II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 4. Любовь к Богу и любовь к ближнему / Христианское понимание любви
Ветхий Завет призывал человека любить ближнего, «как самого себя», и в этом призыве заключалась вершина ветхозаветной этики. Поскольку вопрос книжника касался исключительно закона Моисеева, Иисус указал на эту заповедь как одну из двух его духовно-нравственных вершин. Исходя из того, что каждый человек любит себя и желает себе добра, Иисус в Нагорной проповеди сформулировал правило, суммирующее ветхозаветный принцип отношения к ближним: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Однако в собственном учении Иисуса о любви слышен иной голос, звучит иная тональность, чем та, в которой выдержаны нравственные увещания закона Моисеева. В конечном итоге, Иисус призывает любить ближнего не как самого себя, а больше самого себя. Он призывает человека быть способным отдать жизнь за ближнего (Ин. 15:13). Пожертвовать жизнью ради другого человека — вот предел, которого достигает христианская любовь.
Любовь — основополагающее понятие христианского богословия и христианской этики. Нередко христианство называют религией любви, имея в виду, что учение о любви является его смысловой и ценностной сердцевиной. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:8–9). Через Свои страдания и смерть Иисус «явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13:1). И Своим ученикам Он на Тайной вечере оставил заповедь о любви друг к другу как «заповедь новую» (Ин. 13:34).
В чем ее новизна? В том, что Христос призывает Своих учеников любить друг друга не обычной любовью, основанной на взаимности, а той жертвенной любовью, которая не ожидает ответной любви. Речь в Его словах не идет о любви, которая определяется общей принадлежностью любящего и любимого к одному народу. Это и не та естественная любовь, которая существует между людьми, скрепленными кровным родством или узами дружбы. Речь в словах Иисуса идет о качественно иной любви — той, которая объемлет все перечисленные виды любви и превышает их, имея сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником может быть только Сам Бог.
Христианское учение о любви в полной мере реализуется только в Церкви, и именно Церковь — то пространство, где христиане призваны учиться любви у Самого Христа. Но любовь, к которой они призваны, должна распространяться не только на членов Церкви. Она должна охватывать собой всех без исключения людей, включая личных врагов конкретного человека. Христианину не следует делить людей на друзей и врагов, на своих и чужих. Для него все — свои, ближние и родные. И каждого он призван любить вне зависимости от того, встречает он ответную любовь или нет.