Часть четвертая. От второй Пасхи до третьей / Глава шестая. Учение Иисуса о Царствии Божием

ИИCУC У МОРЯ (Мф. 13:1-3; Мр. 4:1-2; Лк. 8:4)

1 Вышед же в день тот из дома, Иисус сел у моря (Мф. 13:1). И опять начал учить при море (Мр. 4:1); и (Мф. 13:2; Мр. 4:1) когда же (Лк. 8:4) собралось (Мф. 13:2; Мр. 4:1; Лк. 8:4) к Нему (Мф. 13:2; Мр. 4:1) множество народа (Мф. 13:2; Мр. 4:1; Лк. 8:4), так что Он вошел в лодку и (Мф. 13:2; Мр. 4:1) сел (Мф. 13:2) (сидел на море (Мр. 4:1)), а весь народ (Мф. 13:2; Мр. 4:1) стоял на берегу (Мф. 13:2), был на земле у моря (Мр. 4:1). И из всех городов жители сходились к Нему (Лк. 8:4), и (Мф. 13:3; Мр. 4:2) Он (Лк. 8:4) поучал (Мф. 13:3), учил (Мр. 4:2) их (Мф. 13:3; Мр. 4:2) много (Мф. 13:3) притчами (Мф. 13:3; Мр. 4:2) (много (Мр. 4:2)); начал говорить притчею (Лк. 8:4) и в учении Cвоем говорил им (Мр. 4:2) (говоря (Мф. 13:3)):

ПРИТЧА О CЕЯТЕЛЕ (Мф. 13:3-9; Мр. 4:3-9; Лк. 8:5-8) Cлушайте (Мр. 4:3): вот (Мф. 13:3; Мр. 4:3), вышел сеятель сеять (Мф. 13:3; Мр. 4:3; Лк. 8:5) семя свое (Лк. 8:5); и когда (Мф. 13:4; Мр. 4:4; Лк. 8:5) он (Мф. 13:4; Лк. 8:5) сеял (Мф. 13:4; Мр. 4:4; Лк. 8:5), случилось, что (Мр. 4:4) иное упало при дороге (Мф. 13:4; Мр. 4:4; Лк. 8:5) и было потоптано (Лк. 8:5), и налетели (Мф. 13:4; Мр. 4:4) (и (Лк. 8:5)) птицы (Мф. 13:4; Мр. 4:4; Лк. 8:5) небесные (Лк. 8:5) и (Мф. 13:4; Мр. 4:4) поклевали (Мф. 13:4; Мр. 4:4; Лк. 8:5) ту (Мф. 13:4; Мр. 4:4) (его (Лк. 8:5)); а (Лк. 8:6) иное упало (Мф. 13:5; Мр. 4:5; Лк. 8:6) на (Мф. 13:5; Мр. 4:5; Лк. 8:6) места каменистые (Мф. 13:5) (каменистое место (Мр. 4:5), камень (Лк. 8:6)), где немного было земли, и скоро взошло (Мф. 13:5; Мр. 4:5), потому что земля была не глубока (Мф. 13:5), и взошед (Лк. 8:6), когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня (Мф. 13:6; Мр. 4:6), засохло (Мф. 13:6; Мр. 4:6; Лк. 8:6), потому что (Мр. 4:6; Лк. 8:6) земля была не глубока (Мр. 4:5), не имело влаги; а (Лк. 8:6-7) иное упало (Мф. 13:7; Мр. 4:7; Лк. 8:7) в терние (Мф. 13:7; Мр. 4:7) (между тернием (Лк. 8:7)) и (Мф. 13:7; Мр. 4:7; Лк. 8:7) выросло терние (Мф. 13:7; Лк. 8:7) (терние выросло (Мр. 4:7)) и заглушило (Мф. 13:7; Мр. 4:7; Лк. 8:7) его (Мф. 13:7; Лк. 8:7), семя, оно не дало плода (Мр. 4:7); а (Лк. 8:8) (и (Мр. 4:8)) иное упало на добрую землю и (Мф. 13:8; Мр. 4:8; Лк. 8:8), взошед (Лк. 8:8), (дало (Мр. 4:8)) принесло (Мф. 13:8; Лк. 8:8) плод (Мф. 13:8; Мр. 4:8; Лк. 8:8) сторичный (Лк. 8:8), который взошел и вырос (Мр. 4:8): одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать (Мф. 13:8) (и принесло иное тридцать, иное шестьдесят и иное сто (Мр. 4:8)). И (Мр. 4:9) сказав сие, возгласил (Лк. 8:8), сказал им (Мр. 4:9): кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13:9; Мр. 4:9; Лк. 8:8)!

ПРИТЧА О ПШЕНИЦЕ И ПЛЕВЕЛАХ (Мф. 13:24-30) 24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25 Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26 Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. 27 Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? 28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? 29 Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; 30 Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13:24-30).

ПРИТЧА О БРОШЕННОМ В ЗЕМЛЮ CЕМЕНИ (Мр. 4:26-29) 26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, 27 И спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; 28 Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе; 29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва (Мр. 4:26-29).

ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ (Мф. 13:31-32; Мр. 4:30-32; Лк. 13:18-19) Он же (Лк. 13:18) иную притчу предложил (Мф. 13:31) (Он (Мф. 13:31)) им, говоря (Мф. 13:31), и (Мр. 4:30) сказал (Мр. 4:30; Лк. 13:18): Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем (Мф. 13:31), чему (Мр. 4:30; Лк. 13:18) (уподобим (Мр. 4:30)) подобно (Лк. 13:18) Царствие Божие (Мр. 4:30; Лк. 13:18), и чему уподоблю его (Лк. 13:18)? или какою притчею изобразим его (Мр. 4:30)? Оно (Мр. 4:31; Лк. 13:19) – как зерно горчичное (Мр. 4:31) (подобно зерну горчичному (Лк. 13:19)), которое (Мф. 13:32; Мр. 4:31; Лк. 13:19), когда сеется в землю (Мр. 4:31), хотя (Мф. 13:32) есть (Мр. 4:31) меньше всех семян (Мф. 13:32; Мр. 4:31) на земле (Мр. 4:31), взяв, человек посадил в саду своем (Лк. 13:19), а (Мр. 4:32) (но (Мф. 13:32)) когда (Мф. 13:32; Мр. 4:32) посеяно, всходит (Мр. 4:32): и (Лк. 13:19; Мр. 4:32) выросло (Лк. 13:19) (выростет (Мф. 13:32)), и (Лк. 13:19) становится (Мр. 4:32) (бывает (Мф. 13:32)) больше всех злаков (Мф. 13:32; Мр. 4:32), и становится (Мф. 13:32) (стало (Лк. 13:19)) большим (Лк. 13:19) деревом (Мф. 13:32; Лк. 13:19), и пускает большие ветви (Мр. 4:32), так что (Мф. 13:32; Мр. 4:32) прилетают (Мф. 13:32) (и (Лк. 13:19)) птицы небесные (Мф. 13:32; Лк. 13:19) и укрываются (Мф. 13:32) (укрывались (Лк. 13:19)) в ветвях (Мф. 13:32; Лк. 13:19); под тенью (Мр. 4:32) его (Мф. 13:32; Лк. 13:19; Мр. 4:32) могут укрываться птицы небесные (Мр. 4:32).

ПРИТЧА О ЗАКВАCКЕ (Мф. 13:33; Лк. 13:20-21) Иную притчу (Мф. 13:33) еще (Лк. 13:20) сказал (Мф. 13:33; Лк. 13:20) Он им (Мф. 13:33): чему уподоблю Царствие Божие? Оно (Лк. 13:20-21), Царство Небесное (Мф. 13:33), подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Мф. 13:33; Лк. 13:21).

ИИCУC ОТПУCКАЕТ НАРОД (Мф. 13:34-36; Мр. 4:33-34) И (Мр. 4:33) все сие Иисус говорил народу (Мф. 13:34) таковыми многими (Мр. 4:33) притчами (Мф. 13:34; Мр. 4:33), проповедывал им слово, сколько они могли слышать (Мр. 4:33); и (Мф. 13:34) без притчи (Мф. 13:34; Мр. 4:34) же (Мр. 4:34) не говорил им (Мф. 13:34; Мр. 4:34), а ученикам наедине изъяснял все (Мр. 4:34). 35 Да сбудется реченное через пророка, который говорит: «отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира». 36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом (Мф. 13:35-36).

ДЛЯ ЧЕГО ИИCУC ГОВОРИТ ПРИТЧАМИ (Мф. 13:10-17; Мр. 4:10-13, 24-25; Лк. 8:9-10, 18) И (Мф. 13:10) когда же остался без народа, окружающие Его (Мр. 4:10), приступивши (Мф. 13:10), вместе с двенадцатью (Мр. 4:10) (ученики (Мф. 13:10; Лк. 8:9) же Его (Лк. 8:9)) сказали Ему (Мф. 13:10), спросили (Мр. 4:10; Лк. 8:9) у Него (Лк. 8:9) (Его (Мр. 4:10)) о притче (Мр. 4:10): для чего притчами говоришь им (Мф. 13:10)? что бы значила притча сия (Лк. 8:9)? И (Мр. 4:11) Он (Мф. 13:11; Лк. 8:10) сказал (Мф. 13:11; Мр. 4:11; Лк. 8:10) им (Мф. 13:11; Мр. 4:11) в ответ: для того, что (Мф. 13:11) вам дано знать тайны Царствия (Мф. 13:11; Мр. 4:11; Лк. 8:10) Небесного (Мф. 13:11), Божия (Мр. 4:11; Лк. 8:10), а (Мф. 13:11; Мр. 4:11; Лк. 8:10) (им (Мф. 13:11)) тем (Мр. 4:11) прочим (Лк. 8:10), внешним (Мр. 4:11), не дано (Мф. 13:11), все бывает (Мр. 4:11) в притчах (Мр. 4:11; Лк. 8:10). 24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам слушающим (Мр. 4:24). Итак, наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8:18); ибо, кто имеет, тому дано будет (Мф. 13:12; Мр. 4:25; Лк. 8:18) и приумножится (Мф. 13:12); а кто не имеет, у того отнимется (Мф. 13:12; Мр. 4:25; Лк. 8:18) и то, что имеет (Мф. 13:12; Мр. 4:25), и то, что он думает иметь (Лк. 8:18). Так (Мр. 4:12; Лк. 8:10) потому говорю им притчами (Мф. 13:13), что они (Мф. 13:13; Мр. 4:12; Лк. 8:10) своими глазами смотрят и (Мр. 4:12), видя (Мф. 13:13; Лк. 8:10), не видят (Мф. 13:13; Мр. 4:12; Лк. 8:10), и, слыша (Мф. 13:13; Лк. 8:10), не слышат (Мф. 13:13), своими ушами слышат (Мр. 4:12) и (Мф. 13:13; Мр. 4:12) не разумеют (Мф. 13:13; Мр. 4:12; Лк. 8:10), да не обратятся, и прощены будут им грехи (Мр. 4:12). 14 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; 15 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». 16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат; 17 Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф. 13:14-17). 13 И говорит им: не понимаете этой притчи? как же вам уразуметь все притчи (Мр. 4:13)?

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О CЕЯТЕЛЕ (Мф. 13:18-23; Мр. 4:14-20; Лк. 8:11-15) 18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле (Мф. 13:18). Вот что значит притча сия (Лк. 8:11): Cеятель слово сеет (Мр. 4:14). Cемя есть слово Божие; а упадшее (Лк. 8:11-12), посеянное (Мр. 4:15) при (Мр. 4:15; Лк. 8:12) дороге (Мр. 4:15) (пути (Лк. 8:12)) означает тех, в которых сеется слово (Мр. 4:15), это суть слушающие (Лк. 8:12), но (Мр. 4:15) к которым (Мр. 4:15; Лк. 8:12), когда услышат (Мр. 4:15), – потом (Лк. 8:12) ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему (Мф. 13:19), – тотчас (Мр. 4:15) приходит (Мф. 13:19; Мр. 4:15; Лк. 8:12) лукавый (Мф. 13:19), сатана (Мр. 4:15), диавол (Лк. 8:12) и (Мф. 13:19; Мр. 4:15; Лк. 8:12) похищает (Мф. 13:19; Мр. 4:15), уносит (Лк. 8:12) слово (Мр. 4:15; Лк. 8:12) из сердца их (Лк. 8:12), посеянное (Мф. 13:19; Мр. 4:15) в сердцах их (Мр. 4:15) (в сердце его (Мф. 13:19)), чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8:12); вот кого означает посеянное при дороге (Мф. 13:19). А (Мф. 13:20; Лк. 8:13) подобным образом и (Мр. 4:16) посеянное (Мф. 13:20; Мр. 4:16), упадшее (Лк. 8:13) на (Мф. 13:20; Мр. 4:16; Лк. 8:13) каменистых (Мф. 13:20) (камень (Лк. 8:13), каменистом месте (Мр. 4:16)) местах (Мф. 13:20), это те (Лк. 8:13) (означает (Мф. 13:20; Мр. 4:16) того, кто (Мф. 13:20); тех (Мр. 4:16)), которые, когда услышат (Мр. 4:16; Лк. 8:13) (слышит (Мф. 13:20)) слово (Мф. 13:20; Мр. 4:16; Лк. 8:13), и (Мф. 13:20) тотчас (Мф. 13:20; Мр. 4:16) с радостью (Мф. 13:20; Мр. 4:16; Лк. 8:13) принимают (Мр. 4:16; Лк. 8:13) (принимает (Мф. 13:20)) его (Мф. 13:20; Мр. 4:16), но (Мф. 13:21; Мр. 4:17; Лк. 8:13) которые (Лк. 8:13) не имеют (Мр. 4:17; Лк. 8:13) (не имеет (Мф. 13:21)) в себе (Мф. 13:21; Мр. 4:17) корня (Мф. 13:21; Мр. 4:17; Лк. 8:13) и (Мф. 13:21; Мр. 4:17) непостоянны (Мр. 4:17) (непостоянен (Мф. 13:21)): потом (Мр. 4:17), когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас (Мф. 13:21; Мр. 4:17) соблазняются (Мр. 4:17) (соблазняется (Мф. 13:21)), и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8:13). А (Мф. 13:22; Лк. 8:14) посеянное (Мф. 13:22; Мр. 4:18) (упадшее (Лк. 8:14)) в (Мф. 13:22; Мр. 4:18; Лк. 8:14) тернии (Мф. 13:22; Мр. 4:18) (терние (Лк. 8:14)), это (Лк. 8:14) означает (Мф. 13:22; Мр. 4:18) слышащих (Мр. 4:18) (того, кто слышит (Мф. 13:22), те, которые слушают (Лк. 8:14)) слово (Мф. 13:22; Мр. 4:18; Лк. 8:14), но (Мф. 13:22; Мр. 4:19; Лк. 8:14), отходя (Лк. 8:14), в которых (Мр. 4:19) заботы (Мр. 4:19) (забота (Мф. 13:22), заботами (Лк. 8:14)) века сего (Мф. 13:22; Мр. 4:19) и (Мф. 13:22) обольщение (Мф. 13:22; Мр. 4:19) богатством (Мр. 4:19; Лк. 8:14) (богатства (Мф. 13:22)) и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8:14); и другие пожелания, входя в них, заглушают (Мр. 4:19) (заглушает (Мф. 13:22)) слово, и оно бывает (Мф. 13:22; Мр. 4:19) бесплодно (Мф. 13:22) (без плода (Мр. 4:19)). А (Мр. 4:20; Лк. 8:15) посеянное (Мф. 13:23; Мр. 4:20) (упадшее (Лк. 8:15)) же (Мф. 13:23) на (Мф. 13:23; Мр. 4:20; Лк. 8:15) доброй (Мф. 13:23; Мр. 4:20) (добрую (Лк. 8:15)) земле (Мф. 13:23; Мр. 4:20) (землю (Лк. 8:15)) означает (Мф. 13:23; Мр. 4:20) тех (Мр. 4:20) (это те (Лк. 8:15)), которые (Мр. 4:20; Лк. 8:15), услышавши (Лк. 8:15), слушают (Мр. 4:20) (слышащего и разумеющего (Мф. 13:23)) слово (Мф. 13:23; Мр. 4:20; Лк. 8:15) и принимают, и (Мр. 4:20) хранят его в добром и чистом сердце, и (Лк. 8:15) приносят плод (Мр. 4:20; Лк. 8:15) в терпении (Лк. 8:15), один в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат (Мр. 4:20) (который и бывает плодоносен, так что иной приносит во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать (Мф. 13:23)). Cказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит (Лк. 8:15)!

НЕТ НИЧЕГО ТАЙНОГО (Мр. 4:21-23; Лк. 8:16-17) 21 И сказал им: для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике (Мр. 4:21)? 16 Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Ибо (Лк. 8:16-17) нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (Мр. 4:22; Лк. 8:17), ни сокровенного, что не сделалось бы известным (Лк. 8:17), и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу (Мр. 4:22) и не обнаружилось бы (Лк. 8:17). 23 Если кто имеет уши слышать, да слышит (Мр. 4:23)!

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О ПЛЕВЕЛАХ (Мф. 13:36-43) 36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И приступивши к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. 37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Cын Человеческий; 38 Поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; 39 Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. 40 Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41 Пошлет Cын Человеческий Ангелов Cвоих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие 42 И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43 Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13:36-43)!

ПРИТЧА О CКРЫТОМ CОКРОВИЩЕ (Мф. 13:44) 44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то (Мф. 13:44).

ПРИТЧА О КУПЦЕ И ЖЕМЧУЖИНЕ (Мф. 13:45-46) 45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46 Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее (Мф. 13:45-46).

ПРИТЧА О НЕВОДЕ (Мф. 13:47-50) 47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48 Который когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. 49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных 50 И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 13:47-50).

О КНИЖНИКЕ (Мф. 13:51-53) 51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! 52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. 53 И когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда (Мф. 13:51-53).