II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 3. Ветхозаветные заповеди и христианская нравственность / Любовь к врагам
Еще один важнейший принцип христианской этики сформулирован в следующих словах Спасителя: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас... Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:43–47).
Этот призыв Иисуса в том контексте, в каком был произнесен, имел социально-политическое измерение: отказаться от представления о других народах как врагах своего народа, о язычниках и иноплеменниках как врагах Божиих, для иудея означало не что иное, как полностью утратить почву под ногами, лишиться одной из главных составляющих своей идентичности, утратить мотивацию к борьбе за национальное самоопределение.
Своей заповедью Иисус, прежде всего, пытается раздвинуть рамки мышления слушателей, заставить их понять, что Его учение имеет универсальный характер. Иисус не противопоставляет любовь к врагам любви к ближним: он расширяет понятие «ближних», включая в него врагов. Основную мысль Его наставления можно передать следующим образом: отношение к человеку не должно зависеть от его отношения к нам; любовь не должна быть только взаимной; добро не может быть только ответным. В проявлении любви и делании добра христианин призван занимать про-активную, а не ре-активную позицию: он должен не просто реагировать на чувства и поступки других, но сам становиться источником любви и добра.
Именно такой образ действий являет Иисус. К Нему стекались тысячи людей, и Он общался с ними, исцелял их болезни, вникал в их нужды, проявлял к ним любовь и милосердие, не ожидая ни ответной любви, ни благодарности, ни награды. Его внимания и любви не была лишена ни одна категория людей, включая мытарей и блудниц. Даже фарисеи и законники не оставались без Его заботы: жестко и непримиримо относясь к фарисейству, обличая его наиболее уродливые проявления, Иисус не отказывался общаться с фарисеями, отвечать на их вопросы, посещать их дома и сидеть с ними за одним столом. Что же касается заповеди молиться за обижающих и гонящих, то ее Он исполнил буквально, когда на кресте молился за тех, кто распинал Его (Лк. 23:34).
Заповедь о любви к врагам можно назвать квинтэссенцией всей христианской нравственности: в ней, как в фокусе, отражены другие заповеди Христа. Именно заповедь о любви к врагам наиболее решительно обновляет ветхозаветное представление о любви, о нравственности, о тех критериях, на которых должно строиться отношение человека к ближнему. Эта заповедь закладывает основу того нового миропорядка, который в полной мере может быть осуществим только в общине учеников Иисуса — в Церкви.
Любовь — это внутреннее чувство, которое имеет не столько рациональную, сколько эмоциональную основу. По этой причине человеку очень трудно заставить себя полюбить кого-то, принудить себя любить врагов, даже если разумом он понимает, что это нужно. Любовь к врагам не достигается путем самовнушения, она не может быть следствием решения человека поступать по отношению к ближним так, а не иначе. Безусловно, для приобретения любви к врагам требуется работа над собой, но одной этой работы недостаточно. Необходима еще и «благоприятная среда», в которой человек будет развивать в себе это качество. Такой средой является Церковь.
Нравственные принципы, сформулированные Христом, действуют прежде всего внутри Церкви — общины Его учеников. Но христианин не может быть таковым только в среде себе подобных: он должен воплощать в жизнь христианские нравственные принципы в том числе в среде людей, чуждых этим принципам.
Учение о любви к врагам не следует воспринимать как призыв к отказу от защиты родины или защиты истины. Святитель Филарет Московский писал: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите врагов ваших»90.