I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 7. Крещение / 7.2. Порядок совершения Таинств Крещения и Миропомазания
В соответствии с традицией древней Церкви современный чин Таинства Крещения включает в себя две части — оглашение и собственно Крещение. Под оглашением понимается серия молитв и священнодействий, предшествующих Крещению76. Оглашение может совершаться и отдельно от Крещения, однако на практике, как правило, происходит непосредственно перед ним.
Начало чина оглашения
Оглашение начинается молитвой о том, чтобы крещаемый наполнился верой, надеждой и любовью: читая эту молитву, священник возлагает на него руку. Далее следует серия заклинаний — текстов, адресатом которых является не Бог, а диавол: священник в этих заклинаниях требует от диавола, чтобы он отошел от крещаемого и больше не прикасался к нему. За заклинаниями следуют две молитвы, обращенные к Богу: в них священник просит Бога изгнать нечистых духов из крещаемого, отогнать от него всякое действие диавола, сокрушить сатану под ноги его, даровать ему победу над сатаной и другими нечистыми духами, открыть внутренние очи крещаемого, просветить его светом Евангелия, приставить к нему ангела-хранителя, который будет избавлять его от всякого диавольского действия.
Затем священник крестообразно дует на крещаемого, обращаясь к Богу со словами: «Изгони из него всякого злого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его». По учению Христа, сердце является источником не только добра, но и зла в человеке (Мк. 7:21–22), а потому прежде Крещения сердце должно быть очищено благодатью Божией.
Отречение от сатаны
Далее совершается чин отречения от сатаны. Священник, повернув крещаемого лицом к западу, обращается к нему с вопросом: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, и всех ангелов его77, и всех слуг его, и всей гордыни его?» На этот трижды задаваемый вопрос крещаемый трижды отвечает: «Отрекаюсь». На вопрос «Отрекся ли ты от сатаны?» трижды отвечает: «Отрекся». Затем священник призывает крещаемого дунуть и плюнуть на сатану. Этот древний обряд у некоторых в наше время вызывает улыбку, но он имеет глубокий символический смысл: отрекаясь от сатаны, человек бросает ему вызов и открыто объявляет о том, что с этого момента становится на сторону Бога. Христианская жизнь — это не сладкое времяпрепровождение, но духовная борьба, в том числе с темными и злыми силами. Апостол Павел говорит: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей78, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:11–12).
Принимая Крещение и тем самым бросая диаволу вызов, человек одновременно получает благодатную силу, которая позволит ему в дальнейшем изживать зло в самом себе и преодолевать искушения, приходящие от диавола. В молитвах чина оглашения подчеркивается, что власть диавола над человеком — кажущаяся, иллюзорная: вооруженный силой благодати человек с легкостью преодолевает искушения.
Соединение со Христом
После того как отречение от сатаны завершено, крещаемый оборачивается лицом к востоку (то есть к алтарю) для торжественного провозглашения своего соединения со Христом. Священник троекратно спрашивает его «Соединяешься ли со Христом?», на что он каждый раз отвечает: «Соединяюсь». После этого крещаемый (или восприемник от его имени) читает Символ веры. Затем священник призывает крещаемого поклониться Богу — Отцу и Сыну и Святому Духу — и читает молитву о том, чтобы Бог призвал его к Таинству Крещения. Этим обряд оглашения завершается.
Освящение воды
Далее следует само Таинство Крещения, которое начинается с прошений и молитв о воде: чтобы она была освящена силой, действием и сошествием Святого Духа; чтобы на нее была ниспослана благодать избавления и благословение Иордана; чтобы на нее снизошло очистительное действие Троицы; чтобы она получила силу отгонять наветы всех видимых и невидимых врагов. Добавляются молитвы о церковной общине и о крещаемом: чтобы он был достоин Царствия Божия; чтобы был чадом света и наследником вечных благ; чтобы был причастником смерти и воскресения Христа; чтобы до дня Страшного суда сохранил одежду Крещения и обручение Духа нескверным и непорочным.
В молитвах на освящение воды священник, прежде всего, прославляет Бога за Его величие и благодарит за благодеяния к роду человеческому, главным из которых было пришествие в мир Богочеловека Христа. Вспоминается крещение Христа от Иоанна. Священник просит, чтобы благодать Святого Духа сошла на воду и сделала ее «водой избавления, водой освящения, очищением плоти и духа, разрешением от уз, прощением прегрешений, просвещением души, купелью возрождения, обновлением духа, даром усыновления79, одеждой нетления, источником жизни».
Крещение
Погружению в воду предшествует обряд помазания освященным елеем: крестообразно помазываются лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крещаемого. Затем священник трижды погружает его в воду со словами: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Собственно, этот момент и является Крещением.
Вода в Крещении выполняет особую роль: будучи символом чистоты и очищения, она омывает тело человека, одновременно освобождая его душу от грехов и духовно обновляя его. В Православной Церкви Крещение совершается через полное погружение (само славянское слово «крещение» означает не что иное, как погружение). В исключительных случаях возможно Крещение через обливание или даже (например, если человек тяжело болен, находится при смерти, подключен к аппарату искусственного дыхания и т.д.) через окропление80.
Схождение в воду символизирует смерть, выход из воды — воскресение. В Крещении человек, по учению Церкви, заново рождается, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:9–10).
Миропомазание
В Православной Церкви Таинство Крещения соединяется с еще одним Таинством — Миропомазания. Оно совершается сразу же после того как крещаемый вышел из воды и облекся в белую ризу — символ чистоты и обновления (по традиции, в этот же момент на новокрещеного надевают нательный крестик).
Миропомазание — Таинство, в котором человек получает «печать дара Духа Святаго». При произнесении этой формулы священник помазывает лоб, глаза, уши, ноздри, рот, грудь, руки и ноги крестившегося освященным миром — специальным составом из благовонных масел. Миро изготавливается под непосредственным наблюдением Патриарха (главы Поместной Церкви), раздается им по епархиям, а каждый приход получает его от епископа. Таким образом, через освященное Патриархом миро, помимо получения дара Духа Святого, символически осуществляется также и связь между Патриархом, епископом, священниками и каждым верующим.
Помазание — древний обычай: в Ветхом Завете пророки помазывали царей на царство; через помазание священники поставлялись на служение. В Новом Завете было упразднено потомственное левитское священство81, и все христиане стали восприниматься как «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Соответственно, и древний обычай помазания был переосмыслен, и помазание стало доступно всем, кто последовал Христу, «возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:5–6).
Иисус Христос в Своем лице совмещает служения царя и священника, и Своим последователям Он также дает власть быть царями и священниками в том смысле, что христианин призван господствовать над греховными страстями, а свою жизнь воспринимать как служение Богу, с благодарностью возвращая Ему те дары, которые от Него получил.
Крещальная процессия, чтения из Апостола и Евангелия
За Миропомазанием следует троекратное обхождение крещальной купели всеми участниками Таинства — священником, новокрещеным и восприемниками. Этот обряд сохранился с тех времен, когда людей крестили накануне Пасхи и они в белых одеждах торжественно входили в храм, где их приветствовала церковная община.
Далее читается текст из Послания апостола Павла к Римлянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:3–11).
Это чтение из Апостола как бы подводит итог Таинству Крещения, в то же время раскрывая его глубинный смысл. В свете слов апостола Павла оживает вся символика погружения в воды крещальной купели как подобия смерти Господа. Благодаря Крещению и жизнь, и смерть, и воскресение Христа становятся частью духовного опыта христианина. В то же время апостол подчеркивает нравственный смысл Крещения как смерти для греха и воскресения к «обновленной жизни».
После Апостола следует евангельское чтение, повествующее о заповеди крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа, которую Христос дал ученикам (Мф. 28:16–20). Это чтение свидетельствует о том, что Таинство Крещения является богоустановленным. В то же время оно напоминает о постоянном присутствии Христа в Церкви: «Се, Я с вами до скончания века» (Мф. 28:20).
Чтение Евангелия — смысловое завершение Таинства Крещения. В современной практике за ним следуют обряды, которые в древней Церкви совершались на восьмой день после Крещения: омовение мира с тела крещаемого и пострижение волос в знак послушания Богу. Совершается также «воцерковление»: новокрещеного подводят (или подносят) к вратам алтаря, он прикладывается к иконам Спасителя и Божией Матери. Новокрещеных младенцев мужского пола принято вносить в алтарь и обносить вокруг престола.