Глава 1. Вера

§ 1. Вера как доверие 

От рождения человеку присуща вера в широком смысле слова — вера как доверие.

Такая вера сопровождает человека повсюду; без нее невозможно представить человеческую жизнь. Она возникает естественным образом и проявляется уже в раннем возрасте. Ребенок исполнен доверия к своей матери и к окружающему его миру. Доверие позволяет ему вступать в общение с другими людьми и постигать окружающее.

Но и позднее, в годы взросления и обучения, а также в зрелом возрасте, вера постоянно присутствует в жизни человека и выполняет особую, только ей свойственную функцию. Человек доверяет родителям, старшим, учителям, тем людям, которые вызывают у него уважение. Он также верит в то, что приобретаемый им жизненный опыт является подлинным, не обманчивым. 

Вера как доверие имеет познавательное значение.

Человек доверяет тем, кто обладает авторитетом в какой-либо области жизни и деятельности, и усваивает знания, опыт и достижения других людей — своих современников или ушедших поколений, а также человеческого общества в целом. На вере как доверии построен процесс обучения новых поколений людей, приобретающих свои познания о мире, обществе, истории от учителей, родителей, сверстников, то есть тех, кому они доверяют.

 § 2. Религиозная вера 

Религиозная вера является путем к познанию Бога.

Через религиозную веру человек познает Бога как Создателя всего существующего. В отличие от научного познания, которое стремится к объективному описанию окружающего мира с целью его освоения, религиозное познание имеет целью прежде всего общение и соединение человека с Богом.

Однако эта цель не исключает изучения и познания богозданного мира и сотворенного по образу Божию (Быт 1:26–27) человека. Такое познание является частью религиозного знания. Как пишет апостол Павел, «невидимое Его, вечная Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). 

Апостол Павел говорит, что вера «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

Согласно толкованию этих слов святителем Иоанном Златоустом, вера «есть созерцание неявного и ведет к такому же полному убеждению в невидимом, как в видимом. Как невозможно не верить видимому, так невозможно быть вере, когда кто не убежден в невидимом вполне так же, как в видимом»1Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 21. 2.. Святитель Филарет Московский учит, что вера есть «уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем»2Филарет Московский, свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 6.

Вера является даром Божиим и одновременно ответным усилием человека на этот дар.

Ни один человек не сможет уверовать в Бога, если Бог Сам не откроется ему — или в непосредственном духовном опыте или через посредство других людей. Но Бог не принуждает человека к вере, а призывает его к свободному духовному поиску.

Люди приходят к вере в Бога разными путями. Встреча с Богом может быть внезапной и неожиданной, а может быть предуготовлена долгим путем исканий, сомнений и разочарований. Во многих случаях человек становится на путь веры благодаря другим людям — как тем, которых он встречает на своем жизненном пути (родители, друзья, учителя, проповедники), так и тем, которые жили до него и оставили свидетельства о собственном религиозном опыте. «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия», ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?» (Рим 10:17,14).

Священное Писание учит: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр 11:6). Созданный по образу Божию3Об образе Божием см.: Глава 5. § 2., человек находит свой Первообраз ценой личных духовных усилий, в результате которых он открывается Богу и воспринимает от Него дар веры. Вера не является собственным достижением человека. «Никто не может прийти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин 6:44). 

Религиозная вера включает в себя доверие Богу, ее следствием является верность Богу в исполнении Его воли.

Примером несокрушимой веры в Бога является Авраам, которого апостол Павел называет «отцом всех верующих» (Рим 4:11). Господь обещал престарелому и бездетному Аврааму, что у него будет столько потомков, сколько звезд на небе (Быт 15:5). Авраам «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15:6). После долгого ожидания у Авраама родился сын — Исаак. Но Бог решил испытать веру Авраама и повелел ему принести единственного сына в жертву. Авраам приготовил все необходимое для жертвоприношения и уже занес нож над собственным сыном, но в последний момент был остановлен Ангелом Господним, который сказал ему: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт 22:16–17). Таким образом, Авраам показал абсолютную преданность Богу, беспрекословно исполнив Его волю. 

Религиозная вера складывается из веры в Бога, передающейся от поколения к поколению через религиозную традицию, и веры Богу, открывающемуся человеку лично.

Многие праведники Ветхого Завета имели опыт личного общения с Богом. Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Илия, многие ветхозаветные праведники и пророки не просто размышляли о Боге, молились Ему — они беседовали с Ним и верили Ему. Об Аврааме в Библии повествуется: «И Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи передо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою... И пал Авраам на лицо свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт 17:1–4,7).

В то же время ветхозаветные праведники называли Бога «Богом отцов»4Ср. Исх 3: 13,15,16; 4:5; Втор 1:11,21; 4:1; 6:3; 12:1; 27:3; Нав. 18:3; 1Пар 12:17; 2Пар 28:9; 36:15; Ездр 7:27; Деян 3:13; 5:30; 7:32; 22:14.

§ 3. Христианское вероучение 

Христианская вера — это вера в Бога, Который сотворил мир и человека, а после того как человек отпал от Бога, Сам стал человеком, чтобы примирить человека с Богом и спасти его для вечной жизни.

Главным основанием, источником и средоточием христианского вероучения является Иисус Христос — Бог и человек в одном лице. Христианское вероучение основано на том, что Христос передал людям непосредственно или через Своих учеников, а также через основанную Им на земле Церковь.

Христианское вероучение не ограничивается объяснением мироустройства и места человека в нынешнем земном мире, но указывает путь к общению с Богом и к вечной жизни. Согласно христианскому вероучению, человек нуждается в спасении, то есть освобождении от «рабства греху» (Рим 6:5–22) и соединении с Богом. Но совершить это спасение своими силами человек не может: достичь спасения можно только через веру в Бога и с Его помощью5См.: Глава 6. § 4–5..

Именно поэтому христианское вероучение включает в себя не только учение о Боге, о творении мира и искуплении человека, но и духовно-нравственное и аскетическое учение, а также учение о самой Церкви и тех средствах спасения, которые она содержит и которые позволяют каждому христианину вступить в освящающее и преображающее общение с Богом.

Это значит, что вера отдельного человека, согласная с верой Церкви, достигает полноты тогда, когда не только является душевным расположением и умственной установкой, но побуждает человека к тому, чтобы всемерно стараться вести жизнь, согласную с верой. Именно об этом говорит апостол Иаков: «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2:17). 

Христианская вера есть одновременно вера всей Церкви и вера каждого ее члена. Это вера библейская, апостольская и святоотеческая.

Церковь обладает опытом духовного общения с Богом в вере, надежде и любви. Этот опыт преемственно восходит к тем примерам богообщения, о которых повествует Библия. Сам Бог вечен и неизменен — меняются лишь эпохи постепенного самооткровения Бога, которое достигло полноты с приходом в мир Спасителя Иисуса Христа. И поныне в Церкви звучит то же благовестие о Христе, которое несли разным народам Его непосредственные ученики — апостолы. Позднее апостолам наследовали те, кого Церковь именует «святыми отцами»: они жили и совершали свое служение в разные эпохи и в разных странах, но их наследие остается авторитетным для Церкви во все времена.

При всех изменениях отдельных внешних форм жизни и служения Церкви ее внутренняя, духовная жизнь остается неизменной. «Мир сей» исторически изменчив, но Церковь как «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1), есть животворное духовное присутствие Бога в этом мире, неподвластное времени и пространству.

 § 4. Вера и неверие 

Церковь верит, что для спасения человека необходимо принятие Откровения, данного человечеству через Богочеловека Иисуса Христа. Однако христианская вера никому не может быть навязана силой.

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20). Христос стучится в двери сердца человека, но вера в Него может родиться только через свободный отклик человека на призвание Божие.

Тот факт, что человек склонен ко греху и живет во грехе, затрудняет зарождение и развитие в нем веры. Она может вообще не возникнуть в человеке, и тогда он блуждает по беспутьям атеизма, материализма, нигилизма. В других случаях на место веры приходит суеверие, представляющее собой антипод веры; оно выражается, в частности, в поклонении предметам и явлениям материального мира вместо поклонения Богу Творцу. 

Неверие имело место всегда, в том числе в библейскую эпоху. Об этом свидетельствует пророк Давид в словах псалма: «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс 13:1; 52:2).

В древние времена неверие в Бога считалось безумием. Но позднее, и особенно в последние века европейской истории, неверие часто стало восприниматься как признак рационалистического мировоззрения. Более того, утвердилось особое учение, основой которого стало отрицание бытия Божия, — атеизм (букв. «безбожие»).

Отвержение христианской веры в форме безразличия к ней или же ее активного неприятия имеет разные причины. Однако нередко и убежденные атеисты, и безразличные к вере люди обретают веру на том или ином этапе своего жизненного пути.

Церковь напоминает о том, что неверие является субъективным состоянием человека, тогда как бытие Божие — это объективная реальность, которая не зависит от того, признает ее человек или нет. Человек может не верить в существование Бога и быть далек от Бога, но Бог всегда близок к человеку, даже если человек этого не сознает. Человек может не желать собственного спасения, но Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим 2:4).