I. ВЕРОУЧЕНИЕ / 2. Единый Бог — Отец и Творец / Понятие о Боге в Новом Завете
В Новом Завете Бог открывается через Иисуса Христа, прежде всего, как Небесный Отец. В Ветхом Завете имя «Отец» иногда применялось к Богу (Ис. 63:16), но в том смысле, что Он — Отец Израильского народа. В Новом же Завете настойчиво и последовательно проводится мысль о том, что Бог —Отец всех людей12.
О каждом человеке у Бога есть замысел, и каждый человек имеет ценность в Его очах. Для Бога нет лишних людей, нет тех, кто не заслуживал бы Его внимания и любви. Бог помнит о каждом Своем создании: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий13? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (Мф. 10:29–31).
О Своем Небесном Отце Иисус говорит, что Он «милосерд» (Лк. 6:36), что Он «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35), что Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).
Никакая человеческая доброта не сравнима с благостью Бога. В этом смысле Иисус говорит: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17; Мк. 10:18). В то же время, Он призывает своих последователей подражать Богу в Его совершенстве (Мф. 5:48), напоминая, что милосердие уподобляет их Богу (Лк. 6:36), а миротворчество делает сынами Божиими (Мф. 5:9).
На фундаменте религии Ветхого Завета Иисус создал новую религию — ту, которая делает людей сыновьями и дочерьми Бога. Усыновление Богу происходит при содействии Святого Духа: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!”14. Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:14–16).