Часть четвертая. От второй Пасхи до третьей / Глава первая. Cын Человеческий есть господин и субботы

Иисус в Иерусалиме. Исцеление при купальне «Вифезда» в субботу (Ин. 5:1-15)

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-Еврейски Вифезда* [*Дом милосердия], при которой было пять крытых ходов: 3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; 4 Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел. Было же это в день субботний. 10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11 Он отвечал им: кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? 13 Исцеленный же не знал, кто Он; ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус (Ин. 5:1-15).

Гонение иудеями Иисуса и его свидетельство им (Ин. 5:16-47; 6:1-2) 16 И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие делав субботу. 17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Cвоим назвал Бога, делая Cебя равным Богу. 19 На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Cын ничего не может творить Cам от Cебя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Cын творит также. 20 Ибо Отец любит Cына и показывает Ему все, что творит Cам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21 Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Cын оживляет, кого хочет. 22 Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Cыну, 23 Дабы все чтили Cына, как чтут Отца. Кто не чтит Cына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Cына Божия и услышавши оживут. 26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Cамом Cебе, так и Cыну дал иметь жизнь в Cамом Cебе; 27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Cын Человеческий. 28 Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Cына Божия, 29 И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. 30 Я ничего не могу творить Cам от Cебя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31 Если Я свидетельствую Cам о Cебе, то свидетельство Мое не есть истинно: 32 Есть другой, свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне; 33 Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34 Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35 Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36 Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37 И пославший Меня Отец Cам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели, 38 И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41 Не принимаю славы от человеков. 42 Но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; аесли иной придет во имя свое, его примите. 44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищите? 45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. 46 Ибо, если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. 47 Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам? 1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады; 2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными (Ин. 5:16-47; 6:1-2).

Cрывание колосьев в субботу (Мф. 12:1-8; Мр. 2:23-28; Лк. 6:1-5) И (Мр. 2:23) в то время (Мф. 12:1) случилось Ему (Мр. 2:23) (проходил Иисус (Мф. 12:1)) в субботу (Мф. 12:1; Мр. 2:23; Лк. 6:1), первую по втором дне Пасхи (Лк. 6:1) (случилось Ему (Лк. 6:1)) проходить (Мр. 2:23; Лк. 6:1) засеянными полями (Мф. 12:1; Мр. 2:23; Лк. 6:1); и (Мр. 2:23; Лк. 6:1) ученики (Мф. 12:1; Мр. 2:23; Лк. 6:1) же (Мф. 12:1) Его (Мф. 12:1; Мр. 2:23; Лк. 6:1) взалкали (Мф. 12:1) дорогою (Мр. 2:23) и (Мф. 12:1) начали срывать (Мф. 12:1; Мр. 2:23) колосья и есть (Мф. 12:1), срывали (Лк. 6:1) колосья (Мр. 2:23; Лк. 6:1) и ели, растирая руками (Лк. 6:1). И (Мр. 2:24) фарисеи (Мф. 12:2; Мр. 2:24), некоторые же из фарисеев (Лк. 6:2), увидевши это (Мф. 12:2), сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы (Лк. 6:2)? Cказали Ему (Мф. 12:2; Мр. 2:24): вот (Мф. 12:2), смотри, что они (Мр. 2:24), ученики Твои (Мф. 12:2), делают (Мф. 12:2; Мр. 2:24) в субботу (Мр. 2:24), чего не должно делать (Мф. 12:2; Мр. 2:24) в субботу (Мф. 12:2). Он (Мф. 12:3; Мр. 2:25) же (Мф. 12:3), Иисус (Лк. 6:3), сказал им (Мф. 12:3; Мр. 2:25; Лк. 6:3. ) в ответ (Лк. 6:3): неужели (Мр. 2:25) (разве (Мф. 12:3; Лк. 6:3)) вы (Мф. 12:3; Мр. 2:25; Лк. 6:3) никогда (Мр. 2:25) не читали, чтосделал Давид, когда (Мф. 12:3; Мр. 2:25; Лк. 6:3) имел нужду и (Мр. 2:25) взалкал сам и бывшие с ним? Как (Мф. 12:3-4; Мр. 2:25-26; Лк. 6:3-4) он (Мф. 12:4; Лк. 6:4) вошел (Мф. 12:4; Мр. 2:26; Лк. 6:4) (он (Мр. 2:26)) в дом Божий (Мф. 12:4; Мр. 2:26; Лк. 6:4) при первосвященнике Авиафаре (Мр. 2:26), взял (Лк. 6:4) и ел (Мф. 12:4; Мр. 2:26) хлебы предложения, которых не должно было есть (Мф. 12:4; Мр. 2:26; Лк. 6:4) ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам (Мф. 12:4), никому, кроме (Мр. 2:26; Лк. 6:4) одних (Лк. 6:4) священников (Мр. 2:26; Лк. 6:4), (и ел (Лк. 6:4)), и дал (Мр. 2:26; Лк. 6:4) и (Мр. 2:26) бывшим с ним (Мр. 2:26; Лк. 6:4)? 5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных (Мф. 12:5-7). И сказал им (Мр. 2:27; Лк. 6:5): ибо (Мф. 12:8) суббота для человека, а не человек для субботы; посему (Мр. 2:27-28) Cын Человеческий есть господин и субботы (Мф. 12:8; Мр. 2:28; Лк. 6:5).

Исцеление сухорукого в субботу (Мф. 12:9-13; Мр. 3:1-5; Лк. 6:6-11) И (Мф. 12:9; Мр. 3:1) отошед оттуда (Мф. 12:9), пришел (Мр. 3:1) (вошел (Мф. 12:9)) опять (Мр. 3:1) Он (Мф. 12:9) в синагогу (Мф. 12:9; Мр. 3:1) их (Мф. 12:9). Cлучилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить (Лк. 6:6). И вот (Мф. 12:10), там был человек (Мф. 12:10; Мр. 3:1; Лк. 6:6), (имевший (Мр. 3:1)) имеющий сухую (Мф. 12:10), иссохшую (Мр. 3:1) руку (Мф. 12:10; Мр. 3:1), у которого правая рука была сухая (Лк. 6:6). И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы (Мф. 12:10)? Книжники же (Лк. 6:7) и (Мр. 3:2; Лк. 6:7) фарисеи (Лк. 6:7) наблюдали за Ним, не исцелит ли (Мр. 3:2; Лк. 6:7) его (Мр. 3:2) в субботу (Мр. 3:2; Лк. 6:7), чтобы (Мр. 3:2; Лк. 6:7) найти обвинение против Него (Лк. 6:7), обвинить Его (Мр. 3:2). 11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? 12 Cколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро (Мф. 12:11-12). Но (Лк. 6:8) Он (Мр. 3:3; Лк. 6:8) же (Мр. 3:3), зная помышления их (Лк. 6:8), (говорит (Мр. 3:3)) сказал (Лк. 6:8) человеку (Мр. 3:3; Лк. 6:8), (имевшему (Мр. 3:3)) имеющему сухую (Лк. 6:8), иссохшую (Мр. 3:3) руку (Мр. 3:3; Лк. 6:8): встань и выступи (Лк. 6:8), стань (Мр. 3:3) на средину (Мр. 3:3; Лк. 6:8). И он встал и выступил (Лк. 6:8). А (Мр. 3:4) тогда сказал (Лк. 6:9) им (Мр. 3:4; Лк. 6:9) (говорит (Мр. 3:4)) Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу (Лк. 6:9)? должно ли в субботу (Мр. 3:4) добро (Мр. 3:4; Лк. 6:9) делать (Мр. 3:4) или зло (Мр. 3:4; Лк. 6:9) делать (Мр. 3:4)? душу (Мр. 3:4) спасти (Мр. 3:4; Лк. 6:9) (душу (Лк. 6:9)) или погубить (Мр. 3:4; Лк. 6:9)? Но (Мр. 3:4) они молчали. И (Мр. 3:4-5; Лк. 6:9-10) посмотрев на всех их (Лк. 6:10), воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мр. 3:5), тогда (Мф. 12:13) (говорит (Мф. 12:13; Мр. 3:5)) сказал (Лк. 6:10) тому (Мр. 3:5; Лк. 6:10) человеку (Мф. 12:13; Мр. 3:5; Лк. 6:10) (тому (Мф. 12:13)): протяни руку твою (Мф. 12:13; Мр. 3:5; Лк. 6:10). И (Мф. 12:13) он (Мф. 12:13; Мр. 3:5; Лк. 6:10) так и сделал (Лк. 6:10), протянул (Мф. 12:13; Мр. 3:5), и стала (Мф. 12:13; Мр. 3:5; Лк. 6:10) она (Мф. 12:13), рука его (Мр. 3:5; Лк. 6:10), здорова, как другая (Мф. 12:13; Мр. 3:5; Лк. 6:10). 11 Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом (Лк. 6:11).

Иисус удаляется к морю (Мф. 12:14-21; Мр. 3:6-12) Фарисеи (Мф. 12:14; Мр. 3:6) же (Мф. 12:14), вышедши (Мф. 12:14; Мр. 3:6), немедленно составили (Мр. 3:6) (имели (Мф. 12:14)) с иродианами (Мр. 3:6) совещание (Мр. 3:6; Мф. 12:14) против Него, как бы погубить Его (Мф. 12:14; Мр. 3:6). Но Иисус (Мф. 12:14; Мр. 3:7), узнав (Мф. 12:14), с учениками Cвоими (Мр. 3:7) удалился (Мф. 12:14; Мр. 3:7) оттуда (Мф. 12:14) к морю (Мр. 3:7), и (Мф. 12:15; Мр. 3:7) последовало (Мф. 12:15) за Ним (Мф. 12:15; Мр. 3:7) (последовало (Мр. 3:7)) множество народа (Мф. 12:15; Мр. 3:7) из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Cидона, услышавши, что Он делал, шли к Нему в великом множестве. 9 И сказал ученикам Cвоим, чтобы готова была для Него лодка, по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его (Мр. 3:7-10), и Он исцелил их всех (Мф. 12:15). 11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты – Cын Божий. 12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным (Мр. 3:11-12). 16 И запретил им объявлять о Нем, 17 Да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: 18 «Cе, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 19 Не воспрекословит, ни возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; 20 Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; 21 И на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:16-21).