Взгляд Патриарха / 59. Духовно-нравственное перерождение человека — первоочередная забота Церкви

Кризис всякой системы имеет под собой более глубокую основу — кризис личности; и реформа всякой системы, всякой структуры, всякого социума должна начинаться с изменения самого человека. Классический спор о том, что первично — система или личность, — теряет свой смысл, если мы подходим ко всему с евангельскими мерками. Иисус Христос, каким Он нам раскрывается в Евангелии, не был социальным реформатором, но был великим реформатором человеческого духа. Именно поэтому в Своей проповеди Он никогда не обращался к «системам» и «структурам», но всегда — к живой личности.

Именно поэтому Он не призывал Своих современников к свержению римского владычества, к упразднению рабства, к перераспределению материальных средств, но говорил о духовном преображении человеческой личности и всего человечества. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными», — говорил Он (Ин. 8, 32). «К свободе призваны вы, братия», — вторил Ему апостол Павел (Гал. 5, 13). Речь здесь шла не о свободе в социальном плане, не о той «свободе» и не о том «братстве», которые стали лозунгами французской революции. Речь шла об освобождении человека от рабства греху и о соединении людей в единое многомиллионное братство — Церкви, где «нет ни Эллина, ни Иудея… раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Я никоим образом не хочу сказать, что христиане должны мириться с социальной несправедливостью или быть нечувствительными к нарушению гражданских прав и свобод. Но хочу подчеркнуть, что духовно-нравственное перерождение человека должно быть первоочередной заботой Церквей, если мы хотим оставаться верными духу евангельского учения Христа.

«Благовестие и культура». Доклад на Всемирной миссионерской конференции (1996 год)