III. ЦЕРКОВЬ И БОГОСЛУЖЕНИЕ / 1. Богородица и святые / Святые

Христиане молятся святым. К святости призваны все христиане, но лишь немногие достигают ее, «ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14). Некий человек спросил Иисуса: «Господи! неужели мало спасающихся?» Иисус ответил: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лк. 13:23–24).

Святые — это люди, которые избрали «тесный» путь, ведущий в жизнь вечную, прошли этим путем до конца и стали для миллионов христиан образцами для подражания. Своей жизнью и подвигом они доказали, что святость — не недостижимый идеал, а та норма, на которую должны ориентироваться все верующие. Но подвиг свой святые совершали не в одиночку: Сам Бог помогал им. На вопрос «Кто же может спастись?» Господь ответил: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:26–27). Иногда кажется, что духовно-нравственные требования христианства превышают человеческие силы. Но святые доказали, что это не так и что, если человек не надеется только на свои силы, а верует в Бога и уповает на Его помощь, «все возможно верующему» (Мк. 9:23).

В церковном календаре святые разделяются на несколько ликов (чинов, категорий) в соответствии с временем их жизни, подвигом, который они несли, и саном, которым обладали. Различают святых ветхозаветной Церкви и святых, просиявших во времена Нового Завета.

К числу ветхозаветных святых относят, прежде всего, праведников, о которых рассказывается на страницах Библии, таких как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, царь Давид и некоторые другие. В христианской Церкви почитаются пророки Илия и Елисей, о которых повествуется в Библии, а также те пророки, чьи книги вошли в ее состав: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил и 12 «малых пророков». Цепочку ветхозаветных праведников замыкает Иоанн Креститель, стоящий на пороге Нового Завета и открывающий своим именем список христианских святых (его иногда называют последним пророком и первым христианским мучеником).

Церковь почитает апостолов — непосредственных учеников Христа, избранных Им Самим на служение. Согласно Евангелиям, Иисус избрал двенадцать апостолов (Мф. 10:1–5; Мк. 3:13–19; Лк. 6:13–16), а потом других семьдесят (Лк. 10:1). Из двенадцати один сделался предателем, и после воскресения Христова на его место был избран другой (Деян. 1:15–26). Затем Сам Господь чудесным образом призвал на служение Павла, до того бывшего гонителем Церкви (Деян. 9:1–20). Апостолы Петр и Павел почитаются как «первоверховные», другие апостолы — и от двенадцати, и от семидесяти — также пользуются общецерковным почитанием. Особым образом Церковь прославляет четырех евангелистов — Матфея и Иоанна, бывших апостолами от двенадцати, и Марка и Луку, апостолов от семидесяти.

Почитание мучеников известно в Церкви с глубокой древности. Многие апостолы, включая Петра и Павла, завершили жизнь мученической кончиной. Первые три века в истории христианской Церкви были эпохой гонений, когда мученичество было массовым подвигом. Гонения на Церковь возобновлялись периодически, и новейшая эпоха — ХХ век — дала миру целый сонм мучеников, засвидетельствовавших свою верность Христу в тяжелейших испытаниях и мучениях. К числу мучеников относятся, в частности, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, чьи имена носят многие христиане.

Исповедниками называют святых, которые подвергались мучениям за Христа и мужественно их претерпели, но остались живы и умерли своей смертью.

Святителями называют святых, имевших епископский сан. К их числу принадлежит, в частности, Николай Мирликийский, или Николай Чудотворец (известный в русской традиции как «Николай Угодник»), живший в IV веке, а также его современники — Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст — и многие другие святители последующих веков. Те епископы и священники, которые закончили свою жизнь мучениками, называются священномучениками.

Преподобными называют святых, которые были монахами и прославились подвижнической жизнью, прозорливостью и чудотворением, а также иными духовными дарами. К этому лику относятся основатели монашества — Антоний, Пахомий, Макарий и Иларион Великие, жившие в IV веке, а также основатели русского монашества Антоний и Феодосий Печерские (XI в.) и святые более позднего времени, в том числе Сергий Радонежский, Серафим Саровский и Силуан Афонский. Те преподобные, которые окончили жизнь мученически, называют преподобномучениками.

Юродивыми, или блаженными, называют святых, которые при жизни несли особый подвиг — принимали на себя личину безумия, чтобы подвергаться оскорблениям и поношению от людей. За этой личиной часто скрывались великие духовные дары, в том числе дар пророчества. Наиболее известный византийский юродивый — Андрей, с чьим именем связано установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы107. Самый известный русский юродивый — Василий Блаженный, с именем которого связан известный храм на Красной площади в Москве. Большим почитанием пользуется блаженная Ксения Петербургская108.

Среди святых немало царей и цариц, благоверных князей и княгинь. Некоторые из них прославлены за личную святость, а некоторые — за те благодеяния, которые они оказали Церкви. Так например, император Константин Великий (IV в.) прославлен прежде всего как человек, благодаря которому христианская Церковь после трех веков гонений получила свободу. Святой великий князь Владимир Киевский (Х–XI вв.) почитается как креститель Руси. Оба упомянутых святых прославлены как равноапостольные: Церковь таким образом приравняла их подвиг к апостольскому служению.

Страстотерпцами принято называть святых, которые не были мучениками за Христа, но уподобились Ему терпеливым перенесением страданий и смерти. Как страстотерпцы почитаются, в частности, святые благоверные князья Борис и Глеб (XI в.). «Царственными страстотерпцами» именуют последнего российского императора Николая II, его супругу и детей, расстрелянных в 1918 году.

Находясь в Царстве Небесном, святые пребывают с Богом в вечном блаженстве. Но они не забывают о своих земных братьях и сестрах, слышат их молитвы, приходят на помощь и ходатайствуют о них перед Богом.