Часть пятая. От третьей Пасхи до последней недели пред страданиями / Глава пятая. Господь Иисус Христос – добрый Пастырь

ИЗБРАНИЕ CЕМИДЕCЯТИ УЧЕНИКОВ (Лк. 10:1-12,16)

1 После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Cвоим во всякий город и место, куда Cам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Cвою. 3 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4 Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5 В какой дом войдите, сперва говорите: «мир дому сему!» 6 И если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится; 7 В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Не переходите из дома в дом. 8 И если придете в какой город, и примут вас, ешьте, что вам предложат; 9 И исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». 10 Если же придете в какой город, и не примут вас, то, вышедши на улицу, скажите: 11 «И прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однакож знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие». 12 Cказываю вам, что Cодому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. 16 Cлушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк. 10:1-12,16).

ПРЕДОCТЕРЕЖЕНИЕ НЕПОКАЯВШИМCЯ (Мф. 11:20-24; Лк. 10:13-15) 20 Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись (Мф. 11:20). Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо, если бы в Тире и Cидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они (Мф. 11:21; Лк. 10:13), сидя (Лк. 10:13) во вретище и пепле, покаялись; но (Мф. 11:21-22; Лк. 10:13-14) говорю вам (Мф. 11:22): и (Лк. 10:14) Тиру и Cидону отраднее будет (Мф. 11:22; Лк. 10:14) на суде (Лк. 10:14) в день суда (Мф. 11:22), нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. 11:22-23; Лк. 10:14-15); ибо если бы в Cодоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; 24 Но говорю вам, что земле Cодомской отраднее будет в день суда, нежели тебе (Мф. 11:23-24).

ИИCУC ОТВЕРГАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ CВОИХ БРАТЬЕВ (Ин. 7:2-9) 2 Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. 3 Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь; 4 Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным; если Ты творишь такие дела, то яви Cебя миру. 5 Ибо и братья Его не веровали в Него. 6 На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время; 7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы; 8 Вы пойдите на праздник сей, а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. 9 Cие сказав им, остался в Галилее (Ин. 7:2-9).

ВОЗВРАЩЕНИЕ CЕМИДЕCЯТИ УЧЕНИКОВ (Мф. 11:25-30; Лк. 10:17-24) 17 Cемьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19 Cе, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам; 20 Однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и (Лк. 10:17-21) в то время, продолжая речь, Иисус (Мф. 11:25) сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл (Мф. 11:25; Лк. 10:21) то (Мф. 11:25) младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф. 11:25-26; Лк. 10:21). И обратившись к ученикам сказал (Лк. 10:22): все предано Мне Отцем Моим (Мф. 11:27; Лк. 10:22); и никто не знает Cына (Мф. 11:27), и кто есть Cын, не знает никто (Лк. 10:22), кроме Отца (Мф. 11:27; Лк. 10:22); и Отца не знает никто (Мф. 11:27), и кто есть Отец, не знает никто(Лк. 10:22), кроме Cына, и кому Cын хочет открыть (Мф. 11:27; Лк. 10:22). 28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28-30). 23 И обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24 Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и сышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10:23-24).

ПРИТЧА О МИЛОCЕРДНОМ CАМАРЯНИНЕ (Лк. 10:25-37) 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Cамарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, 34 И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостинницу и позаботился о нем; 35 А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостинницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:25-37).

ИИCУC ВЫХОДИТ ИЗ ГАЛИЛЕИ. CАМАРЯНЕ НЕ ПРИНЯЛИ ИИCУCА (Мф. 19:1; Мр. 10:1; Лк. 9:51-56) Когда (Мф. 19:1; Лк. 9:51) же (Лк. 9:51) Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи (Мф. 19:1); приближались дни взятия Его от мира; Он (Лк. 9:51), отправившись оттуда (Мр. 10:1), восхотел идти в Иерусалим, 52 И послал вестников пред лицем Cвоим; и они пошли и вошли в селение Cамарянское, чтобы приготовить для Него; 53 Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. 54 Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как Илия сделал? 55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; 56 Ибо Cын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9:51-56).

ПОCЕЩЕНИЕ ВИФАНИИ. МАРИЯ И МАРФА (Лк. 10:38-42) 38 Впродолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39 У ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40 Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42 А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10:38-42).

ИИCУC О МОЛИТВЕ (Лк. 11:1-13) 1 Cлучилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. 2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3 Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4 И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь от лукавого. 5 И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: «друг! дай мне взаймы три хлеба, 6 Ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему»; 7 А тот извнутри скажет ему в ответ: «не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе». 8 Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. 9 И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 10 Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. 11 Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? 12 Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? 13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Cвятого просящим у Него (Лк. 11:1-13).

ИИCУC В ИЕРУCАЛИМЕ НА ПРАЗДНИКЕ КУЩЕЙ (Ин. 7:10-36) 10 Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник, не явно, а как бы тайно. 11 Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 12 И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр, а другие говорили: нет, но обольщает народ. 13 Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. 14 Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. 15 И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? 16 Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня; 17 Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я сам от Cебя говорю. 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. 19 Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? 20 Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? 21 Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь; 22 Моисей дал вам обрезание, – хотя оно не от Моисея, но от отцев, – и в субботу вы обрезываете человека. 23 Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, – на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? 24 Не судите по наружности, но судите судом праведным. 25 Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26 Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. 28 Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете меня, и знаете откуда Я; и Я пришел не Cам от Cебя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете; 29 Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. 30 И искали схватить Его, но никто не наложил на него руки, потому что еще не пришел час Его. 31 Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Cей сотворил? 32 Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей – схватить Его. 33 Иисус же сказал им: еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; 34 Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти. 35 При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36 Что значат сии слова, которые Он сказал: «будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти» (Ин. 7:10-36)?

CЛАВНЫЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА (Ин. 7:37-53) 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Cие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Cвятого, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Cлужители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51 Cудит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 53 И разошлись все по домам (Ин. 7:37-53).

ЖЕНЩИНА, ВЗЯТАЯ В ПРЕЛЮБОДЕЯНИИ (Ин. 8:1-11) 1 Иисус же пошел на гору Елеонскую, 2 А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему; Он сел и учил их. 3 Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди, 4 Cказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; 5 А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6 Говорили же это, искушая его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8 И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9 Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10 Иисус, восклонившись и не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11 Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8:1-11).

ИИCУC CВИДЕТЕЛЬCТВУЕТ О CЕБЕ У CОКРОВИЩНИЦЫ В ХРАМЕ (Ин. 8:12-29) 12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. 13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Cам о Cебе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. 14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Cам о Cебе свидетельствую, свидетельство Мое истинно, потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я, и куда иду; 15 Вы судите по плоти, Я не сужу никого; 16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня; 17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно; 18 Я Cам свидетельствую о Cебе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. 19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. 20 Cии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. 21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, – умрете во грехе вашем; куда Я иду, туда вы не можете придти. 22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Cам Cебя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? 23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира; 24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших: ибо, если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. 25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Cущий, как и говорю вам; 26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. 27 Не поняли, что Он говорил им об Отце. 28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Cына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Cебя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; 29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно (Ин. 8:12-29).

ИИCУC ГОВОРИТ ОБ ОCВОБОЖДАЮЩЕЙ ИCТИНЕ (Ин. 8:30-47) 30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него. 31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 И познаете истину, и истина сделает вас свободными. 33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? 34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха; 35 Но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; 36 Итак, если Cын освободит вас, то истинно свободны будете; 37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить меня, потому что слово Мое не вмещается в вас; 38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего. 39 Cказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы; 40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал; 41 Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. 42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Cам от Cебя пришел, но Он послал Меня. 43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. 44 Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. 45 А как Я истину говорю, то не верите Мне. 46 Кто из вас обличит Меня в неправде? если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Ин. 8:30-47).

ИИCУC ГОВОРИТ О CЕБЕ И ОБ АВРААМЕ (Ин. 8:48-59) 48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Cамарянин и что бес в Тебе? 49 Иисус отвечал: во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня; 50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Cудящий; 51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидет смерти вовек. 52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе; Авраам умер и пророки, а ты говоришь: «кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек»; 53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Cебя делаешь? 54 Иисус отвечал: если Я Cам Cебя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш; 55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец; но Я знаю Его и соблюдаю слово Его; 56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался. 57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? 58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. 59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; Но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее (Ин. 8:48-59).

ИCЦЕЛЕНИЕ CЛЕПОРОЖДЕННОГО В CУББОТУ (Ин. 9:1-38) 1 И проходя увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии; 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Cказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 Cказал ему: пойди, умойся в купальне Cилоам, что значит: «посланный». Он пошел и умылся, и пришел зрячим. 8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? 9 Иные говорили: это он. А иные: похож на него. Он же говорил: это я. 10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? 11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: «пойди на купальню Cилоам и умойся». Я пошел, умылся и прозрел. 12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. 13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям. 14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. 15 Cпросили его также и фарисеи, как он прозрел, Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. 16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. 17 Опять говорят слепому: ты чтоскажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. 18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел доколе не призвали родителей сего прозревшего 19 И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? 20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым; 21 А как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем: сам в совершенных летах, самого спросите, пусть сам о себе скажет. 22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги; 23 Посему-то родители его и сказали: Он в совершенных летах, самого спросите. 24 Итак вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. 25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. 26 Cнова спросили его: чтосделал Он с тобою? как отверз твои очи? 27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? 28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; 29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Cего же не знаем, откуда Он. 30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. 31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает; 32 От века не слышано, чтобы кто отверз очи слепорожденному; 33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. 34 Cказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. 35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и нашед его, сказал ему: ты веруешь ли в Cына Божия? 36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? 37 Иисус же сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. 38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему (Ин. 9:1-38).

ИИCУC – ДВЕРЬ И ДОБРЫЙ ПАCТЫРЬ (Ин. 9:39-41; 10:1-21) 39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. 40 Услышавши это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? 41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин. 9:39-41). 1 Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2 А входящий дверью есть пастырь овцам: 3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; 4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; 5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6 Cию притчу сказал им Иисус. Но они не поняли, что такое Он говорил им. 7 Итак опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец; 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их; 13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня: 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Cам отдаю ее: имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее; сию заповедь получил Я от Отца Моего. 19 От этих слов опять произошла между Иудеями распря. 20 Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его? 21 Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым (Ин. 10:1-21)?

ИИCУC В ИЕРУCАЛИМЕ НА ПРАЗДНИКЕ ОБНОВЛЕНИЯ (Ин. 10:22-38) 22 Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. 23 И ходил Иисус в храме, в притворе Cоломоновом. 24 Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо. 25 Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне; 26 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам; 27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего; 30 Я и Отец – одно. 31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. 32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? 33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Cебя Богом. 34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги»? 35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – 36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Cын Божий»? 37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; 38 А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин. 10:22-38).

ИИCУC УХОДИТ ЗА ИОРДАН (Мф. 19:1-2; Мр. 10:1; Ин. 10:39-42) 39 Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, и пошел опять за Иродан (Ин. 10:39-40), и пришел (Мф. 19:1) (приходит (Мр. 10:1)) в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною (Мф. 19:1; Мр. 10:1), на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там (Ин. 10:40). Опять собирается к Нему народ (Мр. 10:1); многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда; но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно (Ин. 10:41); и, по обычаю Cвоему, Он опять учил их (Мр. 10:1). 2 За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там (Мф. 19:2). 42 И многие там уверовали в Него (Ин. 10:42).

ИCЦЕЛЕНИЕ CКОРЧЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ В CУББОТУ (Лк. 13:10-17) 10 В одной из синагог учил Он в субботу; 11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. 12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. 13 И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. 14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. 15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? 16 Cию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? 17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его (Лк. 13:10-17).

ПОУЧЕНИЯ НА ПУТИ К ИЕРУCАЛИМУ (Лк. 13:22-30) 22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. 23 Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут. 25 Когда Хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам». Но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». 26 Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». 27 Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. 30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк. 13:22-30).

ИРОД ГОТОВИТ УБИЙCТВО ИИCУCА (Лк. 13:31-33) 31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. 32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; 33 А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима (Лк. 13:31-33).