I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 2. Единый Бог — Отец и Творец / Промысл Божий

Забота Бога о человеке и обо всем мире на языке христианского богословия называется Промыслом Божиим. Промысл Божий заключается в том, что каждому человеку Бог дает жизнь и условия для развития и духовного возрастания, помогая ему в добрых делах и направляя к добрым последствиям существующее в мире зло.

Промысл есть воля Божия, которая управляет всем, что существует. Этот Промысл действует двояко. В том, что бесспорно является добром, воля Божия осуществляется беспрепятственно. Если же в мире происходит зло, то не по воле Бога, а лишь по Его попущению и потому, что люди препятствуют осуществлению воли Божией23.

Часто говорят: «на всё воля Божия». Это неверно. Воля Божия — только на добро; зло противоречит ей. Совершая вольно или невольно злое деяние, человек сознательно или бессознательно противится воле Божией. При этом Промысл Божий действует таким образом, что даже злые поступки людей Бог способен обратить на пользу.

Иногда спрашивают: почему Бог не наказывает грешников, преступников, негодяев, почему допускает зло, почему позволяет злым жить среди добрых и совершать свои злые дела? Ответ кроется не в том, что Бог не замечает зла или попустительствует ему, а в Его долготерпении. В псалмах говорится: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам» (Пс. 102:8–10).

Если бы Бог автоматически пресекал любые проявления зла в человеческой природе, Он должен был бы лишить людей свободной воли. Это превратило бы их в марионеток, а человеческое сообщество — в кукольный театр. Бог ожидает от человека, что он на каждом этапе своей жизни будет последовательно делать выбор в пользу добра — не по принуждению, а по собственному свободному выбору. Зло всегда противно Богу, но Бог не всегда пресекает зло, уважая свободу людей и их право на выбор — то право, которым Он Сам наделил их.

В то же время, ни одно злое дело не остается без последствий, и если человек совершил грех и не раскаялся, он непременно понесет наказание — либо в настоящей жизни, либо в будущей. В Ветхом Завете Бог говорит о Себе: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исх. 34:6–7).

Бог всё знает; от Него ничто не сокрыто; будущее Он видит как настоящее. Это, однако, не означает, что всё в жизни человека заранее предопределено. Христианство не верит в предопределение, рок, судьбу. Бог заранее знает все дела человека — и добрые, и злые. Но это не означает, что, стоя перед выбором между добром и злом, человек предопределен к тому или другому: выбор зависит от его свободной воли.

Из сочетания воли Божией, направленной только на добро, и воли человека, в которой добро и зло часто переплетаются, складывается в конечном итоге судьба каждого человека. При этом Бог заботится обо всех, и даже людей, сознательно вставших на путь зла, Он не оставляет Своим Промыслом.