Взгляд Патриарха / 190. Крест — Божественный критерий истины
Апостол Павел говорит: «Для меня крестом Господа нашего Иисуса Христа мир распят, и я для мира» (ср.: Гал. 6, 14). Что такое «крестом распят мир» — не «на кресте распят мир», но
«крестом распят мир»? Это означает, что крест является главным мерилом и критерием истины. Это означает, что на кресте мы должны распинать человеческие идеи, философские взгляды, политические системы, что мы должны налагать крест на все эти человеческие идеи и сквозь крест взирать на них, чтобы определить, истинные они или ложные. Может быть, это камень, на который падает слово? Или тернии, которые его заглушают? Что же рационального содержится в этом посыле? А смысл заключается именно в том, что крест — это жертва, это способность отдавать себя ради другого.
«Крестом Господа моего Иисуса Христа мир распят, и я для мира» (ср.: Гал. 6, 14), — говорит апостол. Давайте на все то, что приходит в наше сознание, налагать этот критерий креста, и мы сразу поймем, где правда, а где ложь, за что нужно голосовать, а за что голосовать не надо, что нужно поддерживать, а что поддерживать не надо. Вот в этом и есть послание Церкви, которая не вмешивается в политические, экономические или социальные процессы, но располагает Божественным критерием креста и призвана помогать людям использовать этот критерий в конкретных обстоятельствах своей жизни.
—Проповедь на Черниговском патриаршем подворье (1 ноября 2015 года)