III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 9. Другие Таинства и обряды / 9.2. Брак

Браком, или Венчанием, называется священнодействие, совершаемое над лицами, вступающими в супружеский союз. По учению Церкви, «брак есть Таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестой взаимной верности перед священником и Церковью, благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа и Церкви и подается благодать благочестивого единодушия для законного рождения и христианского воспитания детей»133.

В соответствии с древними церковными канонами, к Таинству Брака могут быть допущены только лица православного вероисповедания134.

Таинство Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Обручение может быть совершено отдельно от венчания или непосредственно перед ним. При обручении будущие супруги дают друг другу клятву в верности, и священник читает молитвы о том, чтобы Бог благословил их брачный союз.

Само венчание по своей структуре напоминает Божественную Литургию: это связано с тем, что в древней Церкви венчание нередко совершалось за Литургией и при совершении Таинства присутствовала вся церковная община (в современной практике венчание совершается, как правило, отдельно от богослужения, и на нем присутствуют только родственники и друзья жениха и невесты). Чин Венчания включает в себя возложение венцов на головы жениха и невесты, а также разнообразные молитвы и прошения, через которые раскрывается смысл брачного союза.

Этот смысл раскрывается и через чтение отрывка из послания апостола Павла к Ефесянам, содержащего такие слова: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя... Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:22–33).

В этих словах не следует видеть лишь отражение древнего патриархального уклада, в соответствии с которым муж является главой семьи, а женщина занимает подчиненное положение. Акцент делается прежде всего на супружеской верности: любовь мужа к жене должна быть жертвенной, он должен заботиться о ней и любить ее по образу жертвенной и самоотверженной любви Христа к Церкви, а жена должна стремиться ни в чем не оскорбить мужа.

Читается евангельский рассказ о том, как Иисус Христос на браке в Кане Галилейской превратил воду в вино (Ин. 2:1–11). Чтение этого евангельского отрывка подчеркивает тáинственный характер брака. В Таинствах материальные предметы наполняются божественным присутствием, приобретая целительные свойства через преложение (изменение) под действием Духа Святого: хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христа, состав из благовонных масел становится святым миром, обычная вода изменяется в воду святую. Одновременно в Таинстве происходит преложение того, кто участвует в нем: в Крещении человек прелагается из ветхого в нового, рождаясь заново; в Евхаристии он прелагается в члена Тела Христова, соединяясь со Христом. В браке происходит преложение двух людей в «одну плоть» (Быт. 2:24), одно тело, переход из разрозненности в единство, из разобщенности в союз. Это соединение происходит благодаря силе взаимной любви супругов и действию благодати Божией.

Преложение воды в вино, кроме того, является символом превращения будней семейной жизни в праздник. Брачный союз, благословленный Христом, союз, в котором Господь Сам незримо присутствует, должен стать непрестанным праздником откровения супругами друг в друге лика Божия, непрестанным превращением их совместной будничной жизни в праздник.