Взгляд Патриарха / 70. Кажущееся противоречие
Христианство центр тяжести интересов человека из мира видимого — «града земного» — переносит в мир духовный — «град небесный», блага которого способны дать человеку полное удовлетворение (ср.: Мф. 6, 19–21). Отсюда следует, что христианское отношение к миру содержит в себе некую антиномию: с одной стороны — призыв отказаться от мира и от любви к нему, с другой — любить мир как Божие творение и участвовать в его усовершенствовании.
Уяснение этого кажущегося противоречия важно для жизненной ориентации христианина. И здесь недостаточно уяснения рационального. Необходимо проникновение в глубину христианской веры, дабы путем эмпирического восприятия открывающейся в ней реальности прийти к утверждению, что вера в «небесный град», «Небесное Царство» есть вместе с тем и вера в особую ценность человеческой личности, предназначенной к обладанию этим Царством. А потому здесь, на земле, в условиях трудного подвига приуготовления к Небесному Царству вера в будущую жизнь, верность «небесному граду» реализуются в служении тому, кто призван наследовать этот град, в служении нашим братьям и сестрам.
—«Свидетельство и служение». Доклад на X Генеральной Ассамблее «Синдесмоса» (август 1980 года)