I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 5. Троица / Бог един, но в трех Лицах

Учение о том, что Бог един, но в трех Лицах, является богооткровенным. В основу этого учения легли упоминания Иисуса Христа о Своем Отце и о Святом Духе, особенно многочисленные в Евангелии от Иоанна. У апостола Павла мы также встречаем многократные указания на трех Божественных Лиц. Одно из своих посланий он завершает словами: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор. 13:13).

Термин «Троица» не встречается в Новом Завете. Однако он появился в христианском богословии не позднее II века и прочно вошел в богословский словарь христианской Церкви. Этим термином обозначается единый Бог, прославляемый в трех Лицах.

Вера в Святую Троицу никоим образом не умаляет монотеизм — веру в единого Бога. Троица — это не три Бога, но единый Бог. При этом каждое из Лиц Троицы является не частью Бога, но всецелым Богом. Таким образом, Отец — Бог, Сын — Бог, Святой Дух — тоже Бог. Но все трое вместе — единый Бог.

Источником Божества в Троице является Отец: от Него рождается Сын и исходит Дух Святой58. И рождение Сына, и исхождение Духа — не события, происходящие во времени: это личные качества, или свойства, Сына и Духа, присущие Им от вечности. Церковь верит, что Бог всегда пребывал в трех Лицах, только истина эта не была явлена в Ветхом Завете: эту истину явил людям Господь Иисус Христос.

Три Лица Пресвятой Троицы вечно пребывают в союзе любви и единстве мысли и действия. Между Ними нет и не может быть никакого конфликта, противоречия или несогласия. О Своих взаимоотношениях с Отцом Иисус сказал: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин. 5:19–20). А о Святом Духе Иисус говорил: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14–15).

Сын Божий — «ходатай пред Отцем» (1 Ин. 2:1) за весь человеческий род. Но и Дух Святой «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными», «ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26, 27).