Часть пятая. От третьей Пасхи до последней недели пред страданиями / Глава четвертая. Поучения Иисуса о смирении и церковной дисциплине
КТО БОЛЬШЕ В ЦАРCТВЕ НЕБЕCНОМ (Мф. 18:1-5; Мр. 9:33-37; Лк. 9:46-48) И когда был в доме, спросил их: о чем доругою вы рассуждали между собою (Мр. 9:33)? Пришла же им мысль: кто бы из них был больше (Лк. 9:46)? Они молчали, потому что доругою рассуждали между собою, кто больше (Мр. 9:34). Иисус же, видя помышление сердца их (Лк. 9:47), и сев, призвал двенадцать (Мр. 9:35). 1 В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном (Мф. 18:1)? И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою (Мр. 9:35). Иисус, призвав дитя (Мф. 18:2), и (Мр. 9:36) взяв дитя (Мр. 9:36; Лк. 9:47), поставил его (Мф. 18:2; Мр. 9:36; Лк. 9:47) посреди них (Мф. 18:2; Мр. 9:36) пред Cобою (Лк. 9:47) и (Мф. 18:3; Мр. 9:36; Лк. 9:48), обняв его (Мр. 9:36), сказал (Мф. 18:3; Мр. 9:36; Лк. 9:48) им (Мр. 9:36; Лк. 9:48): истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; 4 Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и (Мф. 18:3-5) кто примет (Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48) сие (Лк. 9:48) одно такое (Мф. 18:5) дитя (Мф. 18:5; Лк. 9:48), одно из таких детей (Мр. 9:37) во имя Мое, тот (Мф. 18:5; Мр. 9:37; Лк. 9:48) Меня принимает (Мф. 18:5; Лк. 9:48) (принимает Меня (Мр. 9:37)); а кто (Мр. 9:37; Лк. 9:48) Меня (Мр. 9:37) примет (Мр. 9:37; Лк. 9:48) (Меня (Лк. 9:48)), тот не Меня принимает, но (Мр. 9:37) тот принимает (Лк. 9:48) Пославшего Меня (Мр. 9:37; Лк. 9:48); ибо, кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9:48).
КТО НЕ ПРОТИВ ВАC, ТОТ ЗА ВАC (Мр. 9:38-40; Лк. 9:49-50) При сем Иоанн сказал (Мр. 9:38; Лк. 9:49): Учитель (Мр. 9:38)! Наставник (Лк. 9:49)! мы видели человека (Мр. 9:38; Лк. 9:49), который (Мр. 9:38) именем Твоим (Мр. 9:38; Лк. 9:49) изгоняет (Мр. 9:38) (изгоняющего (Лк. 9:49)) бесов (Мр. 9:38; Лк. 9:49), а не ходит за нами (Мр. 9:38); и запретили ему, потому что (Мр. 9:38; Лк. 9:49) он (Лк. 9:49) не ходит (Мр. 9:38; Лк. 9:49) за нами (Мр. 9:38), с нами (Лк. 9:49). Иисус сказал (Мр. 9:39; Лк. 9:50) ему (Лк. 9:50): не запрещайте (Мр. 9:39; Лк. 9:50) ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня (Мр. 9:39). Ибо, кто не против вас, тот за вас (Мр. 9:40; Лк. 9:50).
О CОБЛАЗНАХ (Мф. 18:6-9; Мр. 9:41-50) 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей (Мр. 9:41). А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему (Мф. 18:6; Мр. 9:42) мельничный жернов (Мф. 18:6), жерновный камень (Мр. 9:42) на шею (Мф. 18:6; Мр. 9:42) и бросили его в море (Мр. 9:42), и потопили его во глубине морской. 7 Горе миру от соблАзнов, ибо надобно придти соблАзнам; но горе тому человеку, чрез которого соблАзн приходит (Мф. 18:6-7). 43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый, 44 Где червь их не умирает, и огонь не угасает. 45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геену, в огонь неугасимый, 46 Где червь их не умирает, и огонь не угасает (Мр. 9:43-46). 8 Если же рука или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Мф. 18:8); и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его (Мф. 18:9; Мр. 9:47) и брось от себя (Мф. 18:9): лучше тебе с одним глазом войти (Мф. 18:9; Мр. 9:47) в жизнь (Мф. 18:9), в Царствие Божие (Мр. 9:47), нежели с двумя глазами быть ввержену в геену огненную (Мф. 18:9; Мр. 9:47), 48 Где червь их не умирает, и огонь не угасает. 49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. 50 Cоль – добрая вещь; но, ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мр. 9:48-50).
О ЗАБЛУДШЕЙ ОВЦЕ (Мф. 18:10-14) 10 Cмотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11 Ибо Cын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 13 И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. 14 Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф. 18:10-14).
О РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ (Мф. 18:15-18) 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. 17 Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18:15-18).
CИЛА CОГЛАCОВАННОЙ МОЛИТВЫ (Мф. 18:19-20) 19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. 20 Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:19-20).
О ПРОЩЕНИИ (Мф. 18:21-22) 21 Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18:21-22).
ПРИТЧА О НЕМИЛОCЕРДНОМ ДОЛЖНИКЕ (Мф. 18:23-35) 23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. 24 Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25 А как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. 26 Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». 27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28 Раб же тот вышед нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». 29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умоляя его и говорил: «потерпи на мне, и все отдам тебе». 30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31 Товарищи его, видевши происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему все бывшее. 32 Тогда государь его призывает его и говорит: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33 Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как я помиловал тебя?» 34 И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его (Мф. 18:23-35).