II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 2. Заповеди Блаженства

Евангелия сохранили многие поучения Спасителя. Среди них особое место занимает Нагорная проповедь (Мф. 5–7). В ней излагается тот нравственный закон, по которому Христос призывает жить Своих последователей.

Нагорную проповедь можно назвать автопортретом Иисуса, поскольку в ней Он сформулировал те принципы, которые воплощал в Своей собственной жизни, те качества, которыми обладал Сам.

Проповедь открывается серией Блаженств, содержащих в себе квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа:

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

10. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3–12).

Этот текст, прежде всего, ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье. Люди полагают, что счастье зависит от материального благосостояния, от успеха в профессиональной деятельности, от благополучия в семье, от отсутствия проблем, трудностей, испытаний и скорбей. Иисус учит, что подлинное счастье (блаженство) вообще не зависит от внешних факторов: оно является внутренним достоянием человека, приобретаемым благодаря его собственным качествам.

Первым в списке этих качеств стоит нищета духовная, под которой принято понимать смирение — особое внутреннее духовное состояние, происходящее от памяти о Боге и чувства Его присутствия. Смирение — отнюдь не синоним пассивности или униженности. Христианин призван к активной жизненной позиции и добрым делам, однако эти добрые дела он не должен ставить себе в заслугу, помня, что всем, чем он обладает в духовном и материальном плане, он обязан Богу. Смирение противоположно гордыне (самоуверенности и превозношению над окружающими), ставящей преграду между человеком и Богом и вносящей диссонанс во взаимоотношения человека с другими людьми.

Заповедь о блаженстве плачущих указывает на то, что христианин должен быть способен терпеливо переносить скорби, не бояться несчастий и испытаний, не искать в жизни одних радостей и удовольствий. В испытаниях нужно уметь видеть руку Божию и в ощущении присутствия Божия находить утешение. Христианин плачет не от обиды или злобы, не от уныния или отчаяния, а от сознания собственных грехов (покаянный плач) или от радости о близости Бога (плач умиления).

Кротость — качество, достижение которого способствует обретению внутреннего душевного покоя. Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30). Будучи образцом кротости, Спаситель призывал Своих учеников подражать Ему. А апостол Петр в своем послании так обращался к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 2:3–4). Кротость — признак внутренней красоты, равно необходимый и женщинам, и мужчинам.

Христос заповедует алкать и жаждать правды, то есть всегда и во всем искать праведности, справедливости. В Ветхом Завете правда выступает как одно из качеств Самого Бога: Он — «Бог праведный» (Пс. 7:10). Человеческая праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. «Алчущие и жаждущие правды» — это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии, кто всем сердцем ищут Бога, Источника всякой правды, кто по мере сил и занимаемого положения пресекают беззаконие и поддерживают несправедливо обижаемых.

Христианин должен быть милостивым, уподобляясь и в этом Господу, Который «щедр и милостив» (Пс. 102:8). Милость должна проявляться не только в сердечном расположении, но и в конкретных делах милосердия — тех самых, о которых Христос напомнит каждому на Страшном суде: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить странника, одеть нагого, посетить больного или находящегося в темнице (Мф. 25:35–36). О том, что вера должна проявляться в добрых делах, говорит и апостол Иаков: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26).

Чистота сердца открывает человеку путь к видению Бога: Он невидим по Своей природе, но являет Себя смиренным, кротким и чистым сердцам. Чистоту сердца невозможно приобрести только собственными усилиями; необходима помощь Божия: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). От человека же Бог ожидает покаяния и сокрушения сердца: «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

Ученик Христа призван быть миротворцем, то есть нести окружающим мир. Для этого он сам должен обладать внутренним миром и непоколебимой силой духа. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Миротворец — это тот, кто, имея мир внутри себя, не отвечает злом на зло. Если же где-либо вспыхивает конфликт, он прилагает все усилия, чтобы его погасить.

Христос предупреждает Своих учеников, что они должны быть готовы к гонениям. На протяжении веков на Церковь обрушивались гонения разной силы: так было в первые три века ее существования, когда вся мощь карательной машины Римской империи была направлена на ее уничтожение, так было и в ХХ веке в Советском Союзе, когда Церковь подвергалась жесточайшим репрессиям.

Но даже в мирные и благополучные времена быть христианином означает готовность бросить вызов «миру сему» с его искаженными и перевернутыми представлениями о счастье, о нравственности, о добре и зле. Список Блаженств, открывающий Нагорную проповедь, показывает, что христианская нравственность лишь в некоторых аспектах смыкается с так называемой общечеловеческой нравственностью. Если общечеловеческая нравственность нацелена лишь на обеспечение мирного сосуществования внутренне чуждых друг другу субъектов, то христианская направляет устремления человека к святости и духовному совершенству, способному объединить людей в нерасторжимых узах братской любви «для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2).