III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 9. Другие Таинства и обряды / 9.1. Исповедь

Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении.

Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) — весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3–5).

Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние — не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).

Видение своих грехов и недостатков — важнейшая предпосылка для покаяния. Для того чтобы увидеть свои грехи, нужно постоянно сверять свою жизнь с Евангелием — с Нагорной проповедью Спасителя из Евангелия от Матфея, с другими Его наставлениями. В свете этих наставлений, как в зеркале, становится видно все то, в чем человек «не дотягивает» до нравственного идеала.

Исповедь может совершаться в форме молитвенного обращения к Богу или в форме беседы со священником. Важна не форма, а содержание исповеди. Не следует на исповеди рассказывать о совершённых грехах в подробностях, излагая обстоятельства дела и различные сопутствовавшие факторы. Не следует говорить о чужих грехах или жаловаться на других людей. Не следует превращать исповедь в обсуждение «проблем», жизненных трудностей, богословских вопросов. Исповедь — это прежде всего рассказ о своих недостатках, грехах и пороках. Условие освобождения от них и прощения — твердое желание исповедующегося отказаться от них или, по крайней мере, бороться с ними.

Очень часто люди, приходя на исповедь раз за разом, называют одни и те же грехи. Это не означает, что исповедь бесполезна. Освобождение от грехов не происходит автоматически. Грехи являются не чем иным, как духовными болезнями. Как и в случае с болезнями телесными, здесь очень важно правильно поставить диагноз: этот диагноз на исповеди человек ставит себе сам, а помогает ему в этом священник. Далее — не менее важно четко изложить симптомы болезни своей души, чтобы врач мог подобрать правильные духовные лекарства. Что же касается исцеления, то иногда это длительный и сложный процесс, который может продолжаться долгие годы.

Чем ближе человек к Богу, тем больше он ощущает свою греховность и свое несовершенство, тем острее осознает собственные недостатки. Апостол Павел считал себя первым из грешников (1 Тим. 1:15). Покаяние приводит человека к глубокому осознанию своей греховности, при этом в других людях он начинает видеть все меньше и меньше недостатков, а если и видит, то умеет отделять грех от грешника, болезнь от больного.

Покаяние — это переоценка ценностей, коренное изменение во взглядах на самого себя и на окружающих людей. Подлинное покаяние не приводит ни к унынию, ни к отчаянию. Наоборот, оно способно принести внутреннюю глубокую радость, подобную той, которую испытывает человек, выздоравливающий после долгой тяжелой болезни.

Исповедь завершается тем, что священник прочитывает над кающимся слова разрешительной молитвы, в которой говорится о том, что Господь прощает ему все грехи. Непременным условием действенности этой молитвы является искренность кающегося. Если из-за ложного стыда или по каким-то иным соображениям человек, пришедший на исповедь, утаивает от священника те или иные грехи, он не получает прощения от Бога, и таинства духовного исцеления не происходит.