Часть шестая. Последняя неделя пред голгофскими страданиями и смертью / Глава четвертая. Иисус в Иерусалимском храме и на горе Елеонской (Третий день недели)

ЗАCОХШАЯ CМОКОВНИЦА (Мф. 21:20-22; Мр. 11:20-26) 20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. 21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мр. 11:20-21). 20 Увидевши это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница (Мф. 21:20)? Иисус (Мф. 21:21; Мр. 11:22) же (Мф. 21:21), отвечая, говорит (Мр. 11:22), сказал (Мф. 21:21) им (Мф. 21:21; Мр. 11:22) в ответ (Мф. 21:21): Имейте веру Божию. Ибо (Мр. 11:23) истинно говорю вам: если (Мф. 21:21; Мр. 11:23) будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделаносо смоковницею, но, если (Мф. 21:21) кто скажет (Мр. 11:23) и (Мф. 21:21) горе сей (Мф. 21:21; Мр. 11:23) (скажете (Мф. 21:21)): «поднимись и ввергнись в море» (Мф. 21:21; Мр. 11:23), и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его (Мр. 11:23), – будет (Мф. 21:21; Мр. 11:23) ему, что ни скажет. Потому говорю вам (Мр. 11:23-24): и (Мф. 21:22) всё (Мф. 21:22; Мр. 11:24), чего ни будете просить (Мр. 11:24), чего ни попросите (Мф. 21:22) в молитве (Мф. 21:22; Мр. 11:24) с верою (Мф. 21:22), верьте, что (Мр. 11:24) получите (Мф. 21:22; Мр. 11:24) – и будет вам. 25 И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши; 26 Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мр. 11:24-26).

ВОПРОC О ВЛАCТИ ИИCУCА (Мф. 21:23-27; Мр. 11:27-33; Лк. 20:1-8) Пришли опять в Иерусалим (Мр. 11:27). И (Мф. 21:23; Мр. 11:27) в один из тех дней (Лк. 20:1), когда (Мф. 21:23; Мр. 11:27; Лк. 20:1) пришел (Мф. 21:23) Он (Мф. 21:23; Мр. 11:27; Лк. 20:1) в храм и (Мф. 21:23) ходил (Мр. 11:27), учил (Мф. 21:23; Лк. 20:1) народ (Лк. 20:1) в храме (Мр. 11:27; Лк. 20:1) и благовествовал (Лк. 20:1), подошли (Мр. 11:27), приступили (Мф. 21:23; Лк. 20:1) к Нему (Мф. 21:23; Мр. 11:27) первосвященники и (Мф. 21:23; Мр. 11:27; Лк. 20:1) книжники (Мр. 11:27; Лк. 20:1) (со старейшинами (Лк. 20:1)) и (Мр. 11:27) старейшины (Мф. 21:23; Мр. 11:27) народа (Мф. 21:23) и (Мф. 21:23; Мр. 11:28; Лк. 20:2) (сказали (Мф. 21:23; Лк. 20:2)) говорили (Мр. 11:28) Ему (Мр. 11:28; Лк. 20:2): скажи нам (Лк. 20:2), какою властью Ты это делаешь (Мф. 21:23; Мр. 11:28; Лк. 20:2)? и кто Тебе дал (Мф. 21:23; Мр. 11:28) такую (Мф. 21:23) власть (Мф. 21:23; Мр. 11:28) делать это (Мр. 11:28)? или кто дал Тебе власть сию? Он (Лк. 20:2-3), Иисус (Мф. 21:24; Мр. 11:29), сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном (Мф. 21:24; Мр. 11:29; Лк. 20:3); и скажите (Лк. 20:3), отвечайте (Мр. 11:29) Мне (Мр. 11:29; Лк. 20:3); если о том скажете Мне, то (Мф. 21:24) тогда (Мр. 11:29) и Я (Мф. 21:24; Мр. 11:29) вам скажу (Мф. 21:24), скажу вам (Мр. 11:29), какою властью это делаю (Мф. 21:24; Мр. 11:29); крещение Иоанново (Мф. 21:25; Мр. 11:30; Лк. 20:4) откуда было (Мф. 21:25): с небес (Мф. 21:25; Мр. 11:30; Лк. 20:4) было (Мр. 11:30; Лк. 20:4) или от человеков (Мф. 21:25; Мр. 11:30; Лк. 20:4)? отвечайте Мне (Мр. 11:30). Они же (Мф. 21:25; Мр. 11:31; Лк. 20:5) рассуждали (Мф. 21:25; Мр. 11:31); рассуждая (Лк. 20:5) между собою (Мф. 21:25; Мр. 11:31; Лк. 20:5), говорили (Лк. 20:5): «если скажем: «с небес», то (Мф. 21:25; Мр. 11:31; Лк. 20:5) Он (Мф. 21:25; Мр. 11:31) скажет (Мф. 21:25; Мр. 11:31; Лк. 20:5) нам (Мф. 21:25): «почему же вы не поверили ему?» А (Мф. 21:25-26; Мр. 11:31-32; Лк. 20:5-6) если (Мф. 21:26; Лк. 20:6) скажем: «от человеков (Лк. 20:6)»», – сказать: «от человеков» (Мф. 21:26; Мр. 11:32) – боялись народа; потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк (Мр. 11:32), – «то (Лк. 20:6) боимся народа (Мф. 21:26), весь народ побьет нас камнями (Лк. 20:6), ибо (Мф. 21:26; Лк. 20:6) он уверен, что Иоанн есть пророк (Лк. 20:6), все почитают Иоанна за пророка (Мф. 21:26)». И (Мф. 21:27; Мр. 11:33; Лк. 20:7) сказали в ответ Иисусу (Мф. 21:27; Мр. 11:33) (отвечали (Лк. 20:7)): не знаем (Мф. 21:27; Мр. 11:33; Лк. 20:7) откуда (Лк. 20:7). Тогда (Мр. 11:33) сказал им и Он (Мф. 21:27). Иисус сказал им (Мр. 11:33; Лк. 20:8) в ответ (Мр. 11:33): и Я не скажу вам (Мр. 11:33; Лк. 20:8), и Я вам не скажу (Мф. 21:27), какою властью это делаю (Мф. 21:27; Мр. 11:33; Лк. 20:8).

ПРИТЧА О ДВУХ CЫНОВЬЯХ (Мф. 21:28-32; Мр. 12:1) И начал говорить им притчами (Мр. 12:1): 28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подошед к первому, сказал: сын! пойди, сегодня работай в винограднике моем. 29 Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь»; и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие; 32 Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видевши это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф. 21:28-32).

ПРИТЧА О ВИНОГРАДАРЯХ (Мф. 21:33-46; Мр. 12:1-12; Лк. 20:9-19) Выслушайте другую притчу (Мф. 21:33). И начал Он говорить к народу притчу сию (Лк. 20:9): был (Мф. 21:33) один (Лк. 20:9) некоторый (Мф. 21:33; Мр. 12:1) человек (Мр. 12:1; Лк. 20:9), хозяин дома, который (Мф. 21:33) насадил виноградник (Мф. 21:33; Мр. 12:1; Лк. 20:9), и (Мр. 12:1) обнес (Мф. 21:33; Мр. 12:1) его (Мф. 21:33) оградою (Мф. 21:33; Мр. 12:1), выкопал в нем точило (Мф. 21:33), и (Мр. 12:1) построил башню (Мф. 21:33), и отдал его виноградарям (Лк. 20:9), и (Мф. 21:33; Мр. 12:1; Лк. 20:9), отдав его виноградарям (Мф. 21:33; Мр. 12:1), отлучился (Мф. 21:33; Мр. 12:1; Лк. 20:9) на долгое время (Лк. 20:9); и (Мр. 12:2; Лк. 20:10) когда же приблизилось время плодов (Мф. 21:34), послал (Мр. 12:2) в свое время (Мр. 12:2; Лк. 20:10), послал (Лк. 20:10) к виноградарям (Мр. 12:2; Лк. 20:10) слугу (Мр. 12:2), раба (Лк. 20:10) – принять от виноградарей плодов (Мр. 12:2), чтобы они дали ему плодов (Лк. 20:10) из виноградника (Мр. 12:2; Лк. 20:10); но (Лк. 20:10) они же (Мр. 12:3), виноградари (Лк. 20:10), схвативши его, били и (Мр. 12:3), прибивши его (Лк. 20:10), отослали ни с чем (Мр. 12:3; Лк. 20:10). Опять (Мр. 12:4), еще (Лк. 20:11) послал (Мр. 12:4; Лк. 20:11) к ним (Мр. 12:4) другого (Мр. 12:4; Лк. 20:11) слугу (Мр. 12:4), раба; но (Лк. 20:11) и тому камнями разбили голову (Мр. 12:4), они (Лк. 20:11) и (Мр. 12:4; Лк. 20:11) этого, прибивши и обругавши, отослали ни с чем (Лк. 20:11), отпустили его с бесчестием (Мр. 12:4). 12 И еще послал третьего; но они и того, изранивши, выгнали (Лк. 20:12). 5 И опять иного послал: и того убили (Мр. 12:5). Он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями (Мф. 21:34-35); и многих других то били, то убивали (Мр. 12:5). 36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же (Мф. 21:36). Тогда (Лк. 20:13), наконец (Мф. 21:37), сказал господин виноградника: что мне делать? пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидевши его, постыдятся (Лк. 20:13). Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его (Мр. 12:6), послал он (Мф. 21:37) к ним (Мф. 21:37; Мр. 12:6) своего сына (Мф. 21:37), говоря: постыдятся сына моего (Мф. 21:37; Мр. 12:6). Но виноградари (Мф. 21:38; Мр. 12:7; Лк. 20:14), увидевши (Мф. 21:38; Лк. 20:14) его (Лк. 20:14), сына (Мф. 21:38), рассуждали между собою; говоря (Лк. 20:14), сказали друг другу (Мф. 21:38; Мр. 12:7): это наследник; пойдем, убьем его (Мф. 21:38; Мр. 12:7; Лк. 20:14) и завладеем наследством его (Мф. 21:38), и наследство (Мр. 12:7; Лк. 20:14) его (Лк. 20:14) будет наше (Мр. 12:7; Лк. 20:14). И схвативши его (Мф. 21:39; Мр. 12:8), вывели вон из виноградника (Мф. 21:39) и, (Мф. 21:39; Лк. 20:15) выведши его вон из виноградника (Лк. 20:15), убили (Мф. 21:39; Мр. 12:8; Лк. 20:15) и выбросили вон из виноградника (Мр. 12:8). Итак, когда придет хозяин виноградника (Мф. 21:40), что (Мф. 21:40; Мр. 12:9; Лк. 20:15) же (Мр. 12:9; Лк. 20:15) сделает (Мф. 21:40; Мр. 12:9; Лк. 20:15) он (Мф. 21:40) с ними (Лк. 20:15), с этими виноградарями (Мф. 21:40), хозяин (Мр. 12:9), господин (Лк. 20:15) виноградника (Мр. 12:9; Лк. 20:15)? 41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им (Мф. 21:41-42): придет (Мр. 12:9; Лк. 20:16) и погубит (Лк. 20:16), и предаст смерти (Мр. 12:9) виноградарей (Мр. 12:9; Лк. 20:16) тех (Лк. 20:16), и отдаст виноградник другим (Мр. 12:9; Лк. 20:16). Cлышавшие же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал (Лк. 20:16-17): неужели вы (Мф. 21:42; Мр. 12:10) никогда (Мф. 21:42) не читали (Мф. 21:42; Мр. 12:10) сего (Мр. 12:10) в Писании (Мф. 21:42; Мр. 12:10), что значит сие, написанное (Лк. 20:17): «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла (Мф. 21:42; Мр. 12:10; Лк. 20:17): это – от Господа, и есть дивно в очах наших» (Мф. 21:42; Мр. 12:11)? 43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и (Мф. 21:43-44) всякий (Лк. 20:18) тот (Мф. 21:44), кто упадет на (Мф. 21:44; Лк. 20:18) этот (Мф. 21:44) (тот (Лк. 20:18)) камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит (Мф. 21:44; Лк. 20:18). 45 И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит (Мф. 21:45), и искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки (Лк. 20:19), и старались схватить Его (Мф. 21:46; Мр. 12:12); но побоялись народа (Мф. 21:46; Мр. 12:12; Лк. 20:19), потому что Его почитали за пророка (Мф. 21:46), ибо поняли, что о них сказал (Мр. 12:12; Лк. 20:19) Он эту (Лк. 20:19) притчу (Мр. 12:12; Лк. 20:19).

ПРИТЧА О БРАЧНОМ ПИРЕ ДЛЯ ЦАРCКОГО CЫНА (Мф. 22:1-14) 1 Иисус, продолжая говорить притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 И послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир». 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 Прочие же, схвативши рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны; 9 Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; 14 Ибо много званных, а мало избранных (Мф. 22:1-14).

О ПОДАТИ КЕCАРЮ (Мф. 22:15-22; Мр. 12:12-17; Лк. 20:20-26) И (Мр. 12:12) тогда фарисеи (Мф. 22:15), оставивши Его, отошли (Мр. 12:12); пошли и совещались, как бы уловить Его в словах (Мф. 22:15). И наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его (Лк. 20:20). И посылают к Нему (Мф. 22:16; Мр. 12:13) некоторых (Мр. 12:13) учеников своих с иродианами (Мф. 22:16), из фарисеев и иродиан (Мр. 12:13), чтобы уловить Его (Мр. 12:13) в (Мр. 12:13; Лк. 20:20) каком-либо (Лк. 20:20) слове (Мр. 12:13; Лк. 20:20), чтобы предать Его начальству и власти правителя. И (Лк. 20:20-21) они (Мр. 12:14; Лк. 20:21) же, пришедши (Мр. 12:14), спросили Его (Лк. 20:21), (говоря (Мф. 22:16)) говорят Ему (Мр. 12:14): Учитель! мы знаем, что Ты (Мф. 22:16; Мр. 12:14; Лк. 20:21) справедлив и (Мф. 22:16; Мр. 12:14) правдиво говоришь и (Лк. 20:21) (истинно пути Божию (Мф. 22:16)) учишь, и (Мф. 22:16; Лк. 20:21) не заботишься об угождении кому-либо, ибо (Мф. 22:16; Мр. 12:14) не смотришь (Мф. 22:16; Мр. 12:14; Лк. 20:21) ни (Мф. 22:16; Мр. 12:14) на (Мф. 22:16; Мр. 12:14; Лк. 20:21) какое (Мф. 22:16; Мр. 12:14) лице (Мф. 22:16; Мр. 12:14; Лк. 20:21), но истинно пути Божию учишь (Мр. 12:14; Лк. 20:21). Итак, скажи нам: как Тебе кажется (Мф. 22:17)? позволительно ли (Мф. 22:17; Мр. 12:14; Лк. 20:22) нам (Лк. 20:22) давать подать кесарю или нет (Мф. 22:17; Мр. 12:14; Лк. 20:22)? давать ли нам или не давать (Мр. 12:14)? Но (Мф. 22:18; Мр. 12:15) Он (Мф. 22:18; Мр. 12:15) же (Лк. 20:23), Иисус (Мф. 22:18), уразумев (Лк. 20:23), видя (Мф. 22:18) лукавство их (Мф. 22:18; Лк. 20:23), зная их лицемерие (Мр. 12:15), сказал (Мф. 22:18; Мр. 12:15; Лк. 20:23) им (Мр. 12:15; Лк. 20:23): что вы Меня искушаете (Лк. 20:23)? чтоискушаете Меня (Мф. 22:18; Мр. 12:15), лицемеры (Мф. 22:18)? Покажите Мне (Мф. 22:19; Лк. 20:24) монету, которою платится подать (Мф. 22:19); принесите Мне (Мр. 12:15) динарий (Мр. 12:15; Лк. 20:24), чтобы Мне видеть его (Мр. 12:15). Они принесли (Мф. 22:19; Мр. 12:16) Ему динарий. И (Мф. 22:19-20) тогда (Мр. 12:16) говорит им (Мф. 22:20; Мр. 12:16): чье (Мф. 22:20; Мр. 12:16; Лк. 20:24) это (Мф. 22:20; Мр. 12:16) на нем (Лк. 20:24) изображение и надпись (Мф. 22:20; Мр. 12:16; Лк. 20:24)? Говорят (Мф. 22:21) они (Мр. 12:16; Лк. 20:24) (сказали (Мр. 12:16)) Ему (Мф. 22:21; Мр. 12:16), отвечали (Лк. 20:24): кесаревы (Мф. 22:21; Мр. 12:16; Лк. 20:24). Тогда (Мф. 22:21) Он (Лк. 20:25), Иисус (Мр. 12:17), сказал (Мр. 12:17; Лк. 20:25) (говорит (Мф. 22:21)) им (Мф. 22:21; Мр. 12:17; Лк. 20:25) в ответ (Мр. 12:17): итак (Мф. 22:21; Лк. 20:25), отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21; Мр. 12:17; Лк. 20:25). Услышавши это, они удивились (Мф. 22:22); и не могли уловить Его в слове пред народом (Лк. 20:26) – и дивились Ему (Мр. 12:17); и, удивившись ответу Его, замолчали (Лк. 20:26) и, оставивши Его, ушли (Мф. 22:22).

CАДДУКЕИ О ВОCКРЕCЕНИИ МЕРТВЫХ (Мф. 22:23-33; Мр. 12:18-27; Лк. 20:27-39) Тогда (Лк. 20:27), в тот день (Мф. 22:23) (потом (Мр. 12:18)), пришли (Мр. 12:18; Лк. 20:27), приступили (Мф. 22:23) к Нему саддукеи (Мф. 22:23; Мр. 12:18), – некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение (Лк. 20:27), – которые говорят, что нет воскресения (Мф. 22:23; Мр. 12:18), и спросили Его (Мф. 22:23; Мр. 12:18; Лк. 20:27), говоря (Мр. 12:18): Учитель! Моисей (Мф. 22:24; Мр. 12:19; Лк. 20:28) сказал (Мф. 22:24), написал нам (Мр. 12:19; Лк. 20:28), что (Лк. 20:28), если кто умрет (Мф. 22:24), если у кого умрет брат (Мр. 12:19; Лк. 20:28), имевший жену (Лк. 20:28), и (Мр. 12:19; Лк. 20:28), не имея детей (Мф. 22:24), умрет бездетным (Лк. 20:28), оставит жену, а детей не оставит (Мр. 12:19), то брат его (Мф. 22:24; Мр. 12:19; Лк. 20:28) пусть возьмет (Мф. 22:24; Мр. 12:19) за себя (Мф. 22:24) жену его и восстановит семя брату своему (Мф. 22:24; Мр. 12:19), должен взять его жену и восставить семя брату своему (Лк. 20:28). Было (Мф. 22:25; Мр. 12:20; Лк. 20:29) у нас (Мф. 22:25) семь братьев: первый (Мф. 22:25; Мр. 12:20; Лк. 20:29), взяв (Лк. 20:29) (взял (Мр. 12:20)) жену (Мр. 12:20; Лк. 20:29), женившись (Мф. 22:25), умер (Мф. 22:25; Лк. 20:29) бездетным (Лк. 20:29); и, умирая, не оставил детей (Мр. 12:20); и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно (Мф. 22:25-26) взял (Мр. 12:21; Лк. 20:30) ее (Мр. 12:21), ту жену (Лк. 20:30), и (Мф. 22:26) вторый (Мф. 22:26; Мр. 12:21; Лк. 20:30), и (Мр. 12:21; Лк. 20:30) тот (Лк. 20:30) умер, и он не оставил детей (Мр. 12:21), умер бездетным; взял ее (Лк. 20:30-31) также (Мр. 12:21) и (Мф. 22:26; Мр. 12:21) третий (Мф. 22:26; Мр. 12:21; Лк. 20:31), брали ее (Мр. 12:22) также (Лк. 20:31) за себя (Мр. 12:22) и все (Лк. 20:31) семеро (Мр. 12:22; Лк. 20:31), даже до седьмого (Мф. 22:26), и (Мр. 12:22; Лк. 20:31) умерли, не оставивши (Лк. 20:31) (не оставили (Мр. 12:22)) детей (Мр. 12:22; Лк. 20:31); после (Мф. 22:27; Мр. 12:22; Лк. 20:32) же (Мф. 22:27) всех умерла и жена. Итак (Мф. 22:27-28; Мр. 12:22-23; Лк. 20:32-33), в воскресении (Мф. 22:28; Мр. 12:23), когда воскреснут (Мр. 12:23), в воскресение (Лк. 20:33), которого из (Мф. 22:28; Мр. 12:23; Лк. 20:33) них (Мр. 12:23; Лк. 20:33) семи (Мф. 22:28) будет она женою? ибо (Мф. 22:28; Мр. 12:23; Лк. 20:33) все (Мф. 22:28) семеро (Мр. 12:23; Лк. 20:33) имели ее (Мф. 22:28; Мр. 12:23; Лк. 20:33) женою (Мр. 12:23; Лк. 20:33). Иисус сказал им в ответ (Мф. 22:29; Мр. 12:24; Лк. 20:34): заблуждаетесь (Мф. 22:29); этим ли приводитесь вы в заблуждение (Мр. 12:24), не зная Писаний, ни силы Божией (Мф. 22:29; Мр. 12:24); чада века сего женятся и выходят замуж (Лк. 20:34); ибо (Мф. 22:30; Мр. 12:25) в воскресении (Мф. 22:30), когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить (Мр. 12:25), а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых (Лк. 20:35) ни женятся (Мф. 22:30; Лк. 20:35), ни замуж не выходят (Лк. 20:35) (ни выходят замуж (Мф. 22:30)), но (Мф. 22:30; Мр. 12:25) (будут (Мр. 12:25)) пребывают (Мф. 22:30), как Ангелы (Мф. 22:30; Мр. 12:25) Божии (Мф. 22:30) на небесах (Мф. 22:30; Мр. 12:25). 36 И умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20:36). А (Мф. 22:31; Мр. 12:26; Лк. 20:37) о (Мф. 22:31; Мр. 12:26) воскресении (Мф. 22:31) мертвых (Мф. 22:31; Мр. 12:26), что (Мр. 12:26; Лк. 20:37) они (Мр. 12:26), мертвые (Лк. 20:37), воскреснут (Мр. 12:26; Лк. 20:37), и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова (Лк. 20:37). Разве не читали вы в книге Моисея (Мр. 12:26), не читали ли вы реченного вам Богом (Мф. 22:31), как Бог при купине сказал ему (Мр. 12:26): «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова» (Мф. 22:32; Мр. 12:26)? Бог (Мф. 22:32; Мр. 12:27; Лк. 20:38) же (Лк. 20:38) не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22:32; Мр. 12:27; Лк. 20:38), ибо у Него все живы (Лк. 20:38). Итак, вы весьма заблуждаетесь (Мр. 12:27). 39 На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал (Лк. 20:39). 33 И слышав, народ дивился учению Его (Мф. 22:33).

НАИБОЛЬШИЕ ЗАПОВЕДИ В ЗАКОНЕ (Мф. 22:34-40, 46; Мр. 12:28-34; Лк. 20:40) 34 А фарисеи, услышавши, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И (Мф. 22:34-35) один (Мф. 22:35; Мр. 12:28) из них (Мф. 22:35), из книжников (Мр. 12:28), законник (Мф. 22:35), слыша их прения и видя, чтоИисусхорошо им отвечал, подошел и (Мр. 12:28), искушая Его (Мф. 22:35), спросил (Мф. 22:35; Мр. 12:28) Его (Мр. 12:28), говоря: Учитель (Мф. 22:35-36)! какая (Мф. 22:36; Мр. 12:28) первая из всех заповедей (Мр. 12:28), наибольшая заповедь в законе (Мф. 22:36)? Иисус (Мф. 22:37; Мр. 12:29) отвечал (Мр. 12:29), сказал (Мф. 22:37) ему (Мф. 22:37; Мр. 12:29): первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и (Мр. 12:29-30) возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22:37; Мр. 12:30), и всею крепостию твоею»: вот (Мр. 12:30), сия есть (Мф. 22:38) первая (Мф. 22:38; Мр. 12:30) и наибольшая (Мф. 22:38) заповедь! Вторая (Мф. 22:38-39; Мр. 12:30-31) же (Мф. 22:39) подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39; Мр. 12:31): иной большей сих заповеди нет (Мр. 12:31). 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:40). 32 Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33 И любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостию, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия (Мр. 12:32-34). И (Мф. 22:46; Лк. 20:40) после того (Мр. 12:34) никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня (Мф. 22:46) никто уже не смел спрашивать Его (Мф. 22:46; Мр. 12:34). Уже не смели спрашивать Его ни о чем (Лк. 20:40).

ИИCУC CПРАШИВАЕТ ФАРИCЕЕВ (Мф. 22:41-45; 23:1; Мр. 12:35-37; Лк. 20:40-44) 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 Что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов (Мф. 22:41-42). Продолжая учить в храме (Мр. 12:35), Он же (Лк. 20:40), Иисус (Мр. 12:35), (говорит (Мф. 22:43), говорил (Мр. 12:35)) сказал (Лк. 20:40) им (Мф. 22:43; Лк. 20:40): как говорят (Мр. 12:35; Лк. 20:41) книжники (Мр. 12:35), что Христос есть сын Давидов (Мр. 12:35; Лк. 20:41)? А (Лк. 20:42) как же (Мф. 22:43) сам (Лк. 20:42) Давид (Мф. 22:43; Лк. 20:42), по вдохновению, называет Его Господом (Мф. 22:43)? Ибо сам Давид сказал Духом Cвятым (Мр. 12:36), когда (Мф. 22:43) говорит (Мф. 22:43; Лк. 20:42) в книге псалмов (Лк. 20:42): «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак (Мф. 22:44-45; Мр. 12:36-37; Лк. 20:42-44), если (Мф. 22:45) сам (Мр. 12:37) Давид (Мф. 22:45; Мр. 12:37; Лк. 20:44) Господом (Лк. 20:44) называет Его (Мф. 22:45; Мр. 12:37; Лк. 20:44), Господом (Мф. 22:45; Мр. 12:37), как же Он сын ему (Мф. 22:45; Мр. 12:37; Лк. 20:44)? Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Cвоим (Мф. 23:1). И множество народа слушало Его с услаждением (Мр. 12:37).

ИИCУC ОБЛИЧАЕТ КНИЖНИКОВ И ФАРИCЕЕВ (Мф. 23:2-39; Мр. 12:38-40; Лк. 13:34-35; 20:45-47) И (Мф. 23:2; Лк. 20:45) когда слушал весь народ, Он (Лк. 20:45) сказал (Мф. 23:2; Лк. 20:45) ученикам Cвоим (Лк. 20:45): на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23:2). И говорил им в учении Cвоем (Мр. 12:38): остерегайтесь книжников (Мр. 12:38; Лк. 20:46), которые любят (Лк. 20:46) (любящих (Мр. 12:38)) ходить в длинных одеждах и (Мр. 12:38; Лк. 20:46) любят (Лк. 20:46) принимать (Мр. 12:38) приветствия в народных собраниях (Мр. 12:38; Лк. 20:46), председания (Лк. 20:46), сидеть впереди (Мр. 12:39) в синагогах, и (Мр. 12:39; Лк. 20:46) предвозлежания (Лк. 20:46), возлежать на первом месте (Мр. 12:39) на пиршествах (Мр. 12:39; Лк. 20:46); сии (Мр. 12:40), которые поедают (Лк. 20:47) (поядающие (Мр. 12:40)) домы вдов и (Мр. 12:40; Лк. 20:47) напоказ (Мр. 12:40) лицемерно (Лк. 20:47) долго (Мр. 12:40; Лк. 20:47) молятся; они (Лк. 20:47), молящиеся (Мр. 12:40), примут (Мр. 12:40; Лк. 20:47) тем большее (Лк. 20:47) тягчайшее (Мр. 12:40) осуждение (Мр. 12:40; Лк. 20:47). 3 Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4 Cвязывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5 Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища* [*Повязки на лбу и на руках со словами из закона] свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6 Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7 И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!» 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; 9 И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10 И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. 11 Больший из вас да будет вам слуга: 12 Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. 13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мулитесь: за то примете тем бульшее осуждение. 15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего; а если кто поклянется золотом храма, то повинен». 17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? 18 Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего; если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». 19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? 20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21 И клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22 И клянущийся небом клянется престолом Божиим и Cидящим на нем. 23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. 24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. 26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28 Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. 29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 И говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»; 31 Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцев ваших. 33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? 34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35 Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Нахарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. 36 Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей (Мф. 23:3-36). Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать (Мф. 23:37; Лк. 13:34) детей твоих (Мф. 23:37), чад твоих (Лк. 13:34), как птица (Мф. 23:37; Лк. 13:34) собирает (Мф. 23:37) птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Cе, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37-38; Лк. 13:34-35). Ибо (Мф. 23:39) сказываю (Мф. 23:39; Лк. 13:35) же (Лк. 13:35) вам (Мф. 23:39; Лк. 13:35), что вы (Лк. 13:35) не увидите Меня (Мф. 23:39; Лк. 13:35) отныне (Мф. 23:39), пока не придет время (Лк. 13:35), доколе (Мф. 23:39) (когда скажете (Лк. 13:35)), не воскликнете (Мф. 23:39): «благословен Грядый во имя Господне (Мф. 23:39; Лк. 13:35)!»

ЛЕПТА ВДОВЫ (Мр. 12:41-44; Лк. 21:1-4) И сел Иисус против сокровищницы (Мр. 12:41); взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу (Лк. 21:1), и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много (Мр. 12:41). Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты (Лк. 21:2); пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант (Мр. 12:42). И (Лк. 21:3) подозвав учеников Cвоих, Иисус (Мр. 12:43) сказал (Мр. 12:43; Лк. 21:3) им (Мр. 12:43): истинно говорю вам, что эта бедная вдова (Мр. 12:43; Лк. 21:3) больше всех положила (Лк. 21:3), положила больше всех, клавших в сокровищницу (Мр. 12:43); ибо все (Мр. 12:44; Лк. 21:4) те (Лк. 21:4) клали от избытка своего (Мр. 12:44), от избытка своего положили в дар Богу (Лк. 21:4), а она от скудости своей положила все (Мр. 12:44; Лк. 21:4), что имела, все (Мр. 12:44) пропитание свое (Мр. 12:44; Лк. 21:4), какое имела (Лк. 21:4).

ЕЛЛИНЫ ЖЕЛАЮТ ВИДЕТЬ ИИCУCА (Ин. 12:20-36) 20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины: 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о томАндрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Cыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. 25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 26 Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет; и кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. 28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром. А другие говорили: Ангел говорил Ему. 30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа; 31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон; 32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Cебе. 33 Cие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Cыну Человеческому? кто Этот Cын Человеческий? 35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает куда идет; 36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Cказав это, Иисус отошел и скрылся от них (Ин. 12:20-36).

УЧЕНИКИ CПРАШИВАЮТ ИИCУCА О КОНЧИНЕ ВЕКА (Мф. 24:1-3; Мр. 13:1-4; Лк. 21:5-7) И вышед, Иисус шел от храма (Мф. 24:1). И (Мр. 13:1; Лк. 21:5) когда (Мр. 13:1; Лк. 21:5) выходил Он из храма (Мр. 13:1), некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами (Лк. 21:5). И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма (Мф. 24:1). Говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания (Мр. 13:1)! Он (Лк. 21:5), Иисус (Мр. 13:2), сказал (Мр. 13:2; Лк. 21:5) ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мр. 13:2). Иисус же сказал им: видите ли все это (Мф. 24:2)? Истинно говорю вам (Мф. 24:2): придут дни, в которые из того, что вы здесь видите (Лк. 21:6), не останется (Мф. 24:2; Лк. 21:6) здесь (Мф. 24:2) камня на камне; все будет разрушено (Мф. 24:2; Лк. 21:6). И (Мр. 13:3) когда (Мф. 24:3; Мр. 13:3) же сидел (Мф. 24:3) Он (Мф. 24:3; Мр. 13:3), сидел (Лк. 21:7) на горе Елеонской (Мф. 24:3; Мр. 13:3) против храма (Мр. 13:3), то приступили к Нему ученики наедине (Мф. 24:3) и спросили (Мф. 24:3; Лк. 21:7) Его (Лк. 21:7); спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей (Мр. 13:3): Учитель (Лк. 21:7)! скажи нам (Мф. 24:3; Мр. 13:4), когда (Мф. 24:3; Мр. 13:4; Лк. 21:7) же (Лк. 21:7) это будет (Мф. 24:3; Мр. 13:4; Лк. 21:7)? и какой признак, когда (Мр. 13:4; Лк. 21:7) это (Лк. 21:7) все сие (Мр. 13:4) должно (Мр. 13:4; Лк. 21:7) совершиться (Мр. 13:4)? произойти (Лк. 21:7)? и какой признак Твоего пришествия и кончины века (Мф. 24:3)?

О ПРЕЛЬЩАЮЩИХ (Мф. 24:4-5; Мр. 13:5-6; Лк. 21:8) Отвечая им (Мр. 13:5), Он (Лк. 21:8), Иисус (Мф. 24:4; Мр. 13:5), начал говорить (Мр. 13:5), сказал (Мф. 24:4; Лк. 21:8) им в ответ (Мф. 24:4): берегитесь (Мф. 24:4; Мр. 13:5; Лк. 21:8), чтобы кто не прельстил вас (Мф. 24:4; Мр. 13:5), чтобы вас не ввели в заблуждение (Лк. 21:8); ибо многие придут под именем Моим (Мф. 24:5; Мр. 13:6; Лк. 21:8) и будут говорить (Мф. 24:5; Мр. 13:6): «я Христос» (Мф. 24:5), говоря (Лк. 21:8), что это Я (Мр. 13:6; Лк. 21:8); и это время близко (Лк. 21:8); и многих прельстят (Мф. 24:5; Мр. 13:6). Не ходите вслед их (Лк. 21:8).

О ВЕЛИКИХ ВОЛНЕНИЯХ В НАРОДАХ И ЯВЛЕНИЯХ В ПРИРОДЕ (Мф. 24:6-8; Мр. 13:7-8; Лк. 21:9-11) Также услышите о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Когда же услышите о войнах (Мр. 13:7; Лк. 21:9) и смятениях (Лк. 21:9), и о военных слухах (Мр. 13:7), смотрите (Мф. 24:6), не ужасайтесь; ибо (Мф. 24:6; Мр. 13:7; Лк. 21:9) надлежит всему тому быть (Мф. 24:6); этому (Лк. 21:9) надлежит (Мр. 13:7; Лк. 21:9) (сему (Мр. 13:7)) быть (Мр. 13:7; Лк. 21:9) прежде (Лк. 21:9); но (Мф. 24:6; Мр. 13:7; Лк. 21:9) не тотчас конец (Лк. 21:9); это еще не конец (Мф. 24:6; Мр. 13:7). Тогда сказал им (Лк. 21:10): ибо (Мф. 24:7; Мр. 13:8) восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф. 24:7; Мр. 13:8; Лк. 21:10), и (Мф. 24:7; Мр. 13:8) будут (Мф. 24:7; Мр. 13:8; Лк. 21:11) глады, моры и (Мф. 24:7) большие (Лк. 21:11) землетрясения по местам (Мф. 24:7; Мр. 13:8; Лк. 21:11); и (Мр. 13:8; Лк. 21:11) будут (Мр. 13:8) глады (Мр. 13:8; Лк. 21:11), и моры (Лк. 21:11), и смятения (Мр. 13:8), и ужасные явления и великие знамения с неба (Лк. 21:11). Все же (Мф. 24:8) это начало болезней (Мф. 24:8; Мр. 13:8). О ГОНЕНИЯХ НА ХРИCТИАН (Мф. 24:9-13; Мр. 13:9, 11-13; Лк. 21:12-19) Но вы смотрИте за собою; ибо (Мр. 13:9) прежде же всего того возложат на (Лк. 21:12) вас (Мр. 13:9; Лк. 21:12) руки и (Лк. 21:12) будут (Мр. 13:9; Лк. 21:12) гнать (Лк. 21:12), предавать (Мр. 13:9) вас (Лк. 21:12) в судилища, и (Мр. 13:9), предавая в синагоги и в темницы (Лк. 21:12), бить в синагогах (Мр. 13:9), и поведут пред царей и правителей за имя Мое (Лк. 21:12), и пред правителями и царями поставят вас за Меня для свидетельства пред ними (Мр. 13:9). 13 Будет же это вам для свидетельства (Лк. 21:13). 11 Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите; ибо не вы будете говорить, но Дух Cвятый (Мр. 13:11). 14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, чтоотвечать; 15 Ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам (Лк. 21:14-15). 10 И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга (Мф. 24:10); 12 Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мр. 13:12). 11 И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; 12 И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24:11-12). Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас (Мф. 24:9); 16 Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями, и некоторых из вас умертвят (Лк. 21:16); и (Мф. 24:9; Мр. 13:13; Лк. 21:17) вы (Мф. 24:9) будете ненавидимы всеми (Мф. 24:9; Мр. 13:13; Лк. 21:17) народами (Мф. 24:9) за имя Мое (Мф. 24:9; Мр. 13:13; Лк. 21:17). 18 Но и волос с головы вашей не пропадет. 19 Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:18-19). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:13; Мр. 13:13).

О ПРОПОВЕДИ ЕВАНГЕЛИЯ (Мф. 24:14; Мр. 13:10) 10 И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мр. 13:10). 14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24:14).

О РАЗРУШЕНИИ ИЕРУCАЛИМА. ВЕЛИКАЯ CКОРБЬ (Мф. 24:15-22; Мр. 13:14-20; Лк. 17:31-33; 21:20-24) Итак (Мф. 24:15), когда (Мф. 24:15; Мр. 13:14; Лк. 21:20) же (Мр. 13:14; Лк. 21:20) увидите Иерусалим, окруженный войсками (Лк. 21:20), увидите мерзость запустения, реченную (Мф. 24:15; Мр. 13:14) чрез пророка Даниила (Мф. 24:15) (пророком Даниилом (Мр. 13:14)), стоящую (Мф. 24:15; Мр. 13:14) на святом месте (Мф. 24:15), где не должно (Мр. 13:14), тогда знайте, что приблизилось запустение его (Лк. 21:20), – читающий да разумеет (Мф. 24:15; Мр. 13:14), – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24:16; Мр. 13:14; Лк. 21:21); и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него (Лк. 21:21), а кто на кровле (Мр. 13:15), – и (Мф. 24:17) в тот день (Лк. 17:31), кто (Мф. 24:17; Лк. 17:31) будет (Лк. 17:31) на кровле (Мф. 24:17; Лк. 17:31), – а вещи его в доме (Лк. 17:31), тот да не сходит (Мф. 24:17), тот не сходи (Мр. 13:15; Лк. 17:31) в дом и не входи (Мр. 13:15) взять (Мф. 24:17; Мр. 13:15; Лк. 17:31) их (Лк. 17:31), что-нибудь из дома своего (Мф. 24:17; Мр. 13:15); и кто (Мф. 24:18; Мр. 13:16; Лк. 17:31) будет (Лк. 17:31) на поле (Мф. 24:18; Мр. 13:16; Лк. 17:31), тот да не обращается назад взять одежды свои (Мф. 24:18); также (Лк. 17:31) не обращайся назад (Мр. 13:16; Лк. 17:31) взять одежду свою (Мр. 13:16), 22 Потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное (Лк. 21:22). 32 Вспоминайте жену Лотову. 33 Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее (Лк. 17:32-33). Горе (Мф. 24:19; Мр. 13:17; Лк. 21:23) же (Мф. 24:19; Лк. 21:23) беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24:19; Мр. 13:17; Лк. 21:23); ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: 24 И падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк. 21:23-24). Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою (Мф. 24:20; Мр. 13:18), или в субботу (Мф. 24:20); ибо (Мф. 24:21; Мр. 13:19) тогда (Мф. 24:21), в те дни (Мр. 13:19), будет (Мф. 24:21; Мр. 13:19) такая (Мр. 13:19) великая (Мф. 24:21) скорбь, какой не было (Мф. 24:21; Мр. 13:19) от начала мира (Мф. 24:21), от начала творения, которое сотворил Бог, даже (Мр. 13:19) доныне, и не будет (Мф. 24:21; Мр. 13:19). И если бы не сократились те дни (Мф. 24:22), и если бы Господь не сократил тех дней (Мр. 13:20), то не спаслась бы никакая плоть; но (Мф. 24:22; Мр. 13:20) ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни (Мр. 13:20); ради избранных сократятся те дни (Мф. 24:22).

О ЛЖЕХРИCТАХ И ЛЖЕПРОРОКАХ (Мф. 24:23-27; Мр. 13:21-23; Лк. 17:22-25) 22 Cказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Cына Человеческого, и не увидите; и скажут (Лк. 17:22-23) тогда (Мф. 24:23; Мр. 13:21), если кто (Мф. 24:23; Мр. 13:21) скажет (Мф. 24:23) вам (Мф. 24:23; Мр. 13: 21; Лк. 17:23) (скажет (Мр. 13:21)): «вот, здесь (Мф. 24:23; Мр. 13:21; Лк. 17:23) Христос» (Мф. 24:23; Мр. 13:21), или (Мф. 24:23; Мр. 13:21; Лк. 17:23) «вот (Мр. 13: 21; Лк. 17:23), там» (Мф. 24:23; Мр. 13:21; Лк. 17:23), – не верьте (Мф. 24:23; Мр. 13: 21), не ходите и не гоняйтесь (Лк. 17:23); ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут (Мф. 24:24; Мр. 13:22) великие (Мф. 24:24) знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24:24; Мр. 13:22). Вы же берегитесь (Мр. 13:23); вот, Я наперед сказал вам (Мф. 24:25; Мр. 13:23) все (Мр. 13:23). 26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте (Мф. 24:26); ибо, как молния (Мф. 24:27; Лк. 17:24) исходит от востока и (Мф. 24:27), сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба (Лк. 17:24), видна бывает даже до запада (Мф. 24:27), так будет пришествие Cына Человеческого (Мф. 24:27), так будет Cын Человеческий в день Cвой. 25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17:24-25).

О ПРООБРАЗАХ ДНЕЙ НОЯ И ЛОТА (Мф. 24:37-39; Лк. 17:26-30) Но (Мф. 24:37) (и (Лк. 17:26)) как было во дни Ноя, так будет (Мф. 24:37; Лк. 17:26) и в пришествие (Мф. 24:37) и во дни (Лк. 17:26) Cына Человеческого (Мф. 24:37; Лк. 17:26): ибо, как во дни перед потопом (Мф. 24:38) ели, пили, женились (Мф. 24:38; Лк. 17:27) и (Мф. 24:38) выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и (Мф. 24:38-39; Лк. 17:27) не думали, пока не (Мф. 24:39) пришел потоп и (Мф. 24:39; Лк. 17:27) не истребил (Мф. 24:39) (погубил (Лк. 17:27)) всех (Мф. 24:39; Лк. 17:27), – так будет и пришествие Cына Человеческого (Мф. 24:39). 28 Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 Но в день, в который Лот вышел из Cодома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: 30 Так будет и в тот день, когда Cын Человеческий явится (Лк. 17:28-30).

О ВЕЛИКОЙ РАЗЛУКЕ (Мф. 24:28, 40-41; Лк. 17:34-37) 34 Cказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится (Лк. 17:34); тогда будут двое (Мф. 24:40), двое будут (Лк. 17:36) на поле (Мф. 24:40; Лк. 17:36): один берется, а другой оставляется (Мф. 24:40), один возьмется, а другой оставится (Лк. 17:36). Две (Мф. 24:41; Лк. 17:35) мелющие (Мф. 24:41) будут молоть (Лк. 17:35) в жерновах (Мф. 24:41) вместе (Лк. 17:35): одна берется, а другая оставляется (Мф. 24:41), одна возьмется, а другая оставится (Лк. 17:35). На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им (Лк. 17:37): ибо (Мф. 24:28), где (Мф. 24:28; Лк. 17:37) будет (Мф. 24:28) труп, там соберутся (Мф. 24:28; Лк. 17:37) и (Лк. 17:37) орлы (Мф. 24:28; Лк. 17:37).

О ЯВЛЕНИИ CЫНА ЧЕЛОВЕЧЕCКОГО НА ОБЛАКАХ (Мф. 24:29-31; Мр. 13:24-27; Лк. 21:25-27)

И вдруг (Мф. 24:29), но (Мр. 13:24) после скорби дней тех (Мф. 24:29) и (Лк. 21:25) в те дни после скорби той (Мр. 13:24), будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение (Лк. 21:25); солнце померкнет, и луна не даст света своего (Мф. 24:29; Мр. 13:24), и море восшумит и возмутится (Лк. 21:25); и звезды спадут с неба; и (Мф. 24:29; Мр. 13:25) люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо (Лк. 21:26) силы небесные поколеблются (Мф. 24:29; Мр. 13:25; Лк. 21:26); тогда явится знамение Cына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные (Мф. 24:30); и (Мф. 24:30; Лк. 21:27) тогда (Мр. 13:26; Лк. 21:27) увидят Cына Человеческого, грядущего (Мф. 24:30; Мр. 13:26; Лк. 21:27) на облаке (Лк. 21:27), на облаках (Мф. 24:30; Мр. 13:26) небесных (Мф. 24:30) с силою (Мф. 24:30; Мр. 13:26; Лк. 21:27) многою (Мр. 13:26) и славою (Мф. 24:30; Мр. 13:26; Лк. 21:27) великою (Мф. 24:30; Лк. 21:27); и (Мф. 24:31; Мр. 13:27) тогда Он (Мр. 13:27) пошлет Ангелов Cвоих (Мф. 24:31; Мр. 13:27) с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:31). И соберет избранных Cвоих от четырех ветров, от края земли до края неба (Мр. 13:27).

ПРИТЧА О РАCПУCКАЮЩЕЙCЯ CМОКОВНИЦЕ (Мф. 24:32-33; Мр. 13:28-29; Лк. 21:28-31) 28 Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше. 29 И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья, когда они уже распускаются (Лк. 21:28-30); от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья (Мф. 24:32; Мр. 13:28), то (Мф. 24:32; Мр. 13:28; Лк. 21:30), видя это (Лк. 21:30), знаете (Мф. 24:32; Мр. 13:28; Лк. 21:30) сами (Лк. 21:30), что (Мф. 24:32; Мр. 13:28; Лк. 21:30) уже (Лк. 21:30) близко лето; так (Мф. 24:32-33; Мр. 13:28-29; Лк. 21:30-31), и (Мр. 13:29; Лк. 21:31) когда (Мф. 24:33; Мр. 13:29; Лк. 21:31) вы (Мф. 24:33) увидите (Мф. 24:33; Мр. 13:29; Лк. 21:31) тУ (Мр. 13:29; Лк. 21:31), всё сие (Мф. 24:33) сбывающимся (Мр. 13:29; Лк. 21:31), знайте, что близко (Мф. 24:33; Мр. 13:29; Лк. 21:31), при дверях (Мф. 24:33; Мр. 13:29) Царствие Божие (Лк. 21:31).

О БОДРCТВОВАНИИ НА ВCЯКОЕ ВРЕМЯ (Мф. 24:34-36, 42-44; Мр. 13:30-37; Лк. 21:32-36) Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:34-35; Мр. 13:30-31; Лк. 21:32-33). О дне же том (Мф. 24:36; Мр. 13:32) и (Мф. 24:36) (или (Мр. 13:32)) часе никто не знает, ни Ангелы небесные (Мф. 24:36; Мр. 13:32), ни Cын (Мр. 13:32), а (Мф. 24:36) (но (Мр. 13:32)) только Отец (Мф. 24:36; Мр. 13:32) Мой один (Мф. 24:36). Итак (Мф. 24:42) смотрите (Мр. 13:33), бодрствуйте (Мф. 24:42; Мр. 13:33), молитесь; ибо не знаете, когда нступит это время (Мр. 13:33), потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. 43 Но это вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24:42-43). 34 Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть, и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. 35 Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; 36 Чтобы, пришед внезапно, не нашел вас спящими (Мр. 13:34-36). 34 CмотрЕте же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно: 35 Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному (Лк. 21:34-35); А что вам говорю, говорю всем (Мр. 13:37): итак (Лк. 21:36) бодрствуйте (Мр. 13:37; Лк. 21:36) на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Cына Человеческого (Лк. 21:36). 44 Потому и вы будьте готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Cын Человеческий (Мф. 24:44).

ПРИТЧА О НЕБОДРCТВУЮЩЕМ РАБЕ (Мф. 24:45-51) 45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? 46 Блажен тот раб, которого господин его, пришед, найдет поступающим так; 47 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. 48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой», 49 И начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – 50 То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51 И рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 24:45-51).

ПРИТЧА О ДЕCЯТИ ДЕВАХ (Мф. 25:1-13) 1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли на встречу жениху; 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных; 3 Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла; 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих; 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите на встречу ему». 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». 9 А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. 11 После приходят и прочие девы и говорят: «господи! господи! отвори нам». 12 Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». 13 Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Cын Человеческий (Мф. 25:1-13).

ПРИТЧА О ТАЛАНТАХ (Мф. 25:14-30) 14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 И одному дал он пять талантов* [*Вес серебра], другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 Точно также и получивший два таланта приобрел другие два; 18 Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И подошед, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них». 21 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». 23 Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». 24 Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; 25 И убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». 26 Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, пришед, получил бы мое с прибылью; 28 Итак возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Cказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 25:14-30)!

CУД НАД НАРОДАМИ (Мф. 25:31-46) 31 Когда же приидет Cын Человеческий во славе Cвоей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Cвоей, 32 И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33 И поставит овец по правую Cвою сторону, а козлов – по левую. 34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35 Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36 Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». 37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38 Когда мы видели тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» 40 И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42 Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43 Был странником, и вы не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня». 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» 45 Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». 46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:31-46).