II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 9. Христианская жизнь — путь духовного подвига

В Нагорной проповеди Спаситель наставляет Своих учеников: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21). Тем самым Иисус учит не привязываться ни к материальному богатству, ни к положению в обществе, ни к иным земным благам, но всегда искать Царства Небесного.

Спаситель говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне103» (Мф. 6:24). Погоня за земными благами, лихорадочный поиск обогащения несовместимы со служением Богу. На первом месте в иерархии ценностей должен стоять Бог; все остальные блага могут стоять лишь на втором и последующих местах.

Призывая Своих учеников не погружаться в земные заботы, Иисус напоминает им о Промысле Божием: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?.. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:26–33).

Этими словами Спаситель не запрещает человеку работать, заботиться о пропитании для себя и своих детей — Он предостерегает от порабощения труду, от превращения труда в самоцель. Христианству чужд идеал человека, самозабвенно отдающего все силы и здоровье земному труду без выхода в духовные сферы. Оно рисует другой идеал: человека, живущего на земле, но не поглощенного суетой и многозаботливостью земных дел, а ищущего «Царства Божия и правды его», помнящего о своем Небесном Отце и уповающего не столько на свои силы, сколько на Промысл Божий.

Иисус учит: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13–14). Он также говорит: «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф. 18:8–9). Эти метафоры использованы для указания на ту беспощадность и решительность, с какой христианин призван истреблять в себе порочные склонности.

Христианская жизнь — это путь духовного подвига и борьбы. Но в этой борьбе человек не одинок. Сам Бог помогает ему преодолевать искушения и соблазны, искоренять в себе пороки и идти по пути добродетели, если человек обращается к Нему за помощью, помня Его обещание: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7–8).