III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 2. Молитва / Молитва Иисусова
В православной традиции с древних времен употребляется Иисусова молитва. Она существует как в полной форме — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)», — так и в сокращенных вариантах, например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», «Сыне Божий, помилуй мя». Такую молитву, или даже еще более краткую — «Господи, помилуй» (которая часто звучит за богослужением), — можно произносить про себя. Постоянное произнесение такой молитвы помогает человеку ни на минуту не забывать о Боге.
Апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5:16–18). В этих словах христианская жизнь описывается, во-первых, как наполненная постоянной радостью от ощущения присутствия Бога. Во-вторых, христианин призывается молиться непрестанно, а не только эпизодически: именно этот идеал нашел свое воплощение в практике Иисусовой молитвы. В-третьих, христианин призван за все благодарить Бога: не только за удачи, успехи и радости, но и за скорби и страдания, которые Бог посылает ему для испытания его веры и терпения.
Молитва благодарственная, покаянная и просительная
Молитва в зависимости от своего содержания может быть благодарственной, покаянной или просительной.
Очень часто человек приписывает своим способностям и трудам те успехи, которых он не достиг бы без помощи Божией. Нередко за событиями своей жизни человек не видит Бога, Который непрестанно о нем заботится. Очень важно уметь благодарить Бога за Его благодеяния, учиться видеть Его участие в нашей жизни.
Многие молитвы, составленные святыми, имеют покаянный характер. Каждый раз, отходя ко сну, христианин призывается вспомнить прошедший день и испросить у Бога прощения за допущенные ошибки. При первом же удобном случае эти ошибки нужно назвать на исповеди.
Просительная молитва может иметь самое разное содержание. Человек может просить помощи Божией в духовной жизни, а также в разного рода материальных нуждах. Не следует стесняться обращаться к Богу даже с самыми незначительными просьбами. Но молитву нельзя считать лишь средством к достижению каких-либо материальных благ. В молитве важен сам факт предстояния человека Богу и общения с Ним.