II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ

Ни одна личность в истории не оказала такого влияния на духовно-нравственное развитие человеческого общества, как Иисус Христос. При полном отсутствии у Него каких-либо черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе взаимоотношений между людьми — не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.

Иисус не призывал к отмене рабства, но именно благодаря христианскому пониманию природного равенства между людьми рабство было в конце концов отменено. Он не призывал к смене политического режима или реформе правового кодекса, но именно благодаря христианству человеческое сообщество создало те правовые механизмы, которые сегодня лежат в основе жизнедеятельности многих государств. Иисус не был борцом за социальные права, но именно на христианском учении базируется то понимание прав человека, которое позволило женщинам и детям стать полноценными членами общества, позволило искоренить неравенство в общественных правах, дискриминацию по национальному и расовому признаку и многие другие дефекты общественного устройства, характерные для древнего мира.

Преображение общества начинается с нравственного преображения личности. Ветхозаветные заповеди были нацелены на сохранение духовного здоровья и целостности Израильского народа: ради этого можно было, при необходимости, пожертвовать отдельными людьми. Характерно библейское выражение: «Истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Нарушителя божественных заповедей надо было просто отсечь, ликвидировать — как лишний и опасный элемент, вредящий народу в целом.

В Новом Завете каждый человек представлен как имеющий ценность в очах Божиих. Нравственные увещания Иисуса Христа адресованы не одному отдельному народу, а всему человечеству, но обращается Он при этом к конкретному человеку. Для христианства нет ненужных людей — тех, кого можно уничтожить ради блага других. Каждая душа драгоценна, и даже закоренелым преступникам Христос дает шанс на исправление. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников», — подчеркивает апостол Павел (1 Тим. 1:15). На кресте Господь даровал прощение покаявшемуся разбойнику (Лк. 23:40–43).

В Своих поучениях Иисус не ставил целью дать исчерпывающий свод нравственных законов и установлений. Такой свод пытались создать фарисеи и книжники, но Иисусу их подход был глубоко чужд. Его поучения на нравственные темы задают основной вектор духовного развития человека, но они никоим образом не призваны регламентировать всю его жизнь, лишая его свободы. Наоборот, они возвращают человеку ту внутреннюю духовную свободу, которой он лишается из-за порабощения греху и страстям.

Многие нравственные и социальные темы затрагиваются в посланиях апостола Павла, в творениях Святых Отцов, но и эти авторы не стремились создать исчерпывающее руководство для христиан по нравственным вопросам.

В настоящем разделе Катехизиса мы не будем рассматривать темы, касающиеся общественной нравственности83. Остановимся лишь на некоторых ключевых принципах личной и семейной этики, как они понимаются в христианстве.