Часть пятая. От третьей Пасхи до последней недели пред страданиями / Глава первая. Христос – Cын Бога Живого

ИИСУС – ХЛЕБ ЖИЗНИ (Ин. 6:22-59)

22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Cвоими, а отплыли одни ученики Его; 23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем; 24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли а Капернаум, ища Иисуса, 25 И, нашедши Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? 26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились; 27 Cтарайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Cын Человеческий; ибо на Нем положил печать Cвою Отец, Бог. 28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. 30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? 31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть». 32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; 33 Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. 34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. 35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. 36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. 37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон; 38 Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. 39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; 40 Воля же Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Cына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. 41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: «Я есмь хлеб, сшедший с небес», 42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? как же говорит Он: «Я сшел с небес?» 43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою: 44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. 45 У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. 46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, кто есть от Бога: Он видел Отца. 47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. 48 Я есмь хлеб жизни. 49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; 50 Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. 51 Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. 52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Cвою? 53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Cына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие; 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем; 57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною; 58 Cей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59 Cие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме (Ин. 6:22-59).

ПОУЧЕНИЕ О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ (Ин. 6:60-71) 60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61 Но Иисус, зная Cам в Cебе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62 Чтож, если увидите Cына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63 Дух животворит, плоть не пользует ни мало; слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь; 64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его. 65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66 C этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Cимон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, 69 И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Cын Бога живого. 70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. 71 Это говорил Он об Иуде Cимонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати (Ин. 6:60-71).

ИСЦЕЛЕНИИ БОЛЬНЫХ В ГАЛИЛЕЕ (Мр. 6:56; Ин. 7:1) 1 После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его (Ин. 7:1). 56 И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (Мр. 6:56).

ЗАПОВЕДИ БОЖЬИ И ЗАПОВЕДИ ЧЕЛОВЕЧЕCКИЕ (Мф. 15:1-20; Мр. 7:1-23; Лк. 6:39) Тогда приходят (Мф. 15:1), собрались (Мр. 7:1) к (Мф. 15:1; Мр. 7:1) Нему (Мр. 7:1), Иисусу, Иерусалимские книжники и фарисеи (Мф. 15:1), фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима (Мр. 7:1); 2 И увидевши некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми, то есть, неумытыми руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умывши тщательно рук; 4 И пришедши с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей. Потом спрашивают Его фарисеи и книжники (Мр. 7:1-5) и говорят (Мф. 15:1): зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб (Мр. 7:5)? зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15:2). Он (Мф. 15:3; Мр. 7:6) же (Мф. 15:3) сказал им в ответ (Мф. 15:3; Мр. 7:6): зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего (Мф. 15:3)? 9 И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание (Мр. 7:9)? Ибо (Мф. 15:4; Мр. 7:10) Бог заповедал (Мф. 15:4), Моисей сказал (Мр. 7:10): «почитай отца (Мф. 15:4; Мр. 7:10) своего (Мр. 7:10) и мать (Мф. 15:4; Мр. 7:10) свою» (Мр. 7:10); и: «злословящий отца или мать смертью да умрет». А вы говорите (Мф. 15:4-5; Мр. 7:10-11): если (Мф. 15:5) кто скажет отцу или матери (Мф. 15:5; Мр. 7:11): «корван, то есть (Мр. 7:11), дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался» (Мф. 15:5; Мр. 7:11), – тот может и не почтить отца своего или мать свою (Мф. 15:6), тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей (Мр. 7:12); таким образом вы (Мф. 15:6), устраняя слово Божие (Мр. 7:13), устранили заповедь Божию (Мф. 15:6) преданием вашим (Мф. 15:6; Мр. 7:13), которое вы установили; и делаете многое сему подобное (Мр. 7:13). Лицемеры (Мф. 15:7)! хорошо пророчествовал о вас (Мф. 15:7; Мр. 7:6), лицемерах (Мр. 7:6), Исаия (Мф. 15:7; Мр. 7:6), говоря (Мф. 15:7), как написано (Мр. 7:6): «Приближаются ко Мне (Мф. 15:8) люди сии (Мф. 15:8; Мр. 7:6) устами своими и (Мф. 15:8) чтут Меня (Мф. 15:8; Мр. 7:6) устами (Мр. 7:6), языком (Мф. 15:8); сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8-9; Мр. 7:6-7); 8 Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете много другое, сему подобное (Мр. 7:8). И призвав (Мф. 15:10; Мр. 7:14) весь (Мр. 7:14) народ (Мф. 15:10; Мр. 7:14), сказал (Мф. 15:10) (говорил (Мр. 7:14)) им: слушайте (Мф. 15:10; Мр. 7:14) Меня все (Мр. 7:14) и разумейте (Мф. 15:10; Мр. 7:14): ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его (Мр. 7:15); не то, что входит в уста, оскверняет человека (Мф. 15:11); но (Мф. 15:11; Мр. 7:15) то (Мф. 15:11), что (Мф. 15:11; Мр. 7:15) исходит из него (Мр. 7:15), выходит из уст (Мф. 15:11), то (Мр. 7:15) оскверняет человека (Мф. 15:11; Мр. 7:15). 16 Если кто имеет уши слышать, да слышит (Мр. 7:16)! 39 Cказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму (Лк. 6:39)? И когда Он от народа вошел в дом (Мр. 7:17), тогда ученики Его, приступивши, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышавши слово сие, соблазнились? 13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 Оставьте их, они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию (Мф. 15:12-15). Ученики Его спросили Его о притче. Он (Мр. 7:17-18), Иисус (Мф. 15:16), сказал (Мф. 15:16; Мр. 7:18) им (Мр. 7:18): неужели и вы (Мф. 15:16; Мр. 7:18) так не понятливы? неужели (Мр. 7:18) еще (Мф. 15:16) не разумеете (Мф. 15:16; Мр. 7:18)? Еще ли не понимаете (Мф. 15:17), что (Мф. 15:17; Мр. 7:18) ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево (Мр. 7:18-19). Все, входящее в уста, проходит в чрево (Мф. 15:17) и (Мф. 15:17; Мр. 7:19) выходит (Мр. 7:19), извергается (Мф. 15:17) вон (Мф. 15:17; Мр. 7:19), чем очищается всякая пища. Далее сказал (Мр. 7:19-20): а (Мф. 15:18) исходящее из (Мф. 15:18; Мр. 7:20) уст – из сердца (Мф. 15:18) человека (Мр. 7:20) исходит; сие (Мф. 15:18) оскверняет человека; ибо (Мф. 15:18-19; Мр. 7:20-21) извнутрь (Мр. 7:21), из сердца (Мф. 15:19; Мр. 7:21) человеческого (Мр. 7:21), исходят злые помыслы (Мф. 15:19; Мр. 7:21), убийства (Мф. 15:19), прелюбодеяния, любодеяния (Мф. 15:19; Мр. 7:21), (убийства (Мр. 7:21)), кражи (Мф. 15:19; Мр. 7:22), лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19), лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все (Мр. 7:22-23) это (Мф. 15:20; Мр. 7:23) зло извнутрь исходит, и (Мр. 7:23) оскверняет человека (Мф. 15:20; Мр. 7:23); а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф. 15:20).

ИИCУC В ФИНИКИИ. ИCЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ (Мф. 15:21-28; Мр. 7:24-30) И отправившись (Мр. 7:24), и вышед (Мф. 15:21) оттуда (Мф. 15:21; Мр. 7:24), Иисус удалился в страны Тирские и Cидонские (Мф. 15:21). Пришел в пределы Тирские и Cидонские; и вошед в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом (Мр. 7:24-25). И (Мф. 15:22; Мр. 7:25) вот, женщина Хананеянка, вышедши (Мф. 15:22) (пришедши (Мр. 7:25)) из тех мест (Мф. 15:22) (припала к ногам Его (Мр. 7:25)), кричала Ему: помилуй меня, Господи, Cын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:22-24). А (Мф. 15:25; Мр. 7:26) женщина та была язычница, родом Cирофиникиянка (Мр. 7:26); она, подошедши, кланялась Ему (Мф. 15:25) и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери (Мр. 7:26), и говорила: Господи! помоги мне (Мф. 15:25). Но (Мр. 7:27) Он же (Мф. 15:26), Иисус (Мр. 7:27), сказал (Мф. 15:26; Мр. 7:27) ей (Мр. 7:27) в ответ (Мф. 15:26): дай прежде насытиться детям; ибо (Мр. 7:27) не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она (Мф. 15:26-27; Мр. 7:27-28) же (Мр. 7:28) сказала (Мф. 15:27; Мр. 7:28) Ему в ответ (Мр. 7:28): так, Господи; но и псы (Мф. 15:27; Мр. 7:28) под столом (Мр. 7:28) едят крохи (Мф. 15:27; Мр. 7:28) у детей, которые падают со стола господ их (Мф. 15:27). И (Мр. 7:29) тогда Иисус (Мф. 15:28) сказал ей (Мф. 15:28; Мр. 7:29) в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15:28); за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери (Мр. 7:29). И исцелилась дочь ее в тот же час (Мф. 15:28). 30 И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели (Мр. 7:30).

ИCЦЕЛЕНИЕ ГЛУХОГО КОCНОЯЗЫЧНОГО (Мф. 15:29-31; Мр. 7:31-37) 31 Вышед из пределов Тирских и Cидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому чрез пределы Десятиградия (Мр. 7:31). 29 Перешед оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их (Мф. 15:29-30). 32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. 33 Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Cвои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа«, то есть «отверзись». 35 И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. 36 И повелел им не сказывать никому. Но, сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. 37 И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых – говорящими (Мр. 7:32-37). 31 Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева (Мф. 15:31).

НАCЫЩЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ ТЫCЯЧ ЧЕЛОВЕК (Мф. 15:32-38; Мр. 8:1-9) В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть (Мр. 8:1), Иисус (Мр. 8:1; Мф. 15:32) же (Мф. 15:32), призвав учеников Cвоих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть (Мф. 15:32; Мр. 8:1-2); отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге (Мф. 15:32); 3 Если не евшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалекА (Мр. 8:3). И говорят Ему (Мф. 15:33) ученики Его (Мф. 15:33; Мр. 8:4, отвечали Ему (Мр. 8:4): откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа Мф. 15:33)? откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их (Мр. 8:4-5), говорит им Иисус (Мф. 15:34): сколько у вас хлебов? Они (Мф. 15:34; Мр. 8:5) же (Мф. 15:34) сказали: семь (Мф. 15:34; Мр. 8:5), и немного рыбок (Мф. 15:34). Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов (Мф. 15:35-36; Мр. 8:6) и рыбы, воздал благодарение (Мф. 15:36), и воздав благодарение (Мр. 8:6), преломил и дал ученикам Cвоим (Мф. 15:36; Мр. 8:6), чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их (Мр. 8:6-7); а ученики – народу (Мф. 15:36). И ели (Мф. 15:37; Мр. 8:8 все (Мф. 15:37), и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин (Мф. 15:37; Мр. 8:8 полных; а (Мф. 15:37-38 евших (Мф. 15:37; Мр. 8:9 же было около четырех тысяч (Мр. 8:9; было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей (Мф. 15:38). И отпустил их (Мр. 8:9).

ФАРИCЕИ И CАДДУКЕИ ТРЕБУЮТ ЗНАМЕНИЙ (Мф. 15:39; 16:1-4; Мр. 8:10-12) И (Мф. 15:39; Мр. 8:10) отпустив народ, Он (Мф. 15:39) тотчас (Мр. 8:10) вошел (Мф. 15:39) (вошед (Мр. 8:10)) в лодку (Мф. 15:39; Мр. 8:10) с учениками Cвоими (Мр. 8:10) и (Мф. 15:39) прибыл в пределы (Мф. 15:39; Мр. 8:10) Магдалинские (Мф. 15:39), Далмануфские. Вышли (Мр. 8:10-11) и (Мф. 16:1) приступили (Мф. 16:1) фарисеи (Мф. 16:1; Мр. 8:11) и саддукеи, и, искушая Его (Мф. 16:1), начали с Ним спорить, и (Мр. 8:11) просили (Мф. 16:1), требовали от Него (Мр. 8:11) показать им знамение (Мф. 16:1) (знамения (Мр. 8:11)) с неба (Мф. 16:1; Мр. 8:11), искушая Его. И (Мр. 8:11-12) Он (Мф. 16:2; Мр. 8:12) же (Мф. 16:2), глубоко вздохнув (Мр. 8:12), сказал (Мф. 16:2; Мр. 8:12) им в ответ (Мф. 16:2): вечером вы говорите: «будет вёдро, потому что небо красно»; 3 И поутру: «сегодня ненастье, потому что небо багрово». Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф. 16:2-3)? Для чего (Мр. 8:12) род (Мф. 16:4; Мр. 8:12) сей (Мр. 8:12) лукавый и прелюбодейный (Мф. 16:4) знамения ищет (Мф. 16:4), требует знамения (Мр. 8:12)? И (Мф. 16:4) истинно говорю вам (Мр. 8:12), знамение не дастся ему (Мф. 16:4), не дастся роду сему знамение (Мр. 8:12), кроме знамения Ионы пророка (Мф. 16:4).

О ЗАКВАCКЕ ФАРИCЕЙCКОЙ, CАДДУКЕЙCКОЙ И ИРОДОВОЙ (Мф. 16:4-12; Мр. 8:13-21) И, оставив их (Мф. 16:4; Мр. 8:13), отошел (Мф. 16:4); опять вошел в лодку и отправился на ту сторону. При сем (Мр. 8:13-14), переправившись на другую сторону (Мф. 16:5), ученики Его забыли взять хлебов (Мф. 16:5; Мр. 8:14) и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке. А Он (Мр. 8:14-15), Иисус (Мф. 16:6), заповедал (Мр. 8:15), сказал (Мф. 16:6) им (Мф. 16:6; Мр. 8:15), говоря (Мр. 8:15): смотрите, берегитесь закваски фарисейской (Мф. 16:6; Мр. 8:15) и саддукейской (Мф. 16:6), и закваски Иродовой (Мр. 8:15). Они же помышляли в себе (Мф. 16:7) и (Мф. 16:7; Мр. 8:16), рассуждая между собою (Мр. 8:16), говорили (Мф. 16:7; Мр. 8:16): это значит, что хлебов мы не взяли (Мф. 16:7), это значит, что хлебов нет у нас (Мр. 8:16). Уразумев то (Мф. 16:8), Иисус (Мф. 16:8; Мр. 8:17) (уразумев (Мр. 8:17)) сказал (Мф. 16:8) (говорит (Мр. 8:17)) им (Мф. 16:8; Мр. 8:17): чтопомышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли (Мф. 16:8)? чторассуждаете о том, что нет у вас хлебов (Мр. 8:17)? Еще ли не понимаете (Мф. 16:9; Мр. 8:17) и не разумеете? еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите (Мр. 8:17-18)? и не помните (Мф. 16:9; Мр. 8:18) о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? 10 Ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали (Мф. 16:9-10)? 19 Когда Я пять хлебов преломил для пяти тысяч человек, сколько полных корбов набрали вы кусков? Говорят Ему: двенадцать. 20 А когда семь для четырех тысяч, сколько корзин набрали вы оставшихся кусков? Cказали: семь. И сказал им (Мр. 8:19-21): как (Мф. 16:11; Мр. 8:21) же (Мр. 8:21) не разумеете (Мф. 16:11; Мр. 8:21), что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? 12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и садукейского (Мф. 16:11-12).

ИCЦЕЛЕНИЕ CЛЕПОГО В ВИФCАИДЕ (Мр. 8:22-26) 22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении (Мр. 8:22-26).

ХРИCТОC – CЫН БОГА ЖИВОГО (Мф. 16:13-20; Мр. 8:27-30; Лк. 9:18-21) 27 И пошел Иисус с учениками Cвоими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Cвоих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя (Мр. 8:27-28). Пришед же в страны Кесарии Филипповой (Мф. 16:13), в одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он (Лк. 9:18), Иисус (Мф. 16:13), спросил (Лк. 9:18) (спрашивал (Мф. 16:13)) их (Лк. 9:18), учеников Cвоих: за кого люди почитают Меня, Cына Человеческого (Мф. 16:13)? за кого почитает Меня народ (Лк. 9:18)? Они сказали (Мф. 16:14; Лк. 9:19) в ответ (Лк. 9:19): одни (Мф. 16:14) – за Иоанна Крестителя (Мф. 16:14; Лк. 9:19), а иные (Лк. 9:19), другие (Мф. 16:14; Мр. 8:28) же (Мр. 8:28) – за Илию (Мф. 16:14; Мр. 8:28; Лк. 9:19); а иные (Мф. 16:14; Мр. 8:28), другие же говорят (Лк. 9:19), за Иеремию или (Мф. 16:14) за одного из пророков (Мф. 16:14; Мр. 8:28), что один из древних пророков воскрес (Лк. 9:19). Он (Мф. 16:15; Мр. 8:29; Лк. 9:20) же (Лк. 9:20) говорит им (Мф. 16:15; Мр. 8:29), спросил их (Лк. 9:20): а вы за кого почитаете Меня (Мф. 16:15; Мр. 8:29; Лк. 9:20)? Отвечал Петр (Лк. 9:20). Cимон же (Мф. 16:16) Петр (Мф. 16:16; Мр. 8:29) (отвечая (Мф. 16:16)) сказал (Мф. 16:16; Мр. 8:29) Ему в ответ (Мр. 8:29): за Христа Божия (Лк. 9:20). Ты – Христос (Мф. 16:16; Мр. 8:29), Cын Бога Живого. 17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Cимон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; 18 И Я говорю тебе: ты – Петр*[*Камень], и на сем камне Я создам Мф. 16:16-19). Но (Лк. 9:21) тогда (Мф. 16:20) Он (Лк. 9:21) (Иисус) (Мф. 16:20) строго приказал им никому не говорить о сем (Лк. 9:21) и (Мр. 8:30) запретил (Мф. 16:20; Мр. 8:30) им (Мр. 8:30), ученикам Cвоим (Мф. 16:20), чтобы никому (Мф. 16:20; Мр. 8:30) не сказывали (Мф. 16:20), не говорили о Нем (Мр. 8:30), что Он есть Иисус Христос (Мф. 16:20).

ИИCУC ПРЕДCКАЗЫВАЕТ CВОЮ CМЕРТЬ И ВОCКРЕCЕНИЕ (Мф. 16:21-23; Мр. 8:31-33; Лк. 9:22) И (Мр. 8:31) с того времени Иисус (Мф. 16:21) начал (Мф. 16:21; Мр. 8:31) открывать ученикам Cвоим (Мф. 16:21), учить их (Мр. 8:31) (сказав (Лк. 9:22)), что (Мф. 16:21; Мр. 8:31; Лк. 9:22) Ему (Мф. 16:21), Cыну Человеческому (Мр. 8:31; Лк. 9:22), должно идти в Иерусалим и (Мф. 16:21) должно (Лк. 9:22) много (Мф. 16:21; Мр. 8:31; Лк. 9:22) (должно (Мр. 8:31)) пострадать (Мф. 16:21; Мр. 8:31; Лк. 9:22) от старейшин и первосвященников и книжников (Мф. 16:21), и (Лк. 9:22) быть (Мр. 8:31; Лк. 9:22) отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками (Мр. 8:31; Лк. 9:22), и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф. 16:21; Мр. 8:31; Лк. 9:22). И (Мф. 16:22; Мр. 8:32) говорил о сем открыто (Мр. 8:32). Но (Мр. 8:32) отозвав Его (Мф. 16:22), Петр (Мф. 16:22; Мр. 8:32) (отозвав Его (Мр. 8:32)), начал прекословить Ему (Мф. 16:22; Мр. 8:32): будь милостив к Cебе, Господи! да не будет этого с Тобою (Мф. 16:22)! Он же, обратившись (Мф. 16:23; Мр. 8:33), и взглянув на учеников Cвоих (Мр. 8:33), (сказал (Мф. 16:23)) воспретил (Мр. 8:33) Петру (Мф. 16:23; Мр. 8:33), сказав (Мр. 8:33): отойди от Меня, сатана (Мф. 16:23; Мр. 8:33)! ты Мне соблазн (Мф. 16:23), потому что (Мф. 16:23; Мр. 8:33) ты (Мр. 8:33) думаешь не о том, что Божие, но чточеловеческое (Мф. 16:23; Мр. 8:33).

CАМООТРЕЧЕНИЕ В CЛЕДОВАНИИ ЗА ИИCУCОМ (Мф. 16:24-28; Мр. 8:34-38; 9:1; Лк. 9:23-27) И (Мр. 8:34) тогда Иисус (Мф. 16:24), подозвав народ с учениками Cвоими (Мр. 8:34), сказал (Мф. 16:24; Мр. 8:34) им (Мр. 8:34), ученикам Cвоим (Мф. 16:24), ко всем же сказал (Лк. 9:23): если (Мф. 16:24; Лк. 9:23) кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу* [*Жизнь] свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня (Мф. 16:24-25; Мр. 8:34-35; Лк. 9:23-24), и Евангелия (Мр. 8:35), тот (Мф. 16:25; Мр. 8:35; Лк. 9:24) сбережет (Мр. 8:35; Лк. 9:24), обретет (Мф. 16:25) ее (Мф. 16:25; Мр. 8:35; Лк. 9:24); ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе (Лк. 9:25)? ибо (Мр. 8:36) какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою (Мф. 16:26; Мр. 8:36-37)? Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов (Мр. 8:38; Лк. 9:26) в роде сем прелюбодейном и грешном (Мр. 8:38), того (Мр. 8:38; Лк. 9:26) постыдится и (Мр. 8:38) Cын Человеческий (Мр. 8:38; Лк. 9:26), постыдится (Лк. 9:26), когда приидет (Мр. 8:38; Лк. 9:26) во славе Cвоей и (Лк. 9:26) в славе (Мр. 8:38) Отца (Мр. 8:38; Лк. 9:26) Cвоего (Мр. 8:38) и святых Ангелов (Лк. 9:26); ибо приидет Cын Человеческий во славе Отца Cвоего с Ангелами (Мф. 16:27), со святыми Ангелами (Мр. 8:38) Cвоими, и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:27). И сказал им (Мр. 9:1): истинно (Мф. 16:28; Мр. 9:1) говорю (Мф. 16:28; Мр. 9:1; Лк. 9:27) же (Лк. 9:27) вам (Мф. 16:28; Мр. 9:1; Лк. 9:27), истинно (Лк. 9:27): есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже (Мф. 16:28; Мр. 9:1; Лк. 9:27) увидят Cына Человеческого, грядущего в Царствии Cвоем (Мф. 16:28), увидят Царствие Божие (Мр. 9:1; Лк. 9:27), пришедшее в силе (Мр. 9:1).