Взгляд Патриарха / 198. Прощение — ключ ко спасению

Как же можно спастись? Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18, 23–35) дает каждому из нас ключ к спасению. И у того, кто вовлечен в круговерть повседневной жизни, и у того, кто помрачил сознание, волю, осквернил свои чувства, — ключ к спасению есть в руках у каждого.

Уподобилось Царствие Небесное царю, который простил своему рабу огромный долг — десять тысяч талантов… И вот пришел раб к царю и стал просить: «Прости меня». Упал в ноги, умоляет — и простил царь. И вышел этот человек на улицу, встретил товарища, который задолжал ему сто динариев — сумма небольшая, — схватил и стал душить, говоря: «Отдай!» Тот упал на колени, просит: «Потерпи, пока нет возможности». И тогда он отдал товарища в долговую тюрьму, чтоб его там истязали, пока не вернет долг. Когда же царь об этом узнал, он призвал к себе раба, которому простил огромное состояние, и отдал его в руки истязателей. Наверное, этот раб негодный никогда не смог бы вернуть свои деньги, так что истязатели довели его до смерти.

Эта удивительная притча говорит нам о том, что прощение имеет некое мистическое значение, превосходящее человеческий разум. Прощение есть некая тайна в отношениях между людьми. Исполнение этой тайны прямо относится к Божиему Царству: «Уподобилось Царствие Божие царю…» (ср.: Мф. 18, 23). Святой Григорий Богослов произносит замечательные слова на эту тему: «Прощай, и будешь прощен». Я бы предложил эту короткую фразу — «прощай, и будешь прощен» — написать крупными буквами и у себя в комнате разместить так, чтобы каждый день ее видеть.

А святой Ефрем Сирин говорит: «Если не прощаешь, оставь пост и молитву». Оставь — они не нужны, они не принесут никакой пользы. Как же так? Тот самый пост и молитва, с помощью которых бесы изгоняются (ср.: Мф. 17, 21), — а Ефрем Сирин говорит: «Оставь пост и молитву, они будут впустую, ничего не получится». Хоть лоб разбей, молись хоть сутками — Царствие Небесное будет для тебя затворено.

А святой Иоанн Златоуст, развивая эту тему, говорит: «Если кто-то тебе много должен или слишком тебя обидел, поспеши его простить, потому что чем больше простишь, тем больше тебе будет прощено». Оказывается, прощение — это некий механизм очищения нас от грехов: чем больше прощаем, тем больше прощается нам.

Проповедь после Литургии в Николо-Пешношском монастыре (24 августа 2014 года)