II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 6. Семейная этика / Семья — «малая церковь»

В христианской традиции семья воспринимается как «малая церковь». Это представление основывается на учении апостола Павла, называвшего христианские семьи своего времени «домашней церковью» (Рим. 16:4; 1 Кор. 16:19; Кол. 4:15). В кругу семьи христиане разных поколений призваны воплощать на практике тот идеал любви, которому они научаются в Церкви и через чтение Священного Писания. Свою семейную жизнь супруги призваны строить на твердом основании евангельского нравственного учения.

Христианский брачный союз — это союз «в Господе». Апостол Павел пишет: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога» (1 Кор. 11:11–12).

Особым даром Божиим для каждой семьи являются дети. В Псалтири об этом говорится: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3). Спаситель напоминает о радости деторождения: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь… но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16:21).

Настаивая на абсолютной ценности каждой человеческой жизни, христианская этика категорически запрещает аборты, приравнивая их к убийству. Право на рождение — неотъемлемое право каждого человека. Лишение кого бы то ни было этого права, с точки зрения Церкви, является тяжким грехом, ответственность за который перед Богом несут все его соучастники99.

Использование контрацептивных средств, имеющих абортивное действие, также является тяжким грехом100.

В православной традиции браком признается только союз между мужчиной и женщиной, созданный на основе взаимной любви и имеющий одной из главных целей рождение и воспитание детей. «Альтернативные» формы сожительства, получившие распространение в современном обществе, не могут считаться браком и не могут получить церковного благословения.