I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 6. Церковь / Апостольство Церкви

Святой Ириней Лионский (II в.) пишет: «Не следует у других искать истину, которую легко получить в Церкви. В нее, как богач в сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что относится к истине. Каждый желающий может пить из нее воду жизни»69.

Церковь является апостольской по той причине, что она несет ту миссию проповеди и крещения, которую Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам (Мф. 28:19).

Хотя Основатель Вселенской Церкви — Сам Господь Иисус Христос, основателями первых местных Церквей были апостолы или их преемники. В первые же годы существования Церкви апостолы стали рукополагать пресвитеров70 и епископов для управления местными Церквами, появлявшимися в результате апостольской проповеди. Так было положено начало апостольскому преемству в Церкви.

Апостольское преемство иерархии — ключевое понятие православного учения о Церкви: только та Церковь является истинной Церковью Христовой, в которой существует непрерывное преемство иерархии, восходящее к апостолам. Если такое преемство отсутствует или когда-либо прервалось, церковная община не может считаться истинной, ее иерархия легитимной, а Таинства действительными.

Однако в апостольском преемстве иерархии нет ничего автоматического или магического: преемство рукоположений не является какой-то автономной линией, независимой от Церкви. Епископы и пресвитеры поставлялись апостолами с согласия всей Церкви, и это согласие было не менее значимым фактором, чем наличие законного рукоположения. Линия апостольского преемства действительна только внутри Церкви: вне Церкви она утрачивает свою действительность и значимость.

Церковь является апостольской еще и потому, что она сохраняет апостольское учение и распространяет его в мире. Ни один человек не имеет права изменить это учение, сформулированное апостолами на основании слов Самого Христа Спасителя. Христианское богословие может развиваться и совершенствоваться, но в основе его всегда лежит учение Христа, как оно сохранено и передано апостолами.