II. ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ / 3. Ветхозаветные заповеди и христианская нравственность / Непротивление злу силой
Важнейший принцип христианской этики сформулирован в следующих словах Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:38–42).
Здесь Иисус выступает против принципа адекватного возмездия, лежащего в основе многих нравственных систем. Этот принцип был важен для предотвращения непропорциональной мести в той социо-культурной среде, которая описана на страницах Ветхого Завета. Но Христос выдвигает новый принцип: на зло не следует отвечать злом.
Почему Иисус заповедует не отвечать злом на зло? Потому что зло врачуется не злом, а добром: искоренить зло можно только при помощи добра. В случае конфликта между двумя людьми нравственную победу, с христианской точки зрения, одерживает не тот, кому удалось отомстить обидчику, а тот, кто воспрепятствовал продолжению конфликта, пойдя на уступки, в том числе пожертвовав своими интересами. В общественном сознании такой человек может выглядеть побежденным, но его личная победа над злом имеет для него большее значение, чем те его интересы, которые при этом могли быть ущемлены.
Принцип непротивления злу силой не следует воспринимать как пассивность перед действующим в мире злом. Христианин должен бороться со злом в самом себе, противостоять злу на уровне своей семьи, общества и государства. Он призван вставать на защиту обижаемых и угнетаемых, защищать родину в случае опасности, защищать Церковь от поругания.