III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 5. Иконы и крест / Почитание икон

В Православной Церкви иконы пользуются особым почитанием. Почитание икон — не просто благочестивая традиция: это догмат. Его провозглашение в VIII веке стало итогом жестоких гонений иконоборцев против иконопочитателей. Осудив иконоборчество как ересь, Церковь богословски осмыслила практику иконописания и иконопочитания, существовавшую в ней с самой глубокой древности.

Почитание икон не имеет ничего общего с идолопоклонством и никоим образом не является нарушением второй заповеди закона Моисеева: «Не делай себе кумира» (Исх. 20:4). Эта заповедь была направлена против поклонения ложным богам, поскольку древним людям было свойственно обожествлять животных, предметы быта или природные силы и поклоняться им как богам. Христиане же поклоняются единому истинному Богу.

Отвечая на нападки иконоборцев, Отцы Церкви настаивали на различии между поклонением, которое подобает одному Богу, и почитанием, подобающим Богородице и святым. Христиане поклоняются единому Богу, в Троице славимому. Святых же они почитают, но не обожествляют и не поклоняются им как богам или идолам.

Почитание икон выражается в том, что верующие молятся перед ними, совершают перед ними поклоны, целуют их. При этом знаки почтения воздаются не доске с красками, а тому, кто на ней изображен. По словам Отцов Церкви, «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».

Богословское, литургическое и нравственное значение иконы

Иконы могут очень существенно отличаться одна от другой по стилю, но отличием всех икон от других живописных произведений является то, что они написаны в соответствии с «каноном» — суммой правил, остававшихся незыблемыми на протяжении столетий.

Икона — не портрет, она не претендует на точную передачу внешнего облика того или иного святого. Мы не знаем, как выглядели древние святые, но у нас есть фотографии людей, которых Церковь прославила в лике святых в недавнее время. Сравнение фотографии святого с его иконой наглядно демонстрирует стремление иконописца сохранить лишь самые общие характерные особенности внешнего облика святого. На иконе он узнаваем, однако он иной: его черты утончены и облагорожены, им придан иконный облик.

Икона являет человека в его преображенном, обóженном состоянии: «Икона есть образ человека, в котором реально пребывает попаляющая страсти и всеосвящающая благодать Духа Святого. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная тленная плоть человека. Икона — трезвенная, основанная на духовном опыте и совершенно лишенная всякой экзальтации передача определенной духовной реальности. Если благодать просвещает всего человека, так что весь его духовно-душевно-телесный состав охватывается молитвой и пребывает в божественном свете, то икона видимо запечатлевает этого человека, ставшего живой иконой, подобием Бога»114.

Икона по своему назначению литургична, она является неотъемлемой частью литургического пространства — храма — и непременным участником богослужения. Каждой иконе, как правило, соответствует тот или иной церковный праздник, включая дни памяти святых.

Икона несет в себе глубокое нравственное содержание. Так, например, образ Пресвятой Троицы, помимо того, что символически указывает на триединство Божества, служит для нас важным напоминанием о том духовном единстве, к которому все мы как члены единой Церкви Христовой призваны Самим Спасителем. А образ Успения Пресвятой Богородицы, помимо того, что связан с конкретным историческим событием, отраженным в церковном празднике, указывает на то, что в христианстве смерть воспринимается как переход в вечную жизнь, где Сам Христос ожидает уверовавших в Него и исполнивших Его заповеди.