Глава двадцать вторая

Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,

Праздник Пасхи назывался и праздником опресноков, поскольку на Пасху вкушали с мясом агнца и опресноки. И в конце концов, поскольку они прежде всего вкушали опресноки, то и Пасху именовали опресноками. Праздником же опресноков в собственном смысле был другой, после праздника Пасхи, о котором пространнее сказано в шестьдесят третьей главе Евангелия от Матфея, там, где имеется: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?» (Мф. 26:17).

 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.

«Искали как бы погубить Его», очевидно, тайно или отыскав удобный случай, «потому что они боялись народа», чтобы погубить Его открыто или не ища повода.

 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

Иоанн же пишет, что «после куска (хлеба), тогда вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Но здесь нет противоречия. Ведь сначала сатана сделал пробу и проверил этого несчастного, а позднее, зная, что тот уже им захвачен, будучи неисправимым, смело набросился на него, как мы сказали и в Евангелии от Матфея. Только не с тем, чтобы тот стал бесноватым, а чтобы овладеть им и поработить его. Назван же его Евангелист Искариотом в противопоставление другому Иуде из числа Двенадцати, дабы показать, что он – из первого лика учеников.

 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

Начальникам, охранявшим храм. Ведь и они вошли в согласие с этими убийцами (т. е. первосвященниками), будучи подкуплены деньгами.

 Они обрадовались и согласились дать ему денег;

Чего он и добивался.

 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

И он обещал (ἐξωμολόγησεν). То есть от всего сердца обещал и твердо заверял. И искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе (ἄτερὄχλου). «Не при народе» сказано в значении «без шума».

 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,

Пришел же день опресноков... «Пришел» здесь означает «приблизился». Ведь он сказал «пришел» из-за того, что этот день был уже совсем близок. Но одно дело «приближался», что сказано выше (Лк. 22:1), а другое – «приблизился», что обозначается здесь. Поэтому где Евангелист поместил глагол «приближался», это было за два дня до Пасхи, ведь за два дня до нее Иуда беседовал с первосвященниками и начальниками (Мф. 26:1, 14; Мк. 13:1,10). А где обозначается «приблизился», это за день до нее. Ведь за день до нее Господь послал Петра и Иоанна приготовить пасху, как мы знаем от Матфея и Марка (Мф. 26:17; Мк. 14:12).

 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

...приготовьте нам есть пасху. По закону.

 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?

Ни Сам Он приюта не имел, ни они, уже отрекшись от всего.

 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,

В шестьдесят третьей главе Евангелия от Матфея ищи толкование слов: «Он сказал: пойдите в город к такому-то» и т. д. Ведь в ней обо всем этом сказано.

 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?

 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.

 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.

Там же следом ты найдешь и об этом.

 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,

 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,

С поспешностью торопился Я в этот год вкусить с вами пасху, прежде чем распнут Меня, то есть, прежде времени Пасхи. Ведь в это время надлежало Ему быть распятым, как ты прочел у Матфея в толковании слов: «Когда же настал вечер, Он возлег с Двенадцатью».

 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.

В шестьдесят четвертой главе Евангелия от Матфея ищи толкование слов: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое (вино) в Царстве Отца Моего». И прочти его полностью, и найдешь обо всем в подробностях.

 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,

Здесь началась Тайная Вечеря.

 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.

В указанном толковании и это упомянуто вместе с последующим.

 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

Прочти в упомянутой главе толкование места: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал ученикам». Также и далее, до слов: «И, воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26:30). И ты найдешь обо всем в точности, поскольку ничто там не осталось без рассмотрения. Слова же «которая за вас проливается» отнесены к слову «чаша», а чашей является Его кровь.

 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;

 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.

Матфей говорит в шестьдесят третьей главе: «Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем» и т. д. Стало быть, там и это объяснено.

 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.

Если Матфей и Марк говорят, что прежде разделения хлеба и чаши они недоумевали относительно этого (Мф. 26:22; Мк. 14:19), то Лука и Иоанн, говорят что после (Ин. 13:22). Поэтому очевидно, что это было и прежде, и позже.

 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим.

Они и в другой раз старались разузнать о вещах такого рода, как яснее написал об этом Матфей в своей тридцать седьмой главе (Мф. 18:1). Но если тогда они спрашивали: «Кто больше в Царстве Небесном», то теперь по другой причине охватил их спор, то есть, пытливое исследование. А именно, уже твердо зная о кончине Учителя, они расспрашивали, кто из них должен почитаться большим, чтобы стать учителем для других.

 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,

Он же сказал им: цари народов господствуют над ними. Не должен главенствовать как властелин. Ведь так поступают цари народов, величаясь своим первенством и превозносясь над теми, над кем они начальствуют. И владеющие ими благодетелями называются. Как те, кого считают большими, или как славолюбивые.

 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.

...но кто из вас больше, будь как младший... Будь этим, поскольку это приводит к скромности мыслей. Младшим же Он называет самого последнего.

 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.

Он дает им Себя в качестве образца для этой речи. Ведь когда Он умыл их ноги, они возлежали, словно Он рассудил, что они – больше. А Он прислуживал, как будто они посчитали его самым последним.

 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,

«Завещаваю вам Царство» сказано в значении «обещаю», Царство же – Небесное, надеждами на которое Он еще раз возбуждает в них душевное спокойствие и терпение.

 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,

 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем. За этой трапезою царской, небесной. Трапезой же могут быть вечные и неизреченные блага, уготованные любящим Бога, а пищей и питием – наслаждение ими. И сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. Это пообещал Он им и сорок первой главе Евангелия от Матфея, где написано: «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». И прочти толкование этого места.

 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,

Ведь у него в обычае выпрашивать для сражения самых испытанных, как Иова (Иов. 1:6-13). «Сеять» (σινιάσαι) же сказано в значении «волновать, приводить в смятение, сотрясать». Ведь словом «σινίον» некоторые называют наше сито, в котором трясут пшеницу, двигая ее туда-сюда. Предсказывает же Он им о будущем искушении, когда все они, оставив Его, убежали.

 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя. Я молился Отцу, говорит Он как человек, чтобы не пропала окончательно вера твоя в Меня во время отречения. И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. «Обратившись», очевидно, после отречения, посредством горького плача, то есть, заново восстановившись в первом чине. Братьями же его Он называет других Апостолов или тех, которым предстоит уверовать через него.

 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.

Нужно было, услышав это от Самой Истины, просить от Него силы и помощи, он же напротив с горячностью возражает, что ничего такого с ним не случится.

 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.

Он сказал «сегодня», потому что это была наступающая ночь того дня. Пишет же Матфей в своей шестьдесят четвертой главе: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И прочти там толкование.

 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.

...когда Я посылал вас без мешка... Причем тогда Он не упоминал о мешке (βαλάντιον), однако вместе с золотом и серебромуказал и на него, ибо запретив иметь золото и серебро, Он, очевидно, запретил и мешок, поскольку если нет сокровищ, то излишне и хранилище сокровищ. Ведь в суму (πήρα) клали хлеб, в кожаную сумочку (φασκώλιον) – медь, то есть оболы, а в мешок – золото и серебро. Недостатком же Он называет нужду.

 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму. [Кто имеет мешок, то есть, знание, тот возьми и суму, то есть, сокровище добродетелей. Ведь знающему необходимо богатство добродетелей. А у кого нет ни того ни другого, продай одежду свою, то есть, отдай свое тело трудам в добродетелях, и приобрети сражение со страстями и бесами]. Если тогда Он по необходимости возложил на них нестяжание, дабы исправить их, то ныне, поскольку это исправление произошло, Он отнимает необходимость и дозволяет им иметь и мешок, и суму, дабы явилась их добродетель, что они нестяжательны без принуждения. И если прежде Он носил их, не позволяя в чем-то нуждаться, из-за их немощи, то позднее предоставил им помогать самим себе, поскольку они уже стали тверже. Ведь это показано посредством мешка и сумы. И когда Он запретил им иметь мешок, суму и прочее, тогда у них ни в чем не было недостатка, чтобы они познали Его силу и благодать. Когда же Он позволил иметь это, тогда они и голодали, и жаждали, и не имели одежды, чтобы познавались их твердость и стойкость. Но почему Он сказал: «кто имеет мешок»? Ведь никто из них его не имел. Стало быть, «кто имеет» сказано в значении «кто может иметь». А у кого нет, продай одежду свою и купи меч. У кого сейчас нет. А «продай одежду свою и купи меч» Он сказал для наглядности, выражая этим только то, что настало тебе время защищаться, поскольку приходят такие козни, каких еще не было. Но Он не желал, чтобы защищались мечами, ведь позднее Он запретил Петру так защищаться (Мф. 26:51-54). Можно понять и иным образом, что первое изречение относится к Иуде. Ведь только он имел мешок, будучи порабощен сребролюбием. И наконец, ему повелевается взять и суму, то есть, заботиться о самом себе, поскольку он уже отторгся от Божественного промысла. А второе изречение – о других Апостолах. Ведь им, поскольку они не имели мешка, предписывается продать одежду и купить меч, то есть, отдать тело и получить взамен смерть.

 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.

Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен (Ис. 53:12). Написанному у пророка. Ведь Его как беззаконника и злодея распяли посреди беззаконных злодеев и разбойников. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. То, что написано обо Мне, в законе и пророках, уже заканчивается.

 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.

Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Не понимая, что означали слова «а у кого нет, продай одежду свою и купи меч», они указывают на два меча, которыми они пользовались для заклания и разделения агнца, желая узнать цель сказанного Им. Он сказал им: довольно. Отсюда ясно, что Он повелел им купить мечи, не того желая, чтобы они мечами защищались. Ведь если Он желал этого, то почему сказал теперь «довольно»? Ибо недостаточно было и ста мечей на такое множества приближающихся врагов. Поэтому, когда Он сказал «довольно», показал этим, что нет нужды в мечах.

 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Остальное ясно, а о молитве ищи в шестьдесят четвертой главе Евангелия от Матфея толкование места: «И, отойдя немного, пал на лице Свое» и т. д..

 Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

 И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился,

 говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

В той же главе все это упомянуто и истолковано. Так что прочти там толкование места: «И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово».

 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

Следом в той же главе прочти дальнейшее, и из него получишь самое ясное понимание и этого места.

 и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

 Когда Он еще говорил это, появился народ, а впереди его шел один из двенадцати, называемый Иуда, и он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поцелую, Тот и есть.

В шестьдесят пятой главе Евангелия от Матфея обстоятельно сказано об этом. А «впереди его шел» сказано в значении «опережал его».

 Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?

Точно также в той главе прочти дальнейшее, и найдешь обстоятельное разъяснение всего этого.

 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

 И один из них ударил раба первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

 Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

 Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

Там и об этом сказано и тщательно исследовано.

 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.

Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук. См. ст. 52. Но теперь ваше время. В которое вы имеете силу против Меня по попущению Божию. И власть тьмы. Тьмой Он здесь называет диавола. Ведь и он тогда получил власть над Ним. Но также и Пилат, которому Он сказал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше», как написал Иоанн (Ин. 19:11). А вместе с тем и все получили силу и власть подвергнуть Его столь великим страданиям и смерти, дабы исполнилось домостроительство спасительного вочеловечения.

 Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Равным образом ищи и это. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Там и об этом имеется.

 Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

 Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.

Одна служанка, увидев его сидящего при свете. Идущем от огня. И всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. См. ст. 57

 Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его.

Прочти и то, что об этом написал Матфей в шестьдесят шестой главе и разъяснение этого. Также поднимись чуть выше и найди толкование места: «И, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец».

 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.

 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух.

Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. См. ст. 57 И тотчас, когда еще говорил он, запел петух... И, выйдя вон, горько заплакал. Следом в упомянутой главе и это объяснено.

 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

 И, выйдя вон, горько заплакал.

 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его;

Об этом написал Матфей в конце шестьдесят пятой главы. Прочти и в шестьдесят шестой главе его конец толкования места: «И выйдя вон, плакал горько».

 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

 И много иных хулений произносили против Него.

 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион

Прочти в указанной прежде шестьдесят пятой главе Евангелия от Матфея начиная со слов: «И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» и до слов: «Тогда плевали Ему в лицо». Ибо в тех толкованиях разъяснено и это.

 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня;

 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией.

отселе будет Сын Человеческий седяй одесную силы Божия, т.е. коротко время злоумышления против Меня; немного спустя Я стану выше злоумышляющих.

 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.