II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 7. Воспитание детей / Христос и дети

Иисус Христос учил с особой заботой и вниманием относиться к детям: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

В Евангелии содержится такой эпизод из жизни Спасителя: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:13–16).

Другой эпизод не менее характерен: «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:1–7).

В этих словах Господь указывает, что критерии оценки значимости того или иного человека в Царстве Небесном противоположны тем критериям, по которым человека оценивают на земле. В пример приводится ребенок: он в большей степени отвечает идеалу, начертанному в Нагорной проповеди, чем взрослый человек. Христианин призван доверять Богу — Своему Отцу, подобно тому как маленькие дети доверяют своим родителям.

Спаситель также напоминает об ответственности взрослых за воспитание детей. Развращение детей является тяжелейшим грехом. Соблазнам «надобно придти», но не потому, что такова воля Божия, а потому, что в мире, где добро и зло тесно переплетены, соблазны, подобно плевелам, растут на одном и том же поле с пшеницей (Мф. 13:24–30). Тем не менее, каждый, кто сеет соблазн, несет за него личную ответственность, которая несравненно усугубляется, если объектом греховных или развратных действий, а также различных форм пропаганды греха становятся дети.