий, свидетельствующих о власти Иисуса над природой (хождение по водам, усмирение бури и проклятие смоковницы); несколько других сверхъестественных событий (превращение воды в вино, насыщение пяти тысяч пятью хлебами и семи тысяч четырьмя хлебами, два чудесных лова рыбы).

Что же касается общего числа совершённых Иисусом чудес, то оно не поддается подсчету: речь может идти о сотнях, если не тысячах исцелений. Об этом свидетельствуют многие места из Евангелий, из которых явствует, что совершаемые Им исцеления и изгнания бесов носили массовый характер30.

Чудо и вера

Евангелия не содержат ни одного эпизода, когда Иисус отказал бы кому-либо в исцелении. Но Он отказывался совершать чудеса в тех случаях, когда от Него требовали знáмения для доказательства Его могущества. Он не захотел совершить ни одно из чудес, которых от него ожидал диавол, когда искушал Его в пустыне. Он отказал фарисеям и саддукеям, просившим Его «показать им знамение с неба» (Мф. 16:1–4; Мк. 8:11–12).

Фарисеи требовали чуда якобы для того, чтобы уверовать в Него, но именно вера, по Его учению, должна быть непременным условием совершения чуда: чудеса являются следствием, а не причиной веры. Своим ученикам Иисус говорил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Для верующего человека нет ничего невозможного. Чудо может быть реальностью его жизни — такой же очевидной и бесспорной, как и весь окружающий мир.

Иисус много раз требовал веры от исцеляемых или проверял их веру. Слепцов, просивших об исцелении, Он спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28). Столь же часто Он констатировал спасительную силу веры исцеленного: «Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9:22; Мк. 10:52); «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15:28; Лк. 7:50); «Дщерь31! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 5:34; Лк. 8:48); «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19); «Прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42).

Не все, кто просил Иисуса об исцелении, имели твердую веру: некоторые колебались и сомневались, находясь еще на полпути между неверием и верой. Но Господь помогал им укрепиться в вере. Один человек привел к Нему своего сына, с детства страдавшего тяжелейшими припадками, и сказал: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус ответил ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:17–27). Исцелив отрока от тяжкой болезни, Иисус одновременно исцелил его отца от духовного недуга — неверия.

Преображение Господне

Особое место среди чудес Иисуса Христа занимает Преображение — когда «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:1–5; ср.: Мк. 9:1–7; Лк. 9:28–35).

Благодаря этому чуду ученикам Христа было явлено Его Божество, скрытое под завесой человеческой плоти. Была особым, видимым образом явлена слава Божия, пребывающая в Иисусе. Был явлен свет, которым Иисус обладает по Своей Божественной природе32.

По учению святителя Григория Паламы (XIV в.), свет, который созерцали ученики на горе Преображения, не был обычным физическим светом: это было особое действие Божие, через которое Бог являет Свое присутствие. Божественный свет изменяет и преображает человека, «и созерцавшие его видели его не просто чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа»33.

Притчи Иисуса Христа

Иисус предстает в Евангелиях как Учитель — странствующий проповедник, переходящий из одного города в другой и говорящий людям о Царствии Божием. В Своей речи Иисус часто прибегал к образам, сравнениям, заимствованным из повседневной жизни или из мира природы. Его речь была яркой, красочной, поэтичной.

Многие Его поучения имеют форму притч — кратких рассказов, в которых при помощи метафоры (сравнения) передаются те или иные духовно-нравственные истины. Евангелия содержат более тридцати таких притч. Использование притчи в качестве основной формы передачи духовно-нравственных истин было настолько характерным для Иисуса, что евангелисты специально отмечали: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:34); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им...» (Мк. 4:33–34). Когда Иисус переставал говорить притчами, это даже вызывало удивление: «Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16:29).

Ключом к пониманию притч является вера. Это сближает притчи Иисуса с Его чудесами. От тех, у кого сердце окаменело, кто не видит очами и не слышит ушами, смысл притчи остается сокрытым (Мф. 13:13; Мк. 4:12; Лк. 8:10; Ин. 12:40). Как чудеса Иисуса не убеждали книжников и фарисеев в истинности Его учения, так и Его учение, изложенное в притчах, не убеждало их в том, что Он — посланный от Бога Мессия. И напротив, благодаря вере многие свидетели чудес Иисуса и слушатели Его притч приходили к пониманию Его мессианской роли.

Непреходящая ценность притч Иисуса заключается в том, что они помогают человеку лучше понять Бога, приблизиться к Нему, полюбить Его. В этих притчах Бог предстает как суверенный Властитель, Который имеет абсолютную власть над Своими подчиненными: Он дает каждому, сколько посчитает нужным, а потом потребует от каждого отчета в том, как полученное было потрачено (Мф. 25:14–30); Он сурово накажет тех, кто противится Его воле и не выполняет Его повеления (Мф. 22:7). В то же время Он являет Себя как долготерпеливый и многомилостивый Отец, готовый принять в Свои объятия кающегося грешника (Лк. 15:20). Бог любит человека как Свое создание и Свое дитя, и многие притчи — каждая по-своему — раскрывают эту истину.

Притчи, кроме того, говорят о Единородном Сыне Божием. В них Он явлен не только как мудрый Учитель, но и как Пастырь добрый (Ин. 10:1–16), Который выходит на поиски заблудший овцы, находит ее, несет на своих плечах и радуется ее обретению (Лк. 15:4–6). Он раскрывается как Тот, Кого Бог послал в Свой виноградник, чтобы собрать с него плоды, и Кто исполнил послушание воле Отца ценой собственной жизни (Мф. 21:33–41).

Наконец, притчи говорят о том, как человек должен выстраивать свои отношения с ближними. Он призывается прощать, как отец простил заблудшего сына, как Бог прощает Своих должников (Мф. 18:27); отзываться на чужую беду, как милосердный самарянин отозвался на беду человека, попавшего в руки разбойников (Лк. 10:30–37); любить, как любит тот, кому много прощено (Лк. 7:41–47); видеть людей глазами Бога, всматриваясь в глубины их душ и прозревая в них образ Божий.

Царство Небесное

Основной темой поучений и притч Иисуса было Царство Небесное, или Царство Божие. Иисус нигде не дает определения Царства Небесного, но раскрывает его суть через целую серию образов, сравнений и притч.

Свои притчи Он иногда начинает с вопросов: «Чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?» (Лк. 13:18); или с ответов на эти вопросы: «Царство Небесное подобно зерну горчичному... Царство Небесное подобно закваске... Еще подобно Царство Небесное сокровищу... Еще подобно Царство Небесное купцу... Еще подобно Царство Небесное неводу...» (Мф. 13:31, 33, 44, 45, 47).

В проповеди Иисуса Христа Царство Небесное — всеобъемлющее понятие: его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности; оно не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения; оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве; оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Царствие Небесное — это реальность, которая незримо наполняет собой человеческий быт, человеческие взаимоотношения, просвечивает сквозь различные предметы и явления, окружающие людей, придает жизни смысл и оправдание.

О Царствии Небесном Иисус говорит как о внутреннем опыте человека. Однажды фарисеи спросили Его: «Когда придет Царствие Божие?» Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое качество жизни, в центре которой оказывается Бог. Однако весть Иисуса о Царстве Божием не ограничивается призывом к послушанию Богу — иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета — это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.

Радикальная новизна вести Иисуса о Царстве Небесном заключается в том, что Он Сам это Царство низводит с небес на землю. И не только Царство: Самого Небесного Бога Он являет земным людям, открывая им доселе невидимый и неведомый, сокровенный и недоступный лик Божий34. Царство Небесное становится не только реальностью будущего, но и новым измерением в жизни людей здесь и теперь, на земле и во времени.

Это измерение апостол Павел называет «жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6:23). Не просто жизнь в Боге, но именно жизнь во Христе Иисусе — вечная не потому, что начнется для людей после смерти: она начинается уже здесь — с того момента, когда человек уверует во Христа и станет Его учеником, — и продолжается в вечности.

Проповедуя Царство Божие, Иисус открывает людям Самого Себя. Одновременно Он открывает им путь к Богу. О Себе Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Царство Небесное неотделимо от личности Иисуса, от Его дела, Его проповеди и Его свидетельства. В конечном итоге Царство Небесное раскрывается не столько через поучения Иисуса, сколько через тот искупительный подвиг, рассказом о котором завершается каждое из Евангелий.

Противники Иисуса

Все четыре Евангелия говорят о том, что между Иисусом и представителями тогдашней духовной элиты Израильского народа — первосвященниками, фарисеями и книжниками — существовало острое противостояние. Оно возникло вскоре после Его выхода на проповедь и со временем только углублялось.

Споры между Иисусом и Его противниками касались сути религиозной жизни. Что такое вера? Какого поклонения требует Бог? Книжники и фарисеи были убеждены в том, что вера — это совокупность правил, зафиксированных в письменном законе и устном предании, которым человек должен следовать неукоснительно. Однако, поскольку правил было слишком много, фарисеи создали целую систему исключений, позволявших им эти правила нарушать. Фарисеи были убеждены, что поклонение Богу надо воздавать только в Иерусалиме и что только еврейский народ является избранным и предназначенным к спасению. С ними спорили самаряне, считавшие, что поклоняться Богу надо не в Иерусалиме, а на горе Гаризим. Эти споры иной раз приводили к вооруженным столкновениям и убийствам.

Иисус же говорил, что «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21–23).

Поклонение Богу, учил Он, не сводится к скрупулезному выполнению некой суммы предписаний, даже если они освящены авторитетом Бога. Суть религиозной жизни — в том, чтобы искать Царства Небесного: этой главной цели должны быть подчинены все устремления человека. Иисус призывал к покаянию — внутреннему перерождению, которое отнюдь не ограничивается исполнением тех или иных внешних предписаний.

Закон Моисеев и споры о субботе

Нередко споры между Иисусом и Его противниками касались конкретных постановлений закона Моисеева35. Одна из заповедей этого закона гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8–10). Смысл заповеди заключался в том, чтобы один из дней недели, а именно субботний, человек посвящал Богу, сводя к минимуму земные дела и заботы. Но фарисеи превратили эту заповедь в начетничество: они установили максимальную длину пути, который человек может пройти пешком в субботу, и множество других ограничений, касающихся субботы: с их помощью, по мнению фарисеев, человек может угодить Богу.

Иисус же говорил о том, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27). То, что является средством, не должно превращаться в цель. Внешние предписания — лишь средства для достижения внутренних целей. Именно на эти цели была направлена Его проповедь. Он позволял Своим ученикам, идя в субботу засеянными полями, срывать колосья и есть, чего не позволяли делать фарисеи. В ответ на возмущение фарисеев Иисус говорил о Себе: «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мф. 12:1–8).

Множество исцелений было совершено Иисусом в субботу — и не потому, что Он намеренно стремился нарушить заповедь субботнего покоя, но потому, что по субботам Он приходил в синагоги, а там собирались толпы людей, и многие обращались к Нему за исцелением.

Однажды Он исцелил женщину, которая на протяжении восемнадцати лет была скорчена и не могла выпрямиться. При этом начальник синагоги, «негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний». Иисус сказал ему: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:10–16).

Фарисеи считали, что добро можно делать только по расписанию и даже порядок совершения чудес должен быть четко регламентирован. Для них добро не было самоцелью: главным был ритуал, соблюдение правил, следование закону Моисееву и «преданиям старцев». Для Иисуса же центром внимания всегда был живой человек — тот, который встречался Ему на дороге, или в доме, или в синагоге, и который нуждался в помощи здесь и теперь, а не когда-то в будущем. Иисус не проходил мимо таких людей. Если они обращались к Нему, Он немедленно совершал исцеления, и суббота не была для этого препятствием.

Споры о чистоте и нечистоте

Фарисеи считали себя «отделенными» от обычных людей (само слово «фарисей» означает «отделенный»), обладавшими особой близостью к Богу. Главной их заботой было не оскверниться от соприкосновения с чем-либо или кем-либо нечистым. Списки нечистых лиц и предметов содержатся в Ветхом Завете; к этим спискам фарисеи прибавили многочисленные уточняющие подробности. По словам евангелиста, «фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» (Мк. 7:3–4).

Иисус же учил, что источник скверны и греха — не вне человека, а внутри него. Он говорил: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... Ибо извнутрь36, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:15, 21–22).

Иисус был снисходителен к человеческим немощам, не гнушался общением с блудницами (Лк. 7:36–50) и прелюбодейками (Ин. 8:3–11), ел с мытарями и грешниками (Мф. 9:11; Мк. 2:16). Но к фарисеям Он был беспощаден, жестко обличая их за ханжество, называя их «порождениями ехидниными», «лицемерами», «вождями слепыми», уподобляя их погребальным пещерам, которые «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:13–27).

Конфликт между Иисусом и фарисеями достиг высшей точки, когда Он воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в погребальной пещере. После этого первосвященники и фарисеи решили убить Его (Ин. 11:43–53). Это решение они вынашивали на протяжении определенного времени, но удобный случай представился после того, как Иисус торжественно, сидя на молодом осле, вошел в Иерусалим под восторженные крики толпы. Тогда «весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:6–11). А первосвященники и фарисеи «дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его» (Ин. 11:57).

Тайная вечеря

В ночь перед арестом Иисус вместе с учениками совершил Свою последнюю трапезу, в дальнейшем получившую наименование Тайной вéчери. О ней мы узнаём из всех четырех Евангелий.

Согласно рассказу евангелистов Матфея, Марка и Луки, Тайная вечеря была пасхальной трапезой37, на которой «Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25). Ученикам Он заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Именно эта заповедь легла в основу Таинства Евхаристии — главного Таинства Церкви38.

Согласно Евангелию от Иоанна, перед началом вечери Иисус, сняв с себя верхнюю одежду, «влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:4–5).

Затем Он произнес Свое последнее поучение, значительная часть которого посвящена любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви... Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34–35; 15:9–10, 12).

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников.

Страдания, смерть и погребение

Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца.

По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:38–39). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Иисус был осужден на смерть иудейским синедрионом39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата40. На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию.

Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46; Мк. 15:34).

Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания — не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность — молчание Бога, Его кажущееся отсутствие.

В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими — в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:17–18).

Для Иисуса Бог оставался Отцом даже в тот момент, когда Он подвергался тяжелейшим испытаниям. По свидетельству евангелиста Луки, последнее, что Иисус произнес на кресте, было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой». С этими словами Он испустил дух (Лк. 23:46).

Тело Иисуса было снято с креста и погребено, по обычаю, в пещере. В субботний день, совпадавший с иудейским праздником пасхи, Его тело пребывало в гробу, а женщины, Его последовательницы, «остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56).

Воскресение

Рано утром в первый день недели (впоследствии получивший в русской традиции наименование «воскресенья») женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматическими маслами. Они увидели, что гробница пуста, и ангелы возвестили им о том, что Иисус воскрес (Мф. 28:2–7; Лк. 24:4–7). После этого двое учеников — Петр и Иоанн — прибежали к гробнице и увидели в ней лишь погребальные пелены, оставшиеся от Иисуса (Ин. 20:3–10). Затем воскресший Иисус явился Марии Магдалине41 прямо у гробницы (Мк. 16:9; Ин. 20:11–18), другим женщинам, когда они шли от гробницы (Мф. 28:9–10), двум ученикам на пути в Эммаус (Мк. 16:12–13), группе учеников (Мк. 16:14; Лк. 24:36–50; Ин. 20:19–25). Спустя восемь дней Иисус вновь явился ученикам (Ин. 20:26–29), а затем еще неоднократно являлся разным группам Своих последователей (Ин. 21:1–23; 1 Кор. 15:5–7).

Наконец, явившись ученикам на горе в Галилее, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:18–20). После этого Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19).

Воскресение Иисуса Христа стало той главной вестью, которую апостолы, — ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела, — понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14).

Воскресение Иисуса Христа по сей день остается сердцевиной христианской веры. Именно вокруг этого события сосредоточено все богословие христианской Церкви. Весь годовой круг праздников в литургическом календаре Церкви подчинен Воскресению Христову, которое именуется «праздником праздников» и «торжеством из торжеств».