II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 1. Десять заповедей Ветхого Завета
Христианская этика имеет предысторию в Ветхом Завете. В книге Исход повествуется о десяти заповедях, которые Бог дал Израильскому народу через Моисея. Вот они с небольшими сокращениями:
1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле...
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его... ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:2–17).
Эти десять заповедей составляют основу ветхозаветной нравственности. Они сохраняют свою значимость и для христианства, о чем свидетельствует разговор Иисуса с богатым юношей, который «подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:16–19). Из десяти заповедей Моисеевых Иисус цитирует шестую, седьмую, восьмую, девятую и пятую, присоединяя к ним заповедь о любви к ближнему.
Высоко ценя заповеди Ветхого Завета, Иисус, тем не менее, предлагал Своим последователям путь, не сводящийся к их исполнению. Это тот путь духовного совершенства, на который Он указал богатому юноше и по которому юноша не захотел пойти: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Путь, предлагаемый Иисусом, не отвергает Моисеево законодательство, но ведет человека значительно дальше — к вершинам духовного совершенства.
Отношение Иисуса к закону Моисееву наиболее полно раскрывается в Нагорной проповеди. Это отношение двояко. С одной стороны, Он говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). С другой, именно Нагорная проповедь, как мы увидим дальше, свидетельствует о том, что нравственное учение Христа не было ни повторением, ни расширением, ни прямым продолжением ветхозаветной нравственности.
Ветхий Завет целиком включен в христианскую Библию и сохраняет свою значимость в качестве Божественного Откровения, данного человечеству на определенном этапе его развития. Однако многие ветхозаветные установления, касающиеся нравственности, были в христианской традиции переосмыслены, дополнены и расширены, а некоторые изменены или упразднены.
Так, например, заповедь о соблюдении субботнего покоя в том виде, в каком она понимается в Ветхом Завете, в христианской традиции фактически отменена. В то же время, суббота в христианском литургическом календаре остается особым днем, когда вспоминаются все усопшие, а Великая Суббота (день накануне Пасхи) посвящена воспоминанию упокоения Господа Иисуса Христа во гробе, прообразом которого было упокоение Бога от всех дел в седьмой день творения. Днем, который христиане особым образом посвящают Богу, является воскресенье84.
Запрет на убийство сохраняет свою значимость в христианстве, распространяясь в том числе на тех, кто по тем или иным причинам желает собственной смерти. Самоубийство, по учению Церкви, является смертным грехом85. К самоубийству приравнивается так называемая активная добровольная эвтаназия — когда человек кончает с собой руками других людей86.
Церковь всегда призывает к миру и считает войну злом, а убийство грехом и преступлением. В то же время, убийство врага на войне преступлением не является, когда речь идет о защите Родины и близких87. Церковь всегда высоко ценила воинский подвиг: некоторые воины причислены к лику святых и на иконах изображаются с оружием в руках88. К воинам, отдавшим жизнь за других на поле брани, Церковь относит слова, сказанные Иисусом о Самом Себе: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
Заповедь о почитании родителей также сохраняется в христианстве (Мф. 15:3–6; 19:19; Лк. 18:20). В то же время Иисус подчеркивает, что любовь к Нему выше любых родственных связей: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Ситуация выбора между любовью ко Христу и послушанием воле родителей возникает в том случае, если родители противятся христианской вере, пытаются отговорить детей от следования за Христом.