Глава шестая

 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

В субботу второпервую случилось Ему проходить засеянными полями. Просто субботой евреи называли всякий праздник, из-за праздничного покоя. Здесь же Евангелист говорит о празднике опресноков. А эта суббота называется второпервой, поскольку она была вторая суббота пасхи и первая – опресноков. Ведь после праздника пасхи совершался праздник опресноков, который был первым из семи дней, в которые вкушали опресноки. И ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. Ищи в двадцатой главе Евангелия от Матфея толкование места: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями». Но не нужно сомневаться относительно времени года, ведь область Палестины, будучи очень теплой, приносила ранние плоды.

 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

В той же главе ты и обо всем этом найдешь толкование.

 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

Там немного спустя и это находится.

 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

Говорится и об этом в двадцать первой главе Евангелия от Матфея.

 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

В той же главе и об этом мы обстоятельно сказали. Под душой же понимай целого человека, названного по его части.

 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом.

Там и об этом сказано, в толковании места: «Фарисеи же имели совещание против Него».

 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

Ищи в Евангелии от Марка толкование начала восьмой главы, где все изложено хорошо и без опущений.

 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

В девятнадцатой главе Евангелия от Матфея ты найдешь о порядке этих апостольских имен, там, где имеется: «Дванадесятих же Апостолов имена суть сия».

 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,

 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,

 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,

Сила от Него исходила Божественная, исцеляющая тех, кто только прикасался к Нему.

 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

...Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие. Это – другие блаженства по сравнению с теми, что написаны в Евангелии от Матфея. Ведь те Господь произнес, поднявшись на гору, а эти – спустившись и став на ровном месте; и если там Он почитал блаженными нищих духом, или же смиренномудрых, то здесь – просто нищих, то есть, чуждых любви к богатству, нищих по доброй воле.

 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Также если там Он почитает блаженными алчущих и жаждущих правды, или же усиленно стремящихся к праведности, то здесь – просто алчущих, то сеть, алчущих по причине добровольной нищеты, и терпящих с благодарением, которые насытятся вечной пищи. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Плачущие не просто, но о собственных грехах, или о страданиях других людей, а говоря вкратце, плачущие по Богу, которые воссмеются в будущем веке, то есть, духовно возрадуются. Ведь смех – признак радости.

 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

Когда сделают вам перечисленное не за злобу вашу, а за Меня, за то, что вы – Мои.

 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Возвеселитесь духовно. Так поступали с пророками отцы их. Согласно сказанному, то есть, ненавидя и отлучая или же отделяя от себя и прочее. Отцы же – их, очевидно, иудеев, которые должны будут сделать это вам.

 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

...ибо вы получили (ἀπέχετε) свое утешение. Ублажив нищих, алчущих, плачущих, ненавидимых, отлучаемых, бранимых и поносимых за Него, Он, наконец, оплакивает участь тех, кто им противоположен, дабы как через блаженства обратить к первому, так и через оплакивание отвратить от второго. Богатыми же Он теперь называет тех, которые не готовы делиться, прилепившихся к богатству, обогащающихся дурным образом. «Получили» же сказано вместо: «имеете отсюда» (от самого богатства).

 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Пресыщенные в настоящей жизни, ибо взалчете в будущей, никакого не вкушая там утешения. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Смеющиеся ныне без удержу, ибо возрыдаете тогда, подвергаясь наказанию. Рыдание же – это усиленная степень плача. Или плач – это молчаливое сетование, а рыдание – то, которое слышно.

 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! Хотя вы – злы. Горе вам, говорит Он, когда будут вас восхвалять за то, что вы угождаете им, а не Богу. Ибо как блажен тот, кого неправедно оскорбляют, так в свою очередь жалок тот, кого несправедливо восхваляют. Ибо так поступали с лжепророками отцы их. Так, очевидно, тем же самым образом, восхваляя тех, которые пророчествовали, дабы угодить им.

 Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

Но вам, слушающим, говорю. Тем, которые слушаются Меня. Любите врагов ваших. Это Он сказал и в пятой главе Евангелия от Матфея, где имеется: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Там Он и это изрек.

 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

В той же главе ищи толкование и этого, прежде вышеупомянутого, там, где имеется: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб».

 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Всякому, просящему у тебя, давай. Равно как и толкование этого. И от взявшего твое не требуй назад. Это ясно.

 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

И опять в той же главе ищи толкование места: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.

Там и это ты найдешь.

 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.

Ибо это взаимообмен, а не благодеяние.

 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

И это очевидно.

 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая. Не ожидая ничего получить от них. Он повторил сказанное, тем самым еще более подтверждая эту заповедь. [Но что это за заем, с которым не сопряжено ожидание получить обратно? По отношению к тому, кто берет взаймы это – дар ввиду отсутствия надежды получить обратно, но по отношению к Богу это – заем ввиду ожидания воздаяния, ибо сказано: «Милующий нищему дает взаймы Богу»]. И будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Он – благ одновременно ко всем. В упомянутой главе Господь говорит: «Да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

И это ясно.

 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;

В вышеуказанной главе также сказано: «Не судите».

 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Давайте, и дастся вам. Давайте (оказывайте) благодеяния всяческим образом. Мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше. Это сказано в переносном значении. Ведь в обычае у тех, кто хорошо отмеряет зерно, налагая руки на модий нагнетать его книзу и трясти, стуча по нему, дабы он уплотнился, и досыпать зерно, пока он не начнет переполняться. Кто же воздаст такую меру за благодеяние? Разумеется, облагодетельствованные. Ведь когда Бог воздает за них, представляется, что воздают они сами. Но они воздадут ее тем, которые так же ревностно дают им взаймы. Ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Такой же мерой благодеяния, с которой отмеряете вы, давая взаймы нуждающимся.

 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?

Он сказал это и в двадцать восьмой главе Евангелия от Матфея, но о фарисеях (Мф. 15:14), а здесь говорит просто обо всех, которые хотя помрачили душевные очи, но берутся учить тех, кто подобен им. Ибо сперва нужно прозреть, а потом уже водить других.

 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Ученик не бывает выше своего учителя. И это в девятнадцатой главе Евангелия от Матфея Он опять-таки сказал о Себе самом (Мф. 10:24). А здесь Он говорит об учениках, которых Он сделал учителями, чтобы никто над ними не превозносился, полагая, что превзошел их добродетель. Но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Ибо Он и в указанной девятнадцатой главе сказал: «Довольно для ученика, чтобы он был как учитель его» (Мф. 10:25).

 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Это сказано в пятой главе Евангелия от Матфея, и ищи там толкование этого.

 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

 Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый,

Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый, ибо всякое дерево познается по плоду своему. Равным образом и это, но только там это сказано о тех, которые вводят в заблуждение. Здесь же – о тех, которые очищены и очищают других, и о тех, которые нечисты, но пытаются очищать других. Таковых Он по образному сравнению (παραβολικῶς) называет деревьями, а плодами – дела их и увещает обращать внимание на их дела, которые являются плодами, а не на слова, которые являются листьями. Потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника. Не срывают и не пожинают этого с таких людей; опять с помощью примера Он подтверждает сказанное. Ведь как то противоестественно и невозможно, так, стало быть, и это.

 ибо всякое дерево познаётся по плоду своему, потому что не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

 Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.

Сказал же Он это и в двадцать второй главе Евангелия от Матфея, и ищи об этом там.

 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?

Ищи в пятой главе Евангелия от Матфея толкование места: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».

 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

...и река наперла на этот дом... Это сказано и в конце пятой главы Евангелия от Матфея, и прочти в нем толкование места: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их». Но там сказано сжато: «Который построил дом свой на камне», а здесь более пространно, что он копал и углубился, что предваряет закладку основания. Это принято только для изображения точной закладки основания. А наводнение реки – это множество и сила искушений.

 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

И это там же объяснено. А трещина – это разрыв, распадение.