I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 7. Крещение / 7.1. Крещение — Таинство Церкви

 

Первое, что необходимо знать о Крещении: это не просто обряд. Крещение — это Таинство. На языке Церкви Таинствами называют такие священнодействия, в которых Бог оказывает прямое воздействие на человека, подавая ему Свою спасительную благодать.

Крещение — одно из семи Таинств Церкви. В число Таинств, наряду с Крещением, входят также Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение74. Но именно Крещение — то первое Таинство, с которого начинается жизнь христианина. Именно оно открывает двери в Церковь, дает допуск ко всем остальным Таинствам, делает человека членом Церкви.

Крещение — это духовное рождение. Об этом сказал Сам Иисус Никодиму, пришедшему к нему для беседы: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Никодим не понял слов Спасителя и спросил: «Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?» На это Христос ответил: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3:3–6).

Крещение соединяет человека с Богом, дает ему силы противостоять диаволу, вести христианский образ жизни. Крещение не избавляет от болезней, но помогает преодолевать те духовные болезни, которые на христианском языке называются грехами и которые отрицательно влияют на весь духовно-телесный состав человека. Многие болезни являются прямым или косвенным следствием греховного образа жизни. Помогая человеку освобождаться от грехов, Церковь способствует его исцелению, тем самым укрепляя его и духовно, и телесно.

Церковь верует, что в Таинстве Крещения человеку прощаются все грехи. Что же касается грехов, которые он совершает после Крещения, то от них он может очиститься в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Крещение в Новом Завете

Исторически христианскому Крещению предшествовало крещение Иоанново (Мф. 3:1–12; Мк. 1:4–8; Лк. 3:3–17). По содержанию оно было «крещением покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3).

После того, как Иисус крестился от Иоанна, Он «пришел с учениками Своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил» (Ин. 3:22). В скором времени Он передал право крестить людей Своим ученикам (Ин. 4:2). Возносясь на небо, Он повелел им учить все народы и крестить их (Мф. 28:19). По прямому повелению Иисуса ученики стали проповедовать и принимать в Церковь уверовавших через Крещение. Крещение стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, открывало путь к полноценному участию в церковной жизни.

Оглашение

Крещению всегда предшествовало оглашение — научение истинам христианской веры. Оно могло быть более или менее продолжительным — от нескольких часов или нескольких дней до нескольких недель, месяцев или лет.

В книге Деяний рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о грядущем Христе (Ис. 53:7–8). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил: «Разумеешь ли, что читаешь?» Вельможа ответил: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» и попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп «отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе». Между тем, они подъехали к воде, и евнух спросил: «Вот вода, что препятствует мне креститься?» Филипп ответил: «Если веруешь от всего сердца, можно». Евнух сказал: «Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий». Эти слова были тем кратким исповеданием веры, которого было достаточно для того, чтобы принять Крещение. Апостол крестил евнуха, после чего Дух Святой сошел на него (Деян. 8:27–39).

В наше время оглашение тоже предшествует Крещению. Очень важно, чтобы взрослый человек подходил к Крещению сознательно — чтобы не воспринимал Крещение просто как ритуал, в котором можно поучаствовать, не понимая его смысла. Именно для этого и необходима подготовка.

Если же Крещение совершается над младенцем, то от него, конечно же, сознательной веры не требуется. Но такая вера требуется от его родителей и восприемников — крёстных родителей. Родители должны быть готовы к тому, чтобы воспитывать ребенка в вере, а крёстные — к тому, чтобы помогать им в этом.

Крещение младенцев и взрослых

Крещение младенцев — древняя практика, существующая в Церкви с апостольских времен. Иной раз можно услышать мнение, что Крещение — это чуть ли не насилие над личностью ребенка: пусть, мол, ребенок вырастет и тогда сам решит, во что ему верить. Это неправильно. Мать начинает кормить ребенка грудью, не дожидаясь, пока он об этом попросит. И в школу ребенка отдают не потому, что он этого хочет, а потому что «так надо». С самого младенчества человек нуждается не только в пище физической, но и в пище духовной. Божественная благодать начинает воздействовать на ребенка до того, как он станет способен это осознавать. И лишать ребенка благодатного присутствия Божия — недопустимо.

Бывает, что взрослый человек не знает, крещен он или нет: ему кажется, что в младенчестве его крестили, но он не уверен. В таком случае надо подойти к священнику и сказать об этом. В подобных случаях совершается Крещение, но к крещальной формуле, как правило, добавляются слова: «аще не крещен есть» («если не крещен»).

Если человек был крещен в младенчестве, но потом долгие годы жил без веры и теперь возвращается в Церковь, повторного Крещения не происходит. В Символе веры говорится: «Исповедую едино Крещение». Этим подчеркивается единственность и неповторимость Таинства Крещения. Даже если человек отошел от Церкви, благодать этого Таинства не уходит, и когда он возвращается в Церковь, она возобновляет свое действие.

Крещение — та божественная печать, которую невозможно смыть ничем. При этом очень важно помнить, что Крещение фактически утрачивает свое действие в тех людях, которые не ходят в церковь, не исповедуются и не причащаются, ведут нехристианский образ жизни, не стремятся, насколько это возможно, жить по Евангелию.

В древней Церкви Таинство Крещения совершалось, как правило, по большим праздникам, прежде всего на Пасху, и предпасхальный период был временем подготовки к нему. От этой древней практики в великопостном богослужении остались специальные молитвы о готовящихся ко Святому Просвещению, а на Литургии Великой Субботы — обычай священников переоблачаться из темных одежд в светлые.

В наше время Крещение может совершаться в любой день по договоренности с местным священником. Чтобы креститься или крестить ребенка, нужно прийти в храм и сказать об этом либо самому священнику, либо тем, кто работает в свечной лавке и принимает заявки на совершение церковных Таинств. Они же смогут объяснить, чтó необходимо иметь при себе; заранее надо приобрести нательный крестик и белую крещальную рубашку.

Крещаемый (а в случае крещения младенца — один из родителей или восприемник) должен знать Символ веры, чтобы уметь прочесть его вслух, понимая смысл произносимого.

Восприемники

Восприемником (крёстным отцом или матерью) может быть только воцерковленный человек — православный христианин, регулярно исповедующийся и причащающийся Святых Христовых Тайн75, стремящийся жить по Евангелию и по церковному учению. Человек, исповедующий иную религию или принадлежащий к иной христианской конфессии, а тем более неверующий, не может быть восприемником. Не следует избирать в качестве восприемника «не практикующего» православного христианина, то есть такого, который лишь формально принадлежит к Православной Церкви.

Совсем не обязательно иметь двух крёстных — достаточно иметь одного (в таком случае он должен быть того же пола, что и крещаемый).

Крещение — начало большого пути

Нельзя креститься только потому, что все вокруг крещеные, или потому, что родители заставляют, друзья советуют. Нельзя крестить ребенка только для того, чтобы он не болел, хорошо учился и слушался родителей. Крещение знаменует собой вступление человека — будь то взрослый или младенец — в Церковь. Приняв Крещение, человек становится членом Церкви со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Крещение — особое событие в жизни человека, не менее значимое, чем рождение на свет Божий. День Крещения — радостный и памятный. Об этом дне можно сказать словами псалма: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!» (Пс. 117:24).

Но не следует думать, что, приняв Крещение или покрестив ребенка, можно на этом поставить точку. Наоборот, с этого момента путь христианской жизни только начинается. И этот путь — длиною в целую жизнь. Более того, он не закончится смертью, но продолжится в вечности.