Часть третья. От первой Пасхи до второй / Глава четвертая. Благовествование Царствия Божия

Призвание первых учеников (Мф. 4:18-22; Мр. 1:16-20) 

Проходя же близ моря Галилейского (Мф. 4:18; Мр. 1:16), Он (Мф. 4:18) увидел (Мф. 4:18; Мр. 1:16) двух братьев (Мф. 4:18), Cимона (Мф. 4:18; Мр. 1:16), называемого Петром (Мф. 4:18), и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы (Мф. 4:18; Мр. 1:16). И (Мф. 4:19; Мр. 1:17) (говорит (Мф. 4:19)) сказал (Мр. 1:17) им (Мф. 4:19; Мр. 1:17) Иисус (Мр. 1:17): идите за Мною, и Я сделаю (Мф. 4:19; Мр. 1:17) вас (Мф. 4:19) (что вы будете (Мр. 1:17)) ловцами человеков. И они тотчас, оставивши (Мф. 4:19-20; Мр. 1:17-18) свои (Мр. 1:18) сети, последовали за Ним (Мф. 4:20; Мр. 1:18). И прошед (Мр. 1:19) оттуда (Мф. 4:21; Мр. 1:19) немного (Мр. 1:19), идя далее (Мф. 4:21), увидел Он (Мф. 4:21; Мр. 1:19) других двух братьев (Мф. 4:21), Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его (Мф. 4:21; Мр. 1:19), также (Мр. 1:19) в лодке (Мф. 4:21; Мр. 1:19) с Зеведеем, отцем их (Мф. 4:21), починивающих сети (Мф. 4:21; Мр. 1:19) свои (Мф. 4:21). И (Мф. 4:21; Мр. 1:20) тотчас (Мр. 1:20) призвал их (Мф. 4:21; Мр. 1:20). И они (Мф. 4:22; Мр. 1:20) тотчас (Мф. 4:22), оставивши (Мф. 4:22; Мр. 1:20) лодку и (Мф. 4:22) отца своего (Мф. 4:22; Мр. 1:20) Зеведея в лодке с работниками (Мр. 1:20), последовали за Ним (Мф. 4:22; Мр. 1:20).

Исцеление бесноватого в капернаумской синагоге в субботу (Мр. 1:21-28; Лк. 4:32-37) 21 И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. 22 И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники (Мр. 1:21-22). В синагоге (Мр. 1:23; Лк. 4:33) их (Мр. 1:23) был человек (Мр. 1:23; Лк. 4:33) одержимый духом нечистым (Мр. 1:23), имевший нечистого духа бесовского (Лк. 4:33), и (Лк. 4:33; Мр. 1:23) он закричал (Лк. 4:33) (вскричал (Мр. 1:23)) громким голосом (Лк. 4:33): Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий (Мр. 1:24; Лк. 4:34). Но (Мр. 1:25) Иисус запретил ему (Мр. 1:25; Лк. 4:34), сказав (Лк. 4:35) (говоря (Мр. 1:25)): замолчи и выйди из него (Мр. 1:25; Лк. 4:35). И (Лк. 4:35) тогда дух нечистый (Мр. 1:26), бес (Лк. 4:35), сотрясши его и вскричав громким голосом (Мр. 1:26), повергнув его посреди синагоги (Лк. 4:35), вышел из него (Мр. 1:26; Лк. 4:35), нимало не повредив ему. И напал на всех ужас (Лк. 4:35-36), и все ужаснулись, так что друг друга спрашивали (Мр. 1:27) и рассуждали между собою (Лк. 4:36): что это (Мр. 1:27; Лк. 4:36) значит (Лк. 4:36)? что это за новое учение (Мр. 1:27), что Он (Мр. 1:27; Лк. 4:36) со властию и силою (Лк. 4:36) и (Мр. 1:27) духам нечистым повелевает (Мр. 1:27; Лк. 4:36) (со властью (Мр. 1:27)), и они (Мр. 1:27; Лк. 4:36) повинуются Ему (Мр. 1:27), выходят (Лк. 4:36)? И скоро разошлась о Нем молва (Мр. 1:28), и разнесся слух о Нем по всем окрестным местам (Лк. 4:37), по всей окрестности в Галилее (Мр. 1:28).

Исцеление тещи Симона (Мф. 8:14-15; Мр. 1:29-31; Лк. 4:38-39) Вышедши (Мр. 1:29) (вышед (Лк. 4:38)) вскоре (Мр. 1:29) из синагоги (Мр. 1:29; Лк. 4:38), Он вошел (Лк. 4:38) (пришли (Мр. 1:29)) в дом Cимона (Мр. 1:29; Лк. 4:38) и Андрея с Иаковом и Иоанном (Мр. 1:29). 14 Пришед в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке (Мф. 8:14). Теща же Cимонова (Мр. 1:30; Лк. 4:38) была одержима сильною горячкою (Лк. 4:38), лежала в горячке; и тотчас говорят Ему (Мр. 1:30) и просили Его (Лк. 4:38) о ней (Мр. 1:30; Лк. 4:38). Подошед (Мр. 1:31; Лк. 4:39) к ней, Он запретил горячке (Лк. 4:39) и коснулся руки ее (Мф. 8:15); Он поднял ее, взяв ее за руку (Мр. 1:31), и горячка (Мф. 8:15; Мр. 1:31) тотчас (Мр. 1:31) оставила ее; и она (Мф. 8:15; Мр. 1:31; Лк. 4:39) тотчас (Лк. 4:39) встала и (Мф. 8:15; Лк. 4:39) стала служить (Мр. 1:31) (служила (Мф. 8:15; Лк. 4:39)) им (Мф. 8:15; Мр. 1:31; Лк. 4:39).

Исцеление многих больных (Мф. 8:16-17; Мр. 1:32-34; Лк. 4:40-41) Когда же настал вечер (Мф. 8:16) (при наступлении же вечера (Мр. 1:32)), при захождении же солнца (Лк. 4:40) (когда заходило солнце (Мр. 1:32)), все, имевшие больных различными болезнями, приводили (Лк. 4:40), приносили (Мр. 1:32) их (Лк. 4:40) к Нему (Мф. 8:16; Мр. 1:32; Лк. 4:40); привели (Мф. 8:16) всех больных и (Мр. 1:32) многих (Мф. 8:16), бесноватых (Мф. 8:16; Мр. 1:32). 33 И весь город собрался к дверям (Мр. 1:33). И Он (Мф. 8:16; Мр. 1:34; Лк. 4:40) исцелил многих, страдавших различными болезнями (Мр. 1:34); возлагая на каждого из них руки, исцелял их (Лк. 4:40); изгнал многих бесов (Мр. 1:34), изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17 Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8:16-17). Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать (Лк. 4:41) и не позволял бесам говорить (Мр. 1:34), что они знают, что Он Христос (Мр. 1:34; Лк. 4:41).

Путешествие по Галилее (Мф. 4:23-25; Мр. 1:35-39; Лк. 4:2-4) А утром (Мр. 1:35), когда же настал день, Он (Лк. 4:42), встав весьма рано (Мр. 1:35), (вышед из дома (Лк. 4:42)) вышел и удалился (Мр. 1:35), пошел (Лк. 4:42) в пустынное место (Мр. 1:35; Лк. 4:42) и там молился (Мр. 1:35). И народ искал Его (Лк. 4:42). 36 Симон и бывшие с ним пошли за Ним; 37 И, нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя. 38 Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел (Мр. 1:36-38). И [народ], пришед к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них. 43 Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан (Лк. 4:42-43). И ходил Иисус по всей Галилее (Мф. 4:23), и (Мр. 1:39; Лк. 4:44) Он (Мр. 1:39) проповедывал (Мр. 1:39; Лк. 4:44) в синагогах Галилейских (Лк. 4:44), уча (Мф. 4:23) в синагогах их (Мф. 4:23; Мр. 1:39) (по всей Галилее (Мр. 1:39)) и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 4:23), и изгонял бесов (Мр. 1:39). 24 И прошел о Нем слух по всей Cирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и раслабленных, и Он исцелял их. 25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима и Иудеи и из-за Иордана (Мф. 4:24-25).

Оставили всё и последовали за Христом (Лк. 5:1-11) 1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2 Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети. 3 Вошед в одну лодку, которая была Cимонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и, сев, учил народ из лодки. 4 Когда же перестал учить, сказал Cимону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. 5 Cимон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. 6 Cделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8 Увидев это, Cимон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10 Также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Cимону. И сказал Cимону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11 И вытащивши обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним (Лк. 5:1-11).

Исцеление прокаженного (Мф. 8:2-4; Мр. 1:40-45; Лк. 5:12-16) И вот (Мф. 8:2), когда Иисус был в одном городе (Лк. 5:12), приходит (Мр. 1:40) (пришел (Лк. 5:12), подошел (Мф. 8:2)) к Нему (Мр. 1:40) прокаженный (Мф. 8:2; Мр. 1:40) человек, весь в проказе, и, увидев Иисуса, пал ниц (Лк. 5:12), и кланяясь Ему (Мф. 8:2), и (Мр. 1:40) умоляя Его (Мр. 1:40; Лк. 5:12), и падая пред Ним на колени (Мр. 1:40), (и говоря (Лк. 5:12), сказал (Мф. 8:2)) говорит Ему (Мр. 1:40): Господи (Мф. 8:2; Лк. 5:12)! если хочешь, можешь меня очистить (Мф. 8:2; Мр. 1:40; Лк. 5:12). Он (Лк. 5:13), Иисус (Мф. 8:3; Мр. 1:41), умилосердившись над ним (Мр. 1:41), простерши руку (Мф. 8:3), прикоснулся к нему (Лк. 5:13) (простер руку (Мр. 1:41; Лк. 5:13), коснулся его (Мф. 8:3; Мр. 1:41)) и сказал (Мф. 8:3; Мр. 1:41; Лк. 5:13) ему (Мр. 1:41): хочу, очистись (Мф. 8:3; Мр. 1:41; Лк. 5:13). И (Лк. 5:13) после сего слова проказа (Мр. 1:42) тотчас (Мр. 1:42; Лк. 5:13) (проказа (Лк. 5:13)) сошла с него (Мр. 1:42; Лк. 5:13); и он (Мф. 8:3; Мр. 1:42) тотчас очистился от проказы (Мф. 8:3), стал чист (Мр. 1:42). И Он (Лк. 5:14), посмотрев на него строго, тотчас отослал его (Мр. 1:43), и (Мф. 8:4; Мр. 1:44) сказал (Мр. 1:44) (говорит (Мф. 8:4)) ему (Мф. 8:4; Мр. 1:44) Иисус (Мф. 8:4): смотри (Мф. 8:4; Мр. 1:44), никому не сказывай (Мф. 8:4), никому ничего не говори (Мр. 1:44); но пойди (Мф. 8:4; Мр. 1:44) покажись (Мр. 1:44), покажи себя (Мф. 8:4) священнику и принеси (Мф. 8:4; Мр. 1:44) дар (Мф. 8:4) за очищение твое, что повелел Моисей (Мр. 1:44), какой повелел Моисей (Мф. 8:4), во свидетельство им (Мф. 8:4; Мр. 1:44). Повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им (Лк. 5:14), а он, вышед, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так чтоИисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных (Мр. 1:45), но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих (Лк. 5:15). И приходили к Нему отовсюду (Мр. 1:45). 16 Но Он уходил в пустынные места и молился (Лк. 5:16).

Исцеление расслабленного (Мф. 9:2-8; Мр. 2:1-12; Лк. 5:17-26) Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и (Мр. 2:1) в один день (Лк. 5:17) слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже у дверей не было места; и Он говорил им слово (Мр. 2:1-2); когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных (Лк. 5:17), – и (Мф. 9:2; Мр. 2:3) вот (Мф. 9:2; Лк. 5:18) пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо (Мр. 2:3); принесли (Мф. 9:2; Лк. 5:18) некоторые (Лк. 5:18) (на постели (Лк. 5:18)) к Нему расслабленного (Мф. 9:2) человека (Лк. 5:18) (который был расслаблен (Лк. 5:18)), положенного на постели (Мф. 9:2), и старались внести его в дом и положить его пред Иисусом; и не нашедши, где пронесть его (Лк. 5:18-19), и, не имея возможности приблизиться к Нему (Мр. 2:4) за многолюдством (Мр. 2:4; Лк. 5:19), влезли на верх дома (Лк. 5:19), раскрыли кровлю дома, где Он находился (Мр. 2:4), и (Мр. 2:4; Лк. 5:19), прокопавши ее (Мр. 2:4), сквозь кровлю (Лк. 5:19) спустили (Мр. 2:4; Лк. 5:19) постель, на которой лежал расслабленный (Мр. 2:4), его с постелью на средину пред Иисуса (Лк. 5:19). И (Мф. 9:2; Лк. 5:20) Он (Лк. 5:20), Иисус (Мр. 2:5), видя (Иисус (Мф. 9:2)) веру их (Мф. 9:2; Мр. 2:5; Лк. 5:20), сказал (Мф. 9:2; Лк. 5:20) (говорит (Мр. 2:5)) человеку тому (Лк. 5:20) расслабленному (Мф. 9:2; Мр. 2:5): дерзай (Мф. 9:2), чадо (Мф. 9:2; Мр. 2:5)! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9:2; Мр. 2:5; Лк. 5:20). Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих (Мр. 2:6), при сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует (Мф. 9:3). Что Он так богохульствует (Мр. 2:7)? Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, Который богохульствует (Лк. 5:21)? кто может прощать грехи, кроме одного Бога (Мр. 2:7; Лк. 5:21)? Иисус (Мф. 9:4; Мр. 2:8; Лк. 5:22) же, видя (Мф. 9:4), уразумев (Лк. 5:22) помышления их (Мф. 9:4; Лк. 5:22), тотчас узнав духом Cвоим, что они так помышляют в себе (Мр. 2:8), сказал (Мф. 9:4; Мр. 2:8; Лк. 5:22) им (Мр. 2:8; Лк. 5:22) в ответ (Лк. 5:22): для чего (Мф. 9:4; Мр. 2:8) вы мыслите худое (Мф. 9:4), что вы (Лк. 5:22) так (Мр. 2:8) помышляете (Мр. 2:8; Лк. 5:22) в сердцах ваших (Мф. 9:4; Мр. 2:8; Лк. 5:22)? Ибо (Мф. 9:5) что легче? сказать (Мф. 9:5; Мр. 2:9; Лк. 5:23) ли расслабленному (Мр. 2:9): «прощаются тебе грехи (Мф. 9:5; Мр. 2:9; Лк. 5:23) твои (Лк. 5:23)», или сказать: «встань (Мф. 9:5; Мр. 2:9; Лк. 5:23), возьми свою постель (Мр. 2:9) и ходи»? Но чтобы вы знали, что Cын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи (Мф. 9:5-6; Мр. 2:9-10; Лк. 5:23-24), – тогда (Мф. 9:6) сказал (Лк. 5:24) (говорит (Мф. 9:6; Мр. 2:10)) Он (Лк. 5:24) расслабленному (Мф. 9:6; Мр. 2:10; Лк. 5:24): тебе говорю (Мр. 2:11; Лк. 5:24): встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф. 9:6; Мр. 2:11; Лк. 5:24). И (Мф. 9:7; Лк. 5:25) он (Мф. 9:7; Мр. 2:12; Лк. 5:25) тотчас (Мр. 2:12; Лк. 5:25) встал (Мф. 9:7; Мр. 2:12; Лк. 5:25) пред ними (Лк. 5:25) и, взяв постель (Мр. 2:12) (взял постель свою (Мф. 9:7); взял, на чем лежал (Лк. 5:25)), вышел пред всеми (Мр. 2:12) и пошел в дом свой (Мф. 9:7; Лк. 5:25), славя Бога (Лк. 5:25), так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Мр. 2:12). 8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9:8). 26 И ужас объял всех, и славили Бога; и бывши исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне (Лк. 5:26). 13 И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их (Мр. 2:13).

Призвание Матфея (Мф. 9:9-13; Мр. 2:14-17; Лк. 5:27-32) После сего Иисус вышел, и (Лк. 5:27), проходя (Мф. 9:9; Мр. 2:14) оттуда (Мф. 9:9), Иисус (Мф. 9:9) увидел (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:27) (Он (Мр. 2:14)) мытаря, именем (Лк. 5:27) Левия (Мр. 2:14; Лк. 5:27), Алфеева (Мр. 2:14), человека (Мф. 9:9), сидящего у сбора пошлин (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:27), по имени Матфея (Мф. 9:9), и говорит ему: следуй за Мною. И он (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:27-28), оставив все (Лк. 5:28), (встав (Мр. 2:14)) встал и (Мф. 9:9; Лк. 5:28) последовал за Ним (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:28). И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение (Лк. 5:29); и когда Иисус возлежал в доме (Мф. 9:10; Мр. 2:15) его, возлежали с Ним и ученики Его и (Мр. 2:15) многие мытари и грешники (Мф. 9:10; Мр. 2:15) пришли и возлегли с Ним и учениками Его (Мф. 9:10), ибо много их было, и они следовали за Ним (Мр. 2:15); и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними (Лк. 5:29). Увидевши то (Мф. 9:11), книжники (Мр. 2:16; Лк. 5:30) же (Лк. 5:30) и (Мр. 2:16; Лк. 5:30) фарисеи (Мф. 9:11; Мр. 2:16; Лк. 5:30) (увидевши (Мр. 2:16)) роптали (Лк. 5:30), что Он ест с мытарями и грешниками (Мр. 2:16) и (Лк. 5:30) говорили (Мр. 2:16; Лк. 5:30) (сказали (Мф. 9:11)) ученикам Его (Мф. 9:11; Мр. 2:16; Лк. 5:30): для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками (Мф. 9:11)? как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками (Мр. 2:16)? зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками (Лк. 5:30)? Иисус же (Мф. 9:12; Лк. 5:31), услышав (Мф. 9:12; Мр. 2:17) это (Мф. 9:12) (сие, Иисус (Мр. 2:17)), сказал (Мф. 9:12; Лк. 5:31) (говорит (Мр. 2:17)) им (Мф. 9:12; Мр. 2:17; Лк. 5:31) в ответ (Лк. 5:31): не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12; Мр. 2:17; Лк. 5:31); пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо (Мф. 9:13) Я пришел призвать не праведников (Мф. 9:13; Мр. 2:17: Лк. 5:32), но (Мф. 9:13; Мр. 2:17) (а (Лк. 5:32)) грешников к покаянию (Мф. 9:13; Мр. 2:17; Лк. 5:32).