I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 4. Святой Дух / Действие Святого Духа в Церкви
С Пятидесятницы началась та миссия христианской Церкви, которая продолжается по сей день и в которой Дух Святой продолжает действовать. Именно это действие Духа воспринимается в Церкви как гарант того, что учение Христа не подвергнется искажению, что Его служение будет продолжено Его учениками и последователями. Христос, оставаясь живым и действенным Главой Церкви, осуществляет руководство ею при помощи Духа Святого. Дух Святой — Тот, Кого Иисус оставил в Своей Церкви «другим Утешителем»: Он пребудет с учениками Его во век (Ин. 14:16) и будет говорить не от Себя, но от имени Христа (Ин. 16:13–14).
Если Евангелия посвящены рассказу о земном служении Христа, то книга Деяний апостольских является, прежде всего, свидетельством о действии Духа Святого в основанной Христом Церкви. Действие Святого Духа на верующих в Деяниях описывается при помощи выражений «исполниться Духа Святого» (Деян. 4:8; 4:31; 9:17; 13:9; 13:52) и «принять Духа Святого» (Деян. 8:15; 8:17); говорится также о сошествии Духа Святого на уверовавших (Деян. 8:39; 10:44; 11:15). Сошествием Святого Духа сопровождалось крещение: когда апостол Павел в Ефесе проповедовал группе учеников, «они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» (Деян. 19:6).
Церковь верит, что действием Святого Духа совершаются все священные Таинства. В частности, по действию Святого Духа хлеб и вино на Литурги́и55 становятся Телом и Кровью Христа. Благодать Святого Духа через возложение рук епископа делает людей священнослужителями. И каждый человек, принявший Крещение, получает «печать дара Духа Святаго» в Таинстве Миропомазания56.
Сила Святого Духа была явлена в жизни многих святых — от древности до недавних времен. Великий русский святой, преподобный Серафим Саровский (XIX в.), объяснял пришедшему к нему на беседу купцу Мотовилову, что целью жизни христианина должно быть стяжание (приобретение) Духа Святого. Когда Мотовилов начал спрашивать, чтó это означает, он увидел, как святой на его глазах преобразился, подобно Христу: лицо его просияло ярче солнца, от него начало источаться тепло и благоухание. Свою беседу с изумленным посетителем преподобный завершил словами: «У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого»57.