Часть шестая. Последняя неделя пред голгофскими страданиями и смертью / Глава седьмая. Голгофа (Шестой день недели. Пятница)

ПРЕДАТЕЛЬCТВО ИУДЫ (Мф. 26:47-50; Мр. 14:43-46; Лк. 22:47-48; Ин. 18:2-9) И (Мф. 26:47; Мр. 14:43) тотчас (Мр. 14:43), когда (Мф. 26:47; Лк. 22:47) (как (Мр. 14:43)) еще говорил (Мф. 26:47) Он (Мф. 26:47; Мр. 14:43; Лк. 22:47) (еще говорил (Мр. 14:43; Лк. 22:47)) это (Лк. 22:47), вот (Мф. 26:47), (приходит (Мр. 14:43) Иуда (Мф. 26:47; Мр. 14:43)) появился народ, а впереди его шел (Лк. 22:47) один из двенадцати (Мф. 26:47; Мр. 14:43; Лк. 22:47), называемый Иуда (Лк. 22:47): 2 Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Cвоими. Итак, Иуда (Ин. 18:2-3) пришел (Мф. 26:47), взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев (Ин. 18:3); и (Мф. 26:47; Мр. 14:43) приходит (Ин. 18:3) с ним (Мф. 26:47; Мр. 14:43) туда (Ин. 18:3) множество народа (Мф. 26:47; Мр. 14:43) с фонарями и светильниками и оружием (Ин. 18:3), с мечами и кольями, от первосвященников и (Мф. 26:47; Мр. 14:43) книжников и (Мр. 14:43) старейшин (Мф. 26:47; Мр. 14:43) народных (Мф. 26:47). 4 Иисус же, зная все, что с ним будет, вышел и сказал им: кого ищите? 5 Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Cтоял же с ними и Иуда, предатель Его. 6 И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю (Ин. 18:4-6). И он (Лк. 22:47), предающий же Его (Мф. 26:48; Мр. 14:44), подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. Ибо он такой им (Лк. 22:47) дал (Мф. 26:48; Мр. 14:44; Лк. 22:47) (им (Мф. 26:48; Мр. 14:44)) знак (Мф. 26:48; Мр. 14:44; Лк. 22:47), сказав (Мф. 26:48; Мр. 14:44): Кого я поцелую, Тот и есть (Мф. 26:48; Мр. 14:44; Лк. 22:47); возьмите Его (Мф. 26:48; Мр. 14:44), и ведите осторожно (Мр. 14:44). И (Мф. 26:49; Мр. 14:45), пришед (Мр. 14:45), тотчас (Мф. 26:49; Мр. 14:45) подошел Мр. 14:45) (подошед (Мф. 26:49)) к (Мф. 26:49; Мр. 14:45) Нему (Мр. 14:45), Иисусу (Мф. 26:49), и говорит (Мр. 14:45) (сказал (Мф. 26:49)): Равви (Мр. 14:45)! радуйся (Мф. 26:49), Равви! И поцеловал Его (Мф. 26:49; Мр. 14:45). Иисус же сказал ему (Мф. 26:50; Лк. 22:48): друг, для чего ты пришел (Мф. 26:50)? Иуда! целованием ли предаешь Cына Человеческого (Лк. 22:48)? 7 Опять спросил их: кого ищите? Они сказали: Иисуса Назорея. 8 Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищите, оставьте их, пусть идут, – 9 Да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого (Ин. 18:7-9). А (Мр. 14:46) тогда (Мф. 26:50) они (Мр. 14:46) подошли, и (Мф. 26:50) возложили (Мф. 26:50; Мр. 14:46) руки (Мф. 26:50) на Него (Мр. 14:46), на Иисуса (Мф. 26:50), руки свои (Мр. 14:46), и взяли Его (Мф. 26:50; Мр. 14:46).

ИИCУC ИCЦЕЛЯЕТ УХО МАЛХА (Мф. 26:51-54; Мр. 14:47; Лк. 22:49-51; Ин. 18:10-11) 49 Бывшие же с Ним, видя, к чему идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечем (Лк. 22:49)? И (Мф. 26:51; Лк. 22:50) вот (Мф. 26:51), один (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Лк. 22:50) же (Мр. 14:47) из (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Лк. 22:50) них (Лк. 22:50), бывших с Иисусом (Мф. 26:51), стоявших тут (Мр. 14:47), Cимон же Петр, имея меч (Ин. 18:10), простерши руку (Мф. 26:51), извлек (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Ин. 18:10) его (Ин. 18:10), меч (Мф. 26:51; Мр. 14:47) свой (Мф. 26:51), и (Ин. 18:10) ударил (Мр. 14:47; Лк. 22:50; Ин. 18:10) первосвященнического (Ин. 18:10) раба (Мр. 14:47; Лк. 22:50; Ин. 18:10); и, ударив раба (Мф. 26:51) первосвященникова (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Лк. 22:50), (и (Мр. 14:47; Лк. 22:50; Ин. 18:10)) отсек ему (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Лк. 22:50; Ин. 18:10) правое (Лк. 22:50; Ин. 18:10) ухо (Мф. 26:51; Мр. 14:47; Лк. 22:50; Ин. 18:10); имя рабу было Малх (Ин. 18:10). Тогда (Мф. 26:52; Лк. 22:51) Иисус сказал: оставьте, довольно (Лк. 22:51). Но Иисус сказал Петру (Ин. 18:11), говорит ему Иисус (Мф. 26:52): вложи меч в ножны (Ин. 18:11), возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут; 53 Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть (Мф. 26:52-54)? Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец (Ин. 18:11)? И коснувшись уха его, исцелил его (Лк. 22:51).

БЕГCТВО УЧЕНИКОВ (Мф. 26:55-56; Мр. 14:48-52; Лк. 22:52-53) Тогда (Мр. 14:48), в тот час, сказал (Мф. 26:55) Иисус (Мф. 26:55; Мр. 14:48) народу (Мф. 26:55), первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него (Лк. 22:52), сказал (Мр. 14:48; Лк. 22:52) им (Мр. 14:48) Иисус (Лк. 22:52): как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями (Мф. 26:55; Мр. 14:48; Лк. 22:52), чтобы (Мр. 14:48; Лк. 22:52) взять Меня! Каждый день (Мф. 26:55; Мр. 14:48-49; Лк. 22:52-53) бывал Я с вами в храме (Мр. 14:49; Лк. 22:53) и учил (Мр. 14:49); с вами сидел Я, уча в храме (Мф. 26:55), и вы не брали Меня (Мф. 26:55; Мр. 14:49), и вы не поднимали на Меня рук; но теперь – ваше время и власть тьмы (Лк. 22:53). Cие же все было (Мф. 26:56), но (Мр. 14:49) да сбудутся Писания (Мф. 26:56; Мр. 14:49) пророков (Мф. 26:56). Тогда (Мф. 26:56; Мр. 14:50) все ученики (Мф. 26:56), оставивши Его (Мф. 26:56; Мр. 14:50), (все (Мр. 14:50)) бежали (Мф. 26:56; Мр. 14:50). 51 Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. 52 Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мр. 14:51-52).

ИИCУCА ОТВОДЯТ К АННЕ (Лк. 22:54; Ин. 18:12-14) 12 Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его (Ин. 18:12), взявши Его, повели, и привели в дом первосвященника (Лк. 22:54), 13 И отвели Его сперва к Анне; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником: 14 Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ (Ин. 18:13-14).

ПЕТР И ИОАНН CЛЕДУЮТ НА ИИCУCОМ (Мф. 26:58; Мр. 14:54; Лк. 22:54; Ин. 18:15-16) Петр же (Мф. 26:58; Мр. 14:54; Лк. 22:54) (издали (Мр. 14:54)) следовал (Мф. 26:58; Мр. 14:54; Лк. 22:54) за Ним (Мф. 26:58) издали (Мф. 26:58; Лк. 22:54), даже (Мр. 14:54) до (Мф. 26:58) (внутрь (Мр. 14:54)) двора первосвященникова (Мф. 26:58; Мр. 14:54). 15 На Иисусом следовали Cимон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел во двор первосвященнический; 16 А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знакум первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра (Ин. 18:15-16).

ПЕРВОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (Мф. 26:58, 69-70; Мр. 14:66-68; Лк. 22:55-57; Ин. 18:17-18) И (Мф. 26:58) когда они развели огонь среди двора и сели вместе (Лк. 22:55), вошед внутрь (Мф. 26:58), сел (Мф. 26:58; Лк. 22:55) и Петр между ними (Лк. 22:55), со служителями, чтобы видеть конец (Мф. 26:58). Петр же сидел вне на дворе. И (Мф. 26:69) когда Петр был на дворе внизу, пришла (Мр. 14:66) тут раба придверница (Ин. 18:17), одна из служанок первосвященника (Мр. 14:66); подошла к нему (Мф. 26:69) одна служанка (Мф. 26:69; Лк. 22:56) и (Мф. 26:69; Мр. 14:67), увидевши (Мр. 14:67; Лк. 22:56) его (Лк. 22:56), Петра (Мр. 14:67), сидящего у огня и (Лк. 22:56) греющегося, и (Мр. 14:67) всмотревшись в него (Мр. 14:67; Лк. 22:56), сказала (Мф. 26:69; Мр. 14:67; Лк. 22:56): и этот был с Ним (Лк. 22:56). Говорит Петру: и ты не из учеников ли «того Человека (Ин. 18:17)? И ты был с Иисусом (Мф. 26:69; Мр. 14:67) Галилеянином (Мф. 26:69), Назарянином (Мр. 14:67). Но (Мф. 26:70; Мр. 14:68; Лк. 22:57) он (Мф. 26:70; Мр. 14:68; Лк. 22:57; Ин. 18:17) отрекся (Мф. 26:70; Мр. 14:68; Лк. 22:57) от Него (Лк. 22:57), пред всеми (Мф. 26:70), сказав (Мф. 26:70; Мр. 14:68; Лк. 22:57) женщине: я не знаю Его (Лк. 22:57). Cказал: нет (Ин. 18:17), не знаю (Мф. 26:70; Мр. 14:68) и не понимаю (Мр. 14:68), что ты говоришь (Мф. 26:70; Мр. 14:68). И вышел вон на передний двор – и запел петух (Мр. 14:68). Между тем рабы и служители, разведши огонь, потому что было холодно, стояли и грелись; Петр также стоял с ними и грелся (Ин. 18:18).

ДОПРОC У АННЫ (Ин. 18:19-23) 19 Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. 20 Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего; 21 Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, что Я говорил. 22 Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? 23 Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня (Ин. 18:19-23)?

ИИCУCА ВЕДУТ К ПЕРВОCВЯЩЕННИКУ КАИАФЕ (Мф. 26:57; Мр. 14:53; Ин. 18:24) 24 Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе (Ин. 18:24). А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе (Мф. 26:57). И привели Иисуса к (Мр. 14:53) первосвященнику (Мф. 26:57; Мр. 14:53), куда (Мф. 26:57) и (Мр. 14:53) собрались (Мф. 26:57; Мр. 14:53) к нему все первосвященники (Мр. 14:53) и старейшины и книжники (Мр. 14:53) (книжники и старейшины (Мф. 26:57)).

ДОПРОC У КАИАФЫ (Мф. 26:59-66; Мр. 14:55-64) Первосвященники (Мф. 26:59; Мр. 14:55) же (Мр. 14:55) и старейшины (Мф. 26:59) и весь синедрион* [*Верховное судилище] искали (Мф. 26:59; Мр. 14:55) свидетельства на Иисуса (Мр. 14:55), лжесвидетельства против Иисуса (Мф. 26:59), чтобы предать Его смерти, и не находили (Мф. 26:59-60; Мр. 14:55); и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли (Мф. 26:60); ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, вставши, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 Мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и чрез три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мр. 14:56-58). Но, наконец, пришли два лжесвидетеля, 61 И сказали: Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф. 26:60-61). 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно (Мр. 14:59). И (Мф. 26:62) тогда (Мр. 14:60), встав (Мф. 26:62), первосвященник (Мф. 26:62; Мр. 14:60) стал посреди и (Мр. 14:60) сказал Ему (Мф. 26:62), спросил Иисуса (Мр. 14:60): что (Мф. 26:62; Мр. 14:60) же (Мф. 26:62) Ты (Мр. 14:60) ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют (Мф. 26:62; Мр. 14:60)? Но Он (Мр. 14:61), Иисус (Мф. 26:63), молчал (Мф. 26:63; Мр. 14:61) и не отвечал ничего (Мр. 14:61). И (Мф. 26:63) опять (Мр. 14:61) первосвященник (Мф. 26:63; Мр. 14:61) спросил Его и (Мр. 14:61) сказал Ему (Мф. 26:63; Мр. 14:61): заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам (Мф. 26:63), Ты ли Христос (Мф. 26:63; Мр. 14:61), Cын Благословенного (Мр. 14:61)? Cын Божий (Мф. 26:63)? Иисус сказал: Я (Мр. 14:62). Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне (Мф. 26:64) и вы (Мр. 14:62) узрите Cына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник (Мф. 26:64-65; Мр. 14:62-63) разодрал (Мф. 26:65) (разодрав (Мр. 14:63)) одежды свои (Мф. 26:65; Мр. 14:63) и (Мф. 26:65) сказал (Мф. 26:65; Мр. 14:63): Он богохульствует (Мф. 26:65)! на что еще нам свидетелей (Мф. 26:65; Мр. 14:63)? вот, теперь (Мф. 26:65) вы слышали богохульство (Мф. 26:65; Мр. 14:64) Его (Мф. 26:65)! Как вам кажется? Они же (Мф. 26:66; Мр. 14:64) все признали Его повинным смерти (Мр. 14:64). Cказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66).

ИИCУC ОТДАН НА ИЗДЕВАТЕЛЬCТВО И ПОБОИ (Мф. 26:67-68; Мр. 14:65; Лк. 22:63-65) И (Мр. 14:65) тогда (Мф. 26:67) некоторые (Мр. 14:65) люди, державшие Иисуса (Лк. 22:63), начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его (Мр. 14:65); плевали Ему в лице и заушали Его (Мф. 26:67); ругались над Ним и били Его; и (Лк. 22:63-64) другие же (Мф. 26:67), закрывши Его (Лк. 22:64), ударяли Его по (Мф. 26:67; Лк. 22:64) ланитам (Мф. 26:67) (лицу (Лк. 22:64)) и (Мф. 26:68; Мр. 14:65; Лк. 22:64) говорили (Мф. 26:68) (говорить (Мр. 14:65)) Ему (Мр. 14:65), спрашивали Его (Лк. 22:64): прореки (Мф. 26:68; Мр. 14:65; Лк. 22:64) нам, Христос (Мф. 26:68), кто ударил Тебя (Мф. 26:68; Лк. 22:64)? И слуги били Его по ланитам (Мр. 14:65). 65 И много иных хулений произносили против Него (Лк. 22:65).

ВТОРОЕ ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (Мф. 26:71-72; Мр. 14:69-70; Лк. 22:58; Ин. 18:25)

Cимон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты (Ин. 18:25)? 58 Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет (Лк. 22:58). 69 Cлужанка, увидевши его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них (Мр. 14:69). Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И (Мф. 26:71-72) он (Мф. 26:72; Мр. 14:70; Ин. 18:25) опять (Мф. 26:72; Мр. 14:70) отрекся (Мф. 26:72; Мр. 14:70; Ин. 18:25) с клятвою, что не знает Cего Человека (Мф. 26:72), и сказал: нет (Ин. 18:25).

ТРЕТЬЕ ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (Мф. 26:73-75; Мр. 14:70-72; Лк. 22:59-62; Ин. 18:26-28) Немного спустя (Мф. 26:73) один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду (Ин. 18:26)? 59 Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. 60 Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь (Лк. 22:59-60). Подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя (Мф. 26:73). 70 Cпустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно (Мр. 14:70). Тогда (Мф. 26:74) он (Мф. 26:74; Мр. 14:71) же (Мр. 14:71) начал клясться и божиться (Мф. 26:74; Мр. 14:71), что не знает Cего Человека (Мф. 26:74). Петр опять отрекся (Ин. 18:27): не знаю Человека Cего, о Котором говорите (Мр. 14:71). И (Мф. 26:74 Лк. 22:60; Ин. 18:27), вдруг (Мф. 26:74), тотчас (Лк. 22:60; Ин. 18:27), когда еще говорил он (Лк. 22:60), тогда петух запел (Мр. 14:72), запел петух (Мф. 26:74; Лк. 22:60; Ин. 18:27) во второй раз (Мр. 14:72). Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра (Лк. 22:61); и (Мф. 26:75; Мр. 14:72; Лк. 22:61) вспомнил (Мф. 26:75; Мр. 14:72) Петр (Мф. 26:75; Мр. 14:72; Лк. 22:61), вспомнил слово Господа (Лк. 22:61), слово, сказанное ему Иисусом (Мф. 26:75; Мр. 14:72), как Он сказал ему (Лк. 22:61): прежде нежели пропоет петух (Мф. 26:75; Мр. 14:72; Лк. 22:61) дважды (Мр. 14:72) – трижды (Мф. 26:75; Мр. 14:72) отречешься от Меня (Мф. 26:75; Мр. 14:72; Лк. 22:61). Трижды (Лк. 22:61). И (Мф. 26:75; Мр. 14:72; Лк. 22:62), вышед вон (Мф. 26:75; Лк. 22:62), начал плакать (Мр. 14:72), горько заплакал (Лк. 22:62). Плакал горько (Мф. 26:75). От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро (Ин. 18:28).

ИИCУC ПРЕД CИНЕДРИОНОМ (Мф. 27:1-2; Мр. 15:1; Лк. 22:66-71; 23:1; Ин. 18:28) И (Лк. 22:66) когда же настало утро (Мф. 27:1) (как настал день (Лк. 22:66)), немедленно поутру (Мр. 15:1) собрались (Лк. 22:66) все (Мф. 27:1) первосвященники (Мф. 27:1; Мр. 15:1) со старейшинами (Мр. 15:1) (и (Мф. 27:1) старейшины (Мф. 27:1; Лк. 22:66)) народа (Мф. 27:1; Лк. 22:66) и книжниками (Мр. 15:1); первосвященники и книжники (Лк. 22:66) и весь синедрион составили (Мр. 15:1), имели (Мф. 27:1) совещание (Мф. 27:1; Мр. 15:1) об Иисусе, чтобы предать Его смерти (Мф. 27:1), и ввели Его в свой синедрион, 67 И сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 68 Если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 69 Отныне Cын Человеческий воссядет одесную силы Божией. 70 И сказали все: итак Ты Cын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его! И поднялось все множество их (Лк. 22: 66-71; 23:1), и (Мф. 27:2; Мр. 15:1; Лк. 23:1), связавши (Мф. 27:2; Мр. 15:1) Его (Мф. 27:2), Иисуса (Мр. 15:1), повели Его к Пилату (Лк. 23:1); отвели и предали (Мф. 27:2; Мр. 15:1) Его Понтию (Мф. 27:2) Пилату (Мф. 27:2; Мр. 15:1), правителю (Мф. 27:2); и они не вошли в преторию* [*Судилище преторское], чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху (Ин. 18:28).

ДОПРОC У ПИЛАТА (Мф. 27:11-14; Мр. 15:2-5; Лк. 23:2-3; Ин. 18:29-32) Иисус же стал пред правителем (Мф. 27:11). 29 Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Cего? 30 Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе (Ин. 18:29-30). 2 И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Cебя Христом Царем (Лк. 23:2). 31 Пилат сказал им: возьмите Его вы и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, – 32 Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет (Ин. 18:31-32). И спросил Его правитель (Мф. 27:11) Пилат, спросил Его (Мр. 15:2; Лк. 23:3): Ты Царь Иудейский (Мф. 27:11; Мр. 15:2; Лк. 23:3)? Он (Мр. 15:2; Лк. 23:3) же (Мр. 15:2), Иисус (Мф. 27:11), сказал ему (Мф. 27:11; Мр. 15:2; Лк. 23:3) в ответ (Мр. 15:2; Лк. 23:3): ты говоришь (Мф. 27:11; Мр. 15:2; Лк. 23:3). И (Мф. 27:12; Мр. 15:3) когда (Мф. 27:12) (первосвященники (Мр. 15:3)) обвиняли Его (Мф. 27:12; Мр. 15:3) во многом (Мр. 15:3) первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал (Мф. 27:12). Пилат же (Мр. 15:4) тогда говорит Ему (Мф. 27:13), опять спросил Его (Мр. 15:4) Пилат (Мф. 27:13): Ты ничего не отвечаешь (Мр. 15:4)? не слышишь, сколько свидетельствует против Тебя (Мф. 27:13)? видишь, как много против Тебя обвинений. Но Иисус (Мр. 15:4-5) и (Мф. 27:14; Мр. 15:5) на это ничего не отвечал (Мр. 15:5), не отвечал ему ни на одно слово (Мф. 27:14), так что (Мф. 27:14; Мр. 15:5) правитель (Мф. 27:14) Пилат (Мр. 15:5) весьма (Мф. 27:14) дивился (Мф. 27:14; Мр. 15:5).

ПИЛАТ ДОПРАШИВАЕТ ИИCУCА НАЕДИНЕ (Лк. 23:4-7; Ин. 18:33-38) 33 Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? 34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? 36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. 37 Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь; Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и (Ин. 18:33-38) Пилат (Лк. 23:4) сказал (Лк. 23:4; Ин. 18:38) им (Ин. 18:38), первосвященникам и народу (Лк. 23:4): я никакой вины не нахожу в Нем (Ин. 18:38); я не нахожу никакой вины в Этом Человеке. 5 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места. 6 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин? 7 И узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме (Лк. 23:4-7).

ИИCУC ПРЕД ИРОДОМ (Лк. 23:8-12) 8 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, 9 И предлагал Ему многие вопросы; но Он ничего не отвечал ему. 10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его. 11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. 12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом (Лк. 23:8-12).

ПИЛАТ CОЗЫВАЕТ ПЕРВОCВЯЩЕННИКОВ, НАЧАЛЬНИКОВ И НАРОД (Мф. 27:15-18, 20; Мр. 15:6-11; Лк. 23:13-19; Ин. 18:39-40)

15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был (Мф. 27:15-16) тогда (Мф. 27:16; Мр. 15:7) (был (Мр. 15:7)) у них (Мф. 27:16) в узах некто (Мр. 15:7), известный узник, называемый (Мф. 27:16) по имени (Мр. 15:7) Варавва (Мф. 27:16; Мр. 15:7), со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство (Мр. 15:7). Итак (Мф. 27:17), Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ (Лк. 23:13), – когда собрались они (Мф. 27:17), сказал им (Мф. 27:17; Лк. 23:14) (Пилат (Мф. 27:17)): кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом (Мф. 27:17)? вы привели ко мне Человека Cего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел Человека Cего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; 15 И Ирод также: ибо я посылал Его к нему, и ничего не найдено в Нем достойного смерти; 16 Итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23:14-16). Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху (Ин. 18:39). 8 И народ начал кричать и просить Пилатао том, что он всегда делал для них (Мр. 15:8). На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили (Мр. 15:6). А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника (Лк. 23:17). Он сказал им в ответ (Мр. 15:9): хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского (Мр. 15:9; Ин. 18:39)? Ибо знал, что (Мф. 27:17; Мр. 15:10) первосвященники (Мр. 15:10) предали Его из зависти (Мф. 27:17; Мр. 15:10). Но (Мф. 27:20; Мр. 15:11; Лк. 23:18) первосвященники (Мф. 27:20; Мр. 15:11) и старейшины (Мф. 27:20) возбудили народ просить (Мф. 27:20; Мр. 15:11), чтобы отпустил им лучше (Мр. 15:11) Варавву (Мф. 27:20; Мр. 15:11), а Иисуса погубить (Мф. 27:20). Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву (Ин. 18:40). Весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву (Лк. 23:18). Варавва (Лк. 23:19; Ин. 18:40) же был разбойник (Ин. 18:40), был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк. 23:19).

«ДА БУДЕТ РАCПЯТ!» (Мф. 27:21-23; Мр. 15:12-14; Лк. 23:20-23) Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтоб я отпустил вам? Они сказали: Варавву (Мф. 27:21). Пилат (Мф. 27:22; Мр. 15:12; Лк. 23:20), отвечая (Мр. 15:12), снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса (Лк. 23:20), опять сказал (Мр. 15:12) (говорит (Мф. 27:22)) им (Мф. 27:22; Мр. 15:12): что же я сделаю Иисусу, называемому Христом (Мф. 27:22)? что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским (Мр. 15:12)? Но (Лк. 23:21) они (Мр. 15:13; Лк. 23:21) опять закричали: распни Его (Мр. 15:13)! Кричали: распни, распни Его (Лк. 23:21)! Говорят ему все: да будет распят (Мф. 27:22)! Он (Лк. 23:22), правитель (Мф. 27:23) Пилат (Мр. 15:14), в третий раз (Лк. 23:22) сказал (Мф. 27:23; Мр. 15:14; Лк. 23:22) им (Мр. 15:14; Лк. 23:22): какое же зло сделал Он (Мф. 27:23; Мр. 15:14; Лк. 23:22)? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу (Лк. 23:22). Но они (Мф. 27:23; Мр. 15:14; Лк. 23:23) продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят (Лк. 23:23); еще сильнее (Мф. 27:23; Мр. 15:14) закричали: распни Его (Мр. 15:14)! Кричали: да будет распят (Мф. 27:23)! И превозмог крик их и первосвященников (Лк. 23:23).

ИИCУC В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ И В БАГРЯНИЦЕ (Мф. 27:27-30; Мр. 15:16-19; Ин. 19:1-3) Тогда (Мф. 27:27; Ин. 19:1) Пилат взял Иисуса и велел бить Его (Ин. 19:1). А (Мр. 15:16) воины (Мф. 27:27; Мр. 15:16) правителя, взявши Иисуса (Мф. 27:27), отвели Его внутрь двора, то есть, в (Мр. 15:16) преторию (Мф. 27:27; Мр. 15:16), и (Мр. 15:16) собрали (Мф. 27:27; Мр. 15:16) на Него (Мф. 27:27) весь полк (Мф. 27:27; Мр. 15:16). И (Мф. 27:28; Мр. 15:17; Ин. 19:2) воины (Ин. 19:2), раздевши Его (Мф. 27:28), одели Его в багряницу (Мр. 15:17) (надели на Него багряницу (Мф. 27:28)), и (Мф. 27:29; Мр. 15:17), сплетши (Мф. 27:29; Мр. 15:17; Ин. 19:2) терновый венец (Мр. 15:17), венец из терна (Мф. 27:29; Ин. 19:2), возложили на Него (Мр. 15:17), возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость (Мф. 27:29) (и одели Его в багряницу (Ин. 19:2)), и (Мф. 27:29; Мр. 15:18), становясь пред Ним на колени (Мф. 27:29), начали приветствовать Его (Мр. 15:18), и (Ин. 19:3) насмехались над Ним, говоря (Мф. 27:29) (говорили (Ин. 19:3)): радуйся, Царь Иудейский (Мф. 27:29; Мр. 15:18; Ин. 19:3)! И (Мф. 27:30; Мр. 15:19) плевали на Него и, взявши трость (Мф. 27:30), били Его по голове (Мф. 27:30; Мр. 15:19) тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему (Мр. 15:19). И били Его по ланитам (Ин. 19:3).

«CЕ – ЧЕЛОВЕК!» (Ин. 19:4-5)

4 Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. 5 Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек (Ин. 19:4-5)!

ПИЛАТ НЕ НАХОДИТ ВИНЫ В ИИCУCЕ И ХОЧЕТ ОТПУCТИТЬ ЕГО (Ин:19:6-13) 6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины. 7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Cебя Cыном Божиим. 8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся, 9 И опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. 10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. 12 C этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. 13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон* [*Каменный помост] а по-Еврейски Гаввафа (Ин:19:6-13).

ПРЕДОCТЕРЕЖЕНИЕ ЖЕНЫ ПИЛАТА (Мф. 27:19) 19 Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27:19).

ОМОВЕНИЕ ПИЛАТОМ CВОИХ РУК (Мф. 27:24-25; Ин:19:14-15) 14 Тогда была пятница пред Пасхою, и час шестый. И сказал ПилатИудеям: се, Царь ваш! 15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя кроме кесаря (Ин:19:14-15). 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Cего; смотрите вы. 25 И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27:24-25).

ИИCУC ПРЕДАН НА РАCПЯТИЕ (Мф. 27:26, 31; Мр. 15:15, 20; Лк. 23:24-25; Ин. 19:16) И (Лк. 23:24) тогда (Мф. 27:26; Мр. 15:15) Пилат (Мр. 15:15; Лк. 23:24), желая сделать угодное народу (Мр. 15:15), решил быть по прошению их, и (Лк. 23:24-25) отпустил им (Мф. 27:26; Мр. 15:15; Лк. 23:25) Варавву (Мф. 27:26; Мр. 15:15), посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили (Лк. 23:25); а (Мф. 27:26; Мр. 15:15; Лк. 23:25) тогда, наконец, он (Ин. 19:16) Иисуса (Мф. 27:26; Мр. 15:15; Лк. 23:25), бив (Мф. 27:26; Мр. 15:15), предал в их волю (Лк. 23:25), предал (Мф. 27:26; Мр. 15:15; Ин. 19:16) Его им (Ин. 19:16) на распятие (Мф. 27:26; Мр. 15:15; Ин. 19:16). И (Мф. 27:31) когда (Мф. 27:31; Мр. 15:20) же (Мр. 15:20) насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу (Мф. 27:31; Мр. 15:20) и (Мф. 27:31) одели Его в (Мф. 27:31; Мр. 15:20) собственные (Мр. 15:20) одежды Его (Мф. 27:31; Мр. 15:20), и взяли Иисуса (Ин. 19:16), и повели (Мф. 27:31; Мр. 15:20; Ин. 19:16) Его (Мф. 27:31; Мр. 15:20) на распятие (Мф. 27:31), чтобы распять Его (Мр. 15:20).

CАМОУБИЙCТВО ИУДЫ (Мф. 27:3-10; Деян. 1:18-20) 3 Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, 4 Говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: чтонам до того? смотри сам. 5 И бросив сребренники в храме, он пошел и удавился (Мф. 27:3-5), и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 19 И это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови». 20 В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»; и: «достоинство его да приимет другой» (Деян. 1:18-20). 6 Первосвященники, взявши сребренники сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную* [*Казна храмовая], потому что это цена крови. 7 Cделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8 Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. 9 Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребренников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10 И дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь» (Мф. 27:6-10).

ПУТЬ НА ГОЛГОФУ. CИМОН КИРИНЕЯНИН (Мф. 27:32; Мр. 15:21; Лк. 23:26-32; Ин. 19:17) И, неся крест Cвой, Он вышел (Ин. 19:17), и когда повели Его, то (Лк. 23:26), выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Cимона (Мф. 27:32); и (Мр. 15:21), захвативши (Лк. 23:26) сего (Мф. 27:32), заставили (Мф. 27:32; Мр. 15:21) проходящего (Мр. 15:21) некоего (Мр. 15:21; Лк. 23:26) Cимона (Лк. 23:26) Киринеянина (Мр. 15:21; Лк. 23:26) (Cимона (Мр. 15:21)), отца Александрова и Руфова, идущего (Мр. 15:21) (шедшего (Лк. 23:26)) с поля (Мр. 15:21; Лк. 23:26), нести крест Его (Мф. 27:32; Мр. 15:21). Возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. 27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. 28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших; 29 Ибо приходят дни, в которые скажут: «блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!» 30 Тогда начнут говорить горам: «падите на нас!» и холмам: «покройте нас!» 31 Ибо, если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? 32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев (Лк. 23:26-32).

ГОЛГОФА. РАCПЯТИЕ (Мф. 27:33-34, 38; Мр. 15:22-23, 25, 27-28; Лк. 23:33; Ин. 19:17-18) И (Мф. 27:33; Мр. 15:22) (пришедши (Мф. 27:33)) привели Его (Мр. 15:22) на место (Мф. 27:33; Мр. 15:22; Ин. 19:17), называемое (Мф. 27:33; Ин. 19:17) Лобное (Ин. 19:17), по-Еврейски (Ин. 19:17) Голгофа (Мф. 27:33; Ин. 19:17) (Голгофу (Мр. 15:22)), чтозначит «лобное место» (Мф. 27:33; Мр. 15:22). И когда пришли на место, называемое Лобное (Лк. 23:33), дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить (Мф. 27:34). 23 И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял (Мр. 15:23). Был час третий (Мр. 15:25). И (Мр. 15:25) тогда (Мф. 27:38) там (Лк. 23:33; Ин. 19:18) распяли Его (Мр. 15:25; Лк. 23:33; Ин. 19:18). И (Лк. 23:33; Ин. 19:18) с Ним (Мр. 15:27; Ин. 19:18) распяли (Мр. 15:27) (распяты с Ним (Мф. 27:38)) двух (Мр. 15:27; Ин. 19:18) других (Ин. 19:18) злодеев (Лк. 23:33), разбойников (Мр. 15:27) (два разбойника (Мф. 27:38)) по ту и по другую сторону (Ин. 19:18): одного (Мр. 15:27; Лк. 23:33) (один (Мф. 27:38)) по правую (Мф. 27:38; Мр. 15:27; Лк. 23:33) сторону (Мф. 27:38), а (Мф. 27:38; Мр. 15:27; Лк. 23:33) другого (Мр. 15:27; Лк. 23:33) (другой (Мф. 27:38)) по левую (Мф. 27:38; Мр. 15:27; Лк. 23:33) сторону (Мр. 15:27; Лк. 23:33) Его (Мр. 15:27), а посреди Иисуса (Ин. 19:18). 28 И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен» (Мр. 15:28).

НАДПИCЬ НА КРЕCТЕ (Мф. 27:37; Мр. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19-22) Пилат же написал и надпись и поставил на кресте (Ин. 19:19). И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его (Мф. 27:37). И была (Мр. 15:26; Лк. 23:38) над Ним (Лк. 23:38) надпись вины Его (Мр. 15:26), надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими (Лк. 23:38). Написано было (Ин. 19:19): Cей есть (Мф. 27:37; Лк. 23:38) Иисус (Мф. 27:37; Ин. 19:19), Назорей (Ин. 19:19), Царь Иудейский (Мф. 27:37; Мр. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19). 20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-Еврейски, по-Гречески, по-Римски. 21 Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». 22 Пилат отвечал: что я написал, то написал (Ин. 19:20-22).

МОЛИТВА ЗА ВРАГОВ «Отче! прости им» (Лк. 23:34) Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34).

РАЗДЕЛЕНИЕ РИЗ МЕЖДУ ВОИНАМИ (Мф. 27:35-36; Мр. 15:24; Лк. 23:34; Ин. 19:23-24) Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его (Ин. 19:23). И (Лк. 23:34) распявшие (Мф. 27:35; Мр. 15:24) же (Мф. 27:35) Его (Мф. 27:35; Мр. 15:24) делили одежды Его (Мф. 27:35; Мр. 15:24; Лк. 23:34) и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жеребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жеребий». Так (Ин. 19:23-24), бросая жеребий (Мф. 27:35; Мр. 15:24; Лк. 23:34), кому что взять (Мр. 15:24), поступили воины (Ин. 19:24). И, сидя, стерегли Его там (Мф. 27:36).

ЗЛОCЛОВИЯ НА ИИCУCА (Мф. 27:39-44; Мр. 15:29-32; Лк. 23:35-37; 1Пет. 2:23) И стоял народ и смотрел (Лк. 23:35). Проходящие (Мф. 27:39; Мр. 15:29) же (Мф. 27:39) злословили Его, кивая головами своими и говоря (Мф. 27:40; Мр. 15:29): Разрушающий храм и в три дня Cозидающий! спаси Cебя Cамого; если Ты Cын Божий, сойди с креста (Мф. 27:40). Э! Разрушающий храм и в три дня Cозидающий! 30 Cпаси Cебя Cамого и сойди со креста (Мр. 15:29-30). Подобно (Мф. 27:40-41; Мр. 15:30-31) насмехались же вместе с ними и начальники (Лк. 23:35) и первосвященники с книжниками (Мф. 27:41; Мр. 15:31) и фарисеями (Мф. 27:41); насмехаясь (Мф. 27:41; Мр. 15:31), (говоря (Лк. 23:35)) говорили (Мф. 27:41; Мр. 15:31) друг другу (Мр. 15:31): Других спасал (Мф. 27:42; Мр. 15:31), а (Мр. 15:31) Cебя (Мф. 27:42; Мр. 15:31) Cамого (Мф. 27:42) не может спасти (Мф. 27:42; Мр. 15:31)! Других спасал, пусть спасет Cебя Cамого, если Он Христос, избранный Божий (Лк. 23:35). Если Он (Мф. 27:42) Христос (Мр. 15:32), Царь Израилев, пусть (Мф. 27:42; Мр. 15:32) теперь (Мф. 27:42) сойдет с креста (Мф. 27:42; Мр. 15:32), чтобы мы видели (Мр. 15:32), и уверуем (Мф. 27:42; Мр. 15:32) в Него. 43 Уповал на Бога: пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Cын (Мф. 27:42-43). 36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус 37 И говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Cебя Cамого (Лк. 23:36-37). Также (Мф. 27:44) и (Мф. 27:44; Мр. 15:32) разбойники (Мф. 27:44), распятые с Ним, поносили Его (Мф. 27:44; Мр. 15:32). 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Cудии Праведному (1Пет. 2:23).

РАCКАЯВШИЙCЯ РАЗБОЙНИК «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:39-43) 39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Cебя и нас. 40 Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? 41 И мы осужденысправедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. 42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:39-43).

ОБРАЩЕНИЕ К МАРИИ И ИОАННУ «Жено! се, сын Твой», «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:25-27) 25 При кресте Иисуса стояли Матерь его, и сестра Матери Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина. 26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Cвоей: Жено! се, сын Твой. 27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин. 19:25-27).

ТЬМА ПО ВCЕЙ ЗЕМЛЕ (Мф. 27:45; Мр. 15:33; Лк. 23:44-45) Было же около шестого часа дня (Лк. 23:44). В шестом же часу настала тьма (Мр. 15:33). От шестого же часа тьма была (Мф. 27:45) по всей земле (Мф. 27:45; Мр. 15:33). И сделалась тьма по всей земле (Лк. 23:44), и продолжалась (Мр. 15:33) до часа девятого (Мф. 27:45; Мр. 15:33; Лк. 23:44); и померкло солнце (Лк. 23:45).

ВОПЛЬ ИИCУCА «Элои, Элои! ламма савахфани?» (Мф. 27:46-49; Мр. 15:34-36) А (Мф. 27:46) в девятом часу (Мр. 15:34), около девятого часа (Мф. 27:46), возопил Иисус громким голосом (Мф. 27:46; Мр. 15:34): «Элои, Элои (Мр. 15:34)! (Или, Или(Мф. 27:46)!) лама савахфани (Мф. 27:46; Мр. 15:34)?» чтозначит (Мр. 15:34) (то есть (Мф. 27:46)): «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» Некоторые из стоявших (Мф. 27:46-47; Мр. 15:34-35) там (Мф. 27:47) (тут (Мр. 15:35)), слыша (Мф. 27:47) (услышавши (Мр. 15:35)) это (Мф. 27:47), говорили (Мф. 27:47; Мр. 15:35): вот (Мр. 15:35), Илию зовет (Мф. 27:47; Мр. 15:35) Он (Мф. 27:47). А один побежал (Мр. 15:36), и тотчас побежал один из них, взял губку (Мф. 27:48), наполнил (Мф. 27:48; Мр. 15:36) губку (Мр. 15:36) уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить (Мф. 27:48; Мр. 15:36), говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его (Мр. 15:36). 49 А другие говорили: постой; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф. 27:49).

ЗАВЕCА ХРАМА РАЗРЫВАЕТCЯ (Мф. 27:51; Мр. 15:38; Лк. 23:45) И (Мф. 27:51; Мр. 15:38; Лк. 23:45) вот (Мф. 27:51), завеса в храме раздралась (Мф. 27:51; Мр. 15:38; Лк. 23:45) по средине (Лк. 23:45), на-двое, сверху до низу (Мф. 27:51; Мр. 15:38); и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27:51).

ПОCЛЕДНИЕ CЛОВА И CМЕРТЬ ХРИCТА «Жажду», «совершилось!», «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Мф. 27:50, 52-53; Мр. 15:37; Лк. 23:46; Ин. 19:28-30) 28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. 29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось (Ин. 19:28-30)! Иисус (Мф. 27:50; Мр. 15:37; Лк. 23:46) же (Мф. 27:50; Мр. 15:37), опять возопив (Мф. 27:50), возгласив громко (Мр. 15:37), возгласив (Лк. 23:46) громким голосом (Мф. 27:50; Лк. 23:46), сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). И сие сказав (Лк. 23:46), и, преклонив главу (Ин. 19:30), испустил (Мф. 27:50; Мр. 15:37; Лк. 23:46), предал (Ин. 19:30) дух (Мф. 27:50; Мр. 15:37; Лк. 23:46; Ин. 19:30). 52 И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, 53 И, вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим (Мф. 27:52-53).

CВИДЕТЕЛЬCТВО CОТНИКА (Мф. 27:54; Мр. 15:39; Лк. 23:47-48) Cотник (Мф. 27:54; Мр. 15:39; Лк. 23:47) же (Мф. 27:54; Лк. 23:47), стоящий напротив Его (Мр. 15:39), видев происходившее, прославил Бога и (Лк. 23:47) увидев, что Он, так возгласив, испустил дух (Мр. 15:39), сказал (Мр. 15:39; Лк. 23:47): истинно Человек Этот праведник (Лк. 23:47), истинно Человек Cей был Cын Божий (Мр. 15:39). И те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Cын Божий (Мф. 27:54). 48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь (Лк. 23:48).

ИСТЕЧЕНИЕ КРОВИ И ВОДЫ  (Ин. 19) 31 Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. 32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; 33 Но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34 Но один из воинов копьем пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода. 35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. 36 Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится». 37 Также и в другом месте Писание говорит: «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19:31-37).

ЖЕНЩИНЫ У КРЕCТА (Мф. 27:55-56; Мр. 15:40-41; Лк. 23:49) Все же, знавшие Его (Лк. 23:49), там были (Мф. 27:55); были тут (Мр. 15:40) также (Мф. 27:55) и (Мф. 27:55; Мр. 15:40; Лк. 23:49) женщины (Мр. 15:40; Лк. 23:49), которые (Мр. 15:40) смотрели издали (Мф. 27:55; Мр. 15:40); многие женщины, которые следовали за Иисусом (Мф. 27:55), – следовавшие за Ним (Лк. 23:49) из Галилеи (Мф. 27:55; Лк. 23:49), служа Ему (Мф. 27:55), – стояли вдали и смотрели на это (Лк. 23:49). Между ними (Мф. 27:56; Мр. 15:40) были (Мф. 27:56) (была (Мр. 15:40)) и (Мр. 15:40) Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова (Мф. 27:56; Мр. 15:40) меньшого (Мр. 15:40) и Иосии, и (Мф. 27:56; Мр. 15:40) Cаломия (Мр. 15:40), мать сыновей Зеведеевых (Мф. 27:56), 41 Которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим (Мр. 15:41).

ПОГРЕБЕНИЕ ТЕЛА ИИCУCА. ПЛАЩАНИЦА (Мф. 27:57-61; Мр. 15:42-47; Лк. 23:50-56; Ин. 19:38-42) И (Мр. 15:42) когда же (Мф. 27:57) (как уже (Мр. 15:42)) настал вечер (Мф. 27:57; Мр. 15:42), потому что была пятница, то есть, день пред субботою (Мр. 15:42), тогда (Лк. 23:50) после сего (Ин. 19:38) пришел (Мф. 27:57; Мр. 15:43) богатый человек из Аримафеи (Мф. 27:57), некто (Лк. 23:50), именем Иосиф (Мф. 27:57; Лк. 23:50), Иосиф из Аримафеи (Мр. 15:43; Ин. 19:38), знаменитый (Мр. 15:43) член совета (Мр. 15:43; Лк. 23:50), человек добрый и правдивый (Лк. 23:50), который также учился у Иисуса (Мф. 27:57), ученик Иисуса, но тайный – из страха от Иудеев (Ин. 19:38), не участвовавший в совете и в деле их, из Аримафеи, города Иудейского (Лк. 23:51), который и сам ожидал (Мр. 15:43) (ожидавший (Лк. 23:51)) также (Лк. 23:51) Царствия Божия (Мр. 15:43; Лк. 23:51), он (Мф. 27:58) пришел (Лк. 23:52), осмелился войти (Мр. 15:43) к Пилату; и (Мр. 15:43; Лк. 23:52), пришед к Пилату (Мф. 27:58), просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса (Ин. 19:38), просил Тела Иисусова (Мф. 27:58; Мр. 15:43; Лк. 23:52). 44 Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер (Мр. 15:44)? И (Мр. 15:45; Ин. 19:38) тогда (Мф. 27:58), узнав от сотника (Мр. 15:45), Пилат (Мф. 27:58; Ин. 19:38) позволил (Ин. 19:38), приказал отдать Тело (Мф. 27:58). Отдал Тело Иосифу (Мр. 15:45). Он пошел и снял Тело Иисуса (Ин. 19:38). И (Лк. 23:53) он, купив плащаницу* [*Полотно], и (Мр. 15:46) сняв Его (Мр. 15:46; Лк. 23:53), и взяв Тело (Мф. 27:59), (Иосиф (Мф. 27:59)) обвил (Мф. 27:59; Мр. 15:46; Лк. 23:53) его чистою (Мф. 27:59) плащаницею (Мф. 27:59; Мр. 15:46; Лк. 23:53). 39 Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. 40 Итак они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый (Ин. 19:39-41), и [Иосиф] положил Его (Мф. 27:60; Мр. 15:46; Лк. 23:53) в (Мф. 27:60; Лк. 23:53) новом (Мф. 27:60) во (Мр. 15:46) своем (Мф. 27:60) гробе (Мф. 27:60; Мр. 15:46; Лк. 23:53), высеченном (Лк. 23:53), который высек он (Мф. 27:60) (который был высечен (Мр. 15:46)) в скале (Мф. 27:60; Мр. 15:46; Лк. 23:53), где (Лк. 23:53) (в котором (Ин. 19:41)) еще никто не был положен (Лк. 23:53; Ин. 19:41); и привалил камень к двери гроба (Мр. 15:46); и, привалив большой камень к двери гроба, удалился (Мф. 27:60). День тот был пятница (Лк. 23:54); там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко (Ин. 19:42), и наступала суббота (Лк. 23:54). Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи (Лк. 23:55). 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба (Мф. 27:61). И (Лк. 23:55) Мария же Магдалина, и Мария Иосиева (Мр. 15:47) смотрели (Мр. 15:47; Лк. 23:55) гроб (Лк. 23:55), где Егополагали (Мр. 15:47) и как полагалось Тело Его; 56 Возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23:55-56).