III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 5. Иконы и крест / Почитание креста

Особое место в Православной Церкви занимает почитание креста, из орудия казни ставшего орудием искупления и знаком победы над смертью. Крест — главный христианский символ: ему воздается поклонение, перед ним молятся, ему приписывается чудотворная сила.

Почитание креста имеет под собой многовековую богословскую основу. Уже в посланиях апостола Павла многократно упоминается крест. Проповедь распятого Спасителя апостол называет «словом о кресте», которое «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). О себе Павел пишет: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). По словам апостола, Христос примирил человека с Богом «посредством креста, убив вражду на нем» (Еф. 2:16). Во всех этих и многих других случаях, когда апостол говорит о кресте в своих посланиях, крест становится синонимом распятия — крестной смерти Спасителя.

Несколько дней в году Православная Церковь посвящает поклонению кресту: это Крестопоклонная седмица (3-я неделя Великого поста), праздник Воздвижения Креста Господня, а также еще несколько праздников, посвященных кресту. Каждую пятницу и в дни Страстной седмицы за богослужением читаются молитвы, посвященные кресту Христову. Многие молитвы, читаемые за богослужением, обращены не только к распятому на кресте Иисусу, но и к самому кресту Господню115.

Православная Церковь сохранила древний обычай совершения крéстного знáмения за богослужением и в домашней молитве. Этот обычай является неотъемлемой частью Священного Предания116. Верующие осеняют себя крестом на молитве, а также перед началом всякого дела. Благословение священника выражается в том, что он осеняет подошедшего к нему крестным знамением. Претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, освящение воды в Таинстве Крещения и многие другие важнейшие священнодействия совершаются с непременным употреблением крестного знамения.

В православной традиции встречается несколько видов изображения креста. Широко распространен простой четырехконечный крест, состоящий из двух перекладин: именно такой крест наиболее часто использовался в древней Церкви. В русской традиции получил распространение восьмиконечный крест, где верхняя перекладина символизирует дощечку с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский», а нижняя — подставку для ног Спасителя. Иногда такой крест изображается на «Голгофе» — двухступенчатой подставке: на ней слева от зрителя размещено копье, которым был пронзен бок Спасителя, а справа — трость с губкой, которая была поднесена к Его устам. Помимо этих символических изображений креста в храмах нередко располагается «Распятие» — изображение Спасителя на кресте.

Каждый православный христианин носит под одеждой нательный крест. Священники в Русской Православной Церкви носят крест на груди поверх рясы117. Епископ за богослужением, наряду с панагией118, возлагает на себя крест. Кресты ставятся на куполах храмов и часовен, на могилах православных христиан. Поклонными называют кресты, устанавливаемые для поклонения верующих на открытой местности, в том числе в местах массовых захоронений, в память об избавлении от опасности, в память о стоявшем на этом месте храме или в знак того, что храм будет там построен.

Почитание креста на протяжении столетий оставалось неотъемлемой частью жизни Православной Церкви. Оно неразрывно связано с поклонением распятому на кресте Господу Спасителю, и в литургических текстах тесно переплетены темы креста, Страстей, распятия и Воскресения.

Крест Христов — источник исцелений, он прогоняет демонов, через него верующему подается благословение Божие. Однако сила, действующая через крест, не является автономной, присущей кресту как таковому: сила, исходящая от креста, исходит от Самого Господа. И спасение, проистекающее от креста, причиной своей имеет не сам по себе крест, а то, что на нем был распят Спаситель мира, Господь Иисус Христос.