II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 5. Грех и покаяние / Грех

В христианском нравственном учении большое значение имеет понятие греха. Словом «грех» обозначается не уголовное преступление или иное нарушение гражданского законодательства. Грех — это любое уклонение человека от богоустановленного нравственного закона, от цели, для которой Бог его предназначил91.

Грех отделяет человека от Бога и ведет к духовной смерти. По словам апостола Иакова, «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14–15).

Грехи людей многообразны и не поддаются исчерпывающей классификации. В раннехристианской литературе существовало мнение, что все грехи сводятся к восьми основным, проистекающим из греховных страстей: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости92. В западной традиции получило развитие учение о том, что грехи делятся на смертные, то есть наиболее тяжкие, и не смертные — менее тяжкие. Иногда грехи подразделяют на три категории: против Бога, против ближнего, против самого себя.

Грехи бывают вольные и невольные. Вольным называется грех, который человек делает сознательно: когда он понимает, что то или иное деяние противоречит закону Божию, и тем не менее его совершает. Невольным называется грех, совершаемый человеком вопреки собственному желанию, против своей воли.

Христос говорит, что «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8:34). Грех порабощает себе людей, делает их зависимыми от греховных привычек, наклонностей, от «похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1 Ин. 2:16).

В современном медицинском лексиконе термином «зависимость» обозначают навязчивую потребность человека в чем-то: говорят о наркотической, алкогольной зависимости, о зависимости от компьютерных игр и т. д. Некоторые формы зависимости связаны с психическими расстройствами, однако очень часто в основе зависимости лежит укоренившаяся привычка человека к греху. Так, например, алкоголизм и наркомания с точки зрения Церкви греховны, поскольку они могут привести к полной деградации личности93.

Различные формы зависимости нередко бывают взаимосвязаны: освобождение от одной зависимости чисто механическими средствами может привести к тому, что человек впадет в другую зависимость. Точно так же взаимосвязаны грехи, и один грех часто влечет за собой другой. Так, например, апостол Павел подчеркивает связь между чрезмерным употреблением алкоголя и блудом (Еф. 5:18). Святой Киприан Карфагенский (III в.) пишет: «Если низложено сребролюбие, то восстает похоть; если похоть подавлена — возникает честолюбие; если поражено честолюбие — нас ожесточает гнев, надмевает гордость, завлекает пьянство, — вражда расстраивает согласие, ревность уничтожает дружбу»94.

Грехи невозможно победить исключительно путем собственных волевых усилий или при помощи самовнушения. В борьбе с грехами нельзя надеяться только на себя: надо призывать на помощь Бога и черпать силы в вере и Священном Писании. Апостол Павел говорит: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 5:14–17).

В христианстве грех воспринимается как болезнь. Грех как духовная болезнь нередко имеет прямым следствием болезни телесные. Соответственно, духовное выздоровление влияет на весь духовно-телесный состав человека. На это указал Господь Иисус Христос, когда при исцелении расслабленного сказал ему: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). Другому расслабленному, получившему от Него исцеление, Иисус сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).