III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 6. Церковные праздники / Праздники неподвижные

Главный неподвижный праздник церковного года — Рождество Христово. Он посвящен воспоминанию пришествия в мир Господа Иисуса Христа — Его рождению от Девы Марии.

Через восемь дней после Рождества празднуется Обрéзание Господне — в память о событии, имевшем место на восьмой день после рождения в Вифлееме Спасителя (Лк. 2:21).

Через сорок дней после Рождества празднуется Срéтение Господне, когда вспоминается принесение Младенца Иисуса в храм Иерусалимский (Лк. 2:22–38). Сретение считается одновременно и Господским, и Богородичным праздником.

Праздник Благовéщения Пресвятой Богородицы совершается за 9 месяцев до Рождества Христова. Он посвящен явлению Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего рождение от Нее Христа (Лк. 1:26–38).

Праздник Преображения Господня посвящен событию, описанному в трех Евангелиях, когда на глазах учеников Иисус преобразился и лицо Его просияло, как солнце121.

К числу Богородичных праздников, помимо Благовещения и Сретения, относятся также Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы и Успение Пресвятой Богородицы.

Праздник Покровá Пресвятой Богородицы (1/14 октября) относится к числу великих, но не двунадесятых. Он посвящен явлению Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе. Свидетелем явления стал святой Андрей Юродивый, рассказавший о нем собравшемуся на богослужение народу.

Поскольку церковный год начинается в сентябре, а заканчивается в августе, то Рождество Богородицы становится первым великим праздником года, а Ее Успение — последним.

В число двунадесятых Господских праздников, помимо перечисленных выше, входит Воздви́жение Креста Господня: этот праздник установлен в память обрéтения креста Господня равноапостольной императрицей Еленой в IV веке.

Днями памяти святых являются все дни церковного года, кроме неподвижных великих Господских праздников. Память некоторых особенно почитаемых святых, например, Николая Чудотворца (6/19 декабря и 9/22 мая) празднуется с особой торжественностью на общецерковном уровне. Кроме того, в конкретной стране, области, епархии, даже на отдельных приходах могут быть свои особо чтимые святые.

Если храм посвящен тому или иному святому, день памяти этого святого называется престольным праздником. Если храм посвящен празднику, этот праздник и является для храма престольным. Если в храме есть несколько приделов с престолами, посвященными разным святым или праздникам, значит, у этого храма несколько престольных праздников.

Церковные праздники отличаются от светских тем, что они — повод не столько для обильного вкушения пищи, сколько для духовной радости, выражающейся в том, что верующие приходят в этот день в храм и соединяются со Христом в Таинстве Причащения. В то же время, если пост предполагает соблюдение определенных ограничений в пище, то праздники в большинстве случаев эти ограничения отменяют.