Глава 7. Посмертная участь человека и конец мира

§ 1. Смерть и посмертная судьба человека. 

Смерть есть разделение души и тела.

Человек был создан Богом как душевно-телесное существо. Через грехопадение смерть вошла в мир, и участью человека стало тление и физическое умирание, в результате которого душа утрачивает свое тело. Но Бог, не желая вечной смерти человека, совершит телесное воскресение всех умерших, когда душа вновь обретет тело. В Символе веры говорится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Смерть в церковной традиции именуется успением, то есть сном, в котором пребывает душа умершего до Всеобщего воскресения. 

«Первенцем из умерших» (1Кор 15:20) стал Богочеловек Иисус Христос.

Своей смертью Христос «попрал смерть», то есть победил ее и упразднил, открыв человечеству дорогу к воскресению. Это не означает, что смерть перестала существовать: она существует, но для верующего во Христа она потеряла свою силу: мы все еще умираем прежней смертью, говорит святитель Иоанн Златоуст, «умираем, но не остаемся в ней; а это не значит умирать. Власть смерти и истинная смерть есть та, когда умерший уже не имеет возможности возвратиться к жизни; если же после смерти он оживет, и притом лучшей жизнью, то это не смерть, а успение»1Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 17. 2..

Смерть является благословением Божием, ибо через нее лежит путь к воскресению и вечной жизни. Как пишет святитель Григорий Нисский, «по Домостроительству Промыслом Божиим на естество человеческое наслана смерть, чтобы... человек снова воскресением воссоздан был здравым, бесстрастным, чистым и чуждым всякой примеси порока»2Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 35.

Души умерших пребывают в ожидании Всеобщего суда.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «настоящее время — время покаяния, будущее — время суда, теперь — время подвигов... тогда — время воздаяния»3Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. IX.. Однако до Страшного суда посмертная участь людей окончательно не определена. Поэтому Православная Церковь молится обо всех усопших, испрашивая прощения их грехов и спасения в вечности4О молитве за усопших см.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 6. § 10.. О состоянии, в котором пребывают души умерших до Страшного суда, говорится в Синаксарии5Синаксарий — собрание сведений о празднуемом событии или святом. субботы мясопустной: «Да будет известно, что души святых ныне пребывают в неких особых местах, а души грешных — отдельно: те в радости упования, а эти в печали от ожидания наказания. Ибо святые еще не получили обетованные блага»6Триодь постная. Суббота мясопустная. Утреня. Синаксарий по 6 песни канона.

§ 2. Конец мира и Второе Пришествие Христа 

Земная история человечества закончится со Вторым Пришествием Христа.

В Новом Завете Господь Иисус Христос многократно предсказывает Свое Второе Пришествие, когда «восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф 24:30–31).

Во время Вознесения Спасителя ангел возвестил апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11). Апостол Павел именует Второе Пришествие «явлением Господа Иисуса с неба» (2Фес 1:7) и «явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2:13).

В первый раз Христос пришел на землю в уничиженном «образе раба» (Фил 2:7), во второй же раз Он придет в славе и величии Своего Божества. По словам священномученика Ипполита Римского, «в Писании показаны два явления Господа и Спасителя нашего: одно — первое, которое было по плоти бесславным по причине уничижения Его... а другое Его явление будет показано во славе, когда Он придет с небес с силою Ангелов и славою Отчею»7Ипполит Римский, сщмч. О Христе и антихристе. 44.. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Мы проповедуем Пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпение, а во второе явится в венце Бога Царя... В первое «претерпел крест, пренебрегши посрамление» (Евр 12:2), во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе... Приидет Спаситель не для того, чтобы опять быть судимым, но приидет судить судивших Его»8Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XV. 1.

Второе Пришествие Спасителя будет внезапным, будет подобно молнии, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24:27).

Господь говорит: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф 24:36). Людям невозможно знать точное время Второго Пришествия Христова. Оно застанет врасплох тех, кто не готовится к нему.

Господь Иисус Христос призывает к постоянному бодрствованию: «Бодрствуйте, ибо не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф 24:42). «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному; итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк 21:34–36). 

Не открывая времени Своего Второго Пришествия, Господь Иисус Христос тем не менее раскрыл признаки его приближения.

Время перед кончиной мира описывается в Новом Завете как период бедствий. Согласно словам Христа, это время будет ознаменовано войнами: «восстанет народ на народ и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф 24:7; ср. Мк 13:8; Лк 21:10–11). Христиан будут ненавидеть, предавать на мучения и убивать (Мф 24:9; Мк 13:9; 13:11–13; Лк 21:12–20). В то же время, «проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф 24:14).

Апостолы говорили о «последних временах» (1Тим 4:1; 1Ин 2:18), «последних днях» (2Тим 3:1), свидетельствуя, что это будут тяжелейшие дни, что в это время произойдет отступление от веры христианской (1Тим 4:1). 

Перед Вторым Пришествием Христа в мире появится «человек греха, сын погибели» (2Фес 2:3) — антихрист.

По учению Церкви, антихрист — это человек, враг Христа и Его Церкви, который явится в последние времена9Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 26., тот, «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Фес 2:9). Антихрист — богоотступник, выдающий себя за Бога: он будет стремиться к разрушению дела Христова и в то же время будет выдавать себя за Христа. Но Христос убьет антихриста «духом уст Своих и истребит явлением Пришествия Своего» (2Фес 2:8). 

§ 3. Всеобщее воскресение 

Ветхий Завет содержит пророчества о воскресении мертвых.

В Книге пророка Исаии говорится: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис 26:19). Верой в будущее воскресение мертвых исполнены слова Иова: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов 19:25–26). Пророк Давид восклицает: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс 15:10).

Пророчество о воскресении мертвых содержится в Книге пророка Иезекииля: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: кости сухие! слушайте слово Господне. Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я — Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху... и вошел в них дух, и они ожили и стали на ноги свои» (Иез 37:1,4–8,10). 

В Новом Завете содержится ясное учение о воскресении мертвых.

Христос возвещает всеобщее воскресение: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин 5:25).

Апостол Павел пишет: «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним... Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фес 4:14,16–17). Апостол также говорит о прямой связи воскресения мертвых с Воскресением Христа: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор 15:12–14).

Церковь учит, что все умершие воскреснут одновременно, ибо Христос придет «дабы судить живых и мертвых»10Православное исповедание веры кафолической и апостольской Церкви Восточной. I. 58., но только для одних это будет «воскресение жизни», а для других — «воскресение осуждения» (Ин 5:29). 

Воскресшие тела людей приобретут новые свойства — нетление и бессмертие.

Апостол Павел, отвечая на вопрос о том, «как воскреснут мертвые и в каком теле придут», обращается к образу зерна, которое «не оживет, если не умрет». Бог каждому семени дает свое тело, такое, какое хочет (1Кор 15:35–38). «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор 15:42–44). При Втором Пришествии Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп 3:21).

Понять, каким будет наше тело после воскресения, нам не дано. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, воскресшее тело «будет духовное, чудесное, такое, свойств которого изъяснить, как должно, мы не можем»11Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XVIII. 18.. Тело воскресшего человека освободится от всех последствий греха: тления, увечий, несовершенств. 

§ 4. Всеобщий суд 

После Второго Пришествия Христа и всеобщего воскресения мертвых совершится Всеобщий суд.

О Всеобщем, или Страшном, суде говорится в Символе веры. Церковь верует в Сына Божия, «снова грядущего со славою, судити живым и мертвым». Господь Иисус Христос сказал: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин 5:22), «потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин 5:27). Именно Богочеловек Христос есть «определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян 10:42).

Беседуя с учениками на горе Елеонской незадолго до Своей Крестной смерти, Христос дает им представление о грядущем суде, когда Он «сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Мф 25:31–32).

На Страшном суде люди, совершившие дела милосердия, услышат от Господа призыв войти в Царство Небесное: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:35–36,40). А грешники, не совершившие дел милосердия, пойдут «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). 

В суде будут участвовать святые (1Кор 6:2) и ангелы.

Ангелы соберут избранных Его (Мф 24:31), соберут из Его Царства «все соблазны и делающих беззаконие» (Мф 13:41), отделят злых от праведных и «ввергнут их [злых] в печь огненную» (Мф 13:49–50).

Об участии апостолов в последнем суде Господь сказал: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф 19:28). 

На Страшный суд предстанут ангелы и люди.

Согласно Священному Писанию, судимы будут не только люди, но и ангелы, которые отступили от Бога (1Кор 6:3). Апостол Петр говорит, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2:4). По словам апостола Иуды, Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд 1:6).

Суд начнется с христиан, ибо, по словам апостола Петра, «время начаться суду с дома Божия» (1Пет 4:17). Нехристиане, согласно апостолу Павлу, будут судимы по закону совести, написанному в их сердцах (Рим 2:14–15), то есть в соответствии с нравственным законом, который вложен в человека Творцом12О естественном нравственном законе см.: Основы православного нравственного учения. Глава 1. § 2.. Посмертная участь нехристиан будет определена Богом и остается для нас тайной Божией. 

§ 5. Ад и посмертные мучения грешников 

В Священном Писании для обозначения ада используются образы огня или тьмы.

В Евангелии ад называется геенной огненной13Название «геенна» произошло от названия расположенной к югу от Иерусалима долины Хинном (в синодальном переводе — Енном), в которой идолопоклонники совершали языческие обряды и приносили жертвы (Иер 7:31). Впоследствии это место было превращено в свалку для мусора; там же сжигали трупы нечистых животных и преступников. Поэтому долина издавала смрадный запах; в ней всегда горел огонь, чтобы предотвратить распространение заразы. (Мф 5:22,29), печью огненной (Мф 13:50), тьмой внешней (Мф 8:12; 22:13; 25:30). Иисус Христос говорит о геенне как «огне неугасимом»: там червь не умирает и огонь не угасает (Мк 9:43–46), там «тьма внешняя, плач и скрежет зубов» (Мф 8:12; 22:13; Лк 13:28). В Апокалипсисе говорится: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр 21:8).

Эти образы указывают на состояние грешников, которое уподобляется страданию от огня или пребыванию во тьме. О том, где будет находиться ад, невозможно иметь ясного понятия на основании земного опыта. 

Адские мучения заключаются, прежде всего, в невозможности приобщиться к любви Божией.

Священномученик Ириней Лионский пишет: «Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое они сами избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него»14Ириней Лионский, свт. Против ересей. V. 27. 2..

Преподобный Исаак Сирин утверждает, что грешники в геенне не лишены любви Божией: любовь даруется всем — и праведникам в Царстве Небесном, и грешникам в геенне огненной. Но для первых она становится источником радости и блаженства, для вторых — источником мучения: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви!.. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучает грешников... и веселит собою исполнивших долг свой»15Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. 18..

По словам святителя Василия Великого, «те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их... Жесточайшее из всех мучений — вечный позор и вечный стыд»16Василий Великий, свт. Беседы на Псалмы. 33. 6. 12.

Некоторые богословы (в частности, Ориген) полагали, что все люди, в том числе великие грешники, а вместе с ними диавол и демоны, будут спасены по воле Всеблагого Бога. Данное учение было осуждено Церковью на V Вселенском Соборе. Оно противоречит понятию свободы воли, согласно которому последовать за Христом в вечную жизнь можно лишь добровольно. Мнение о не-вечности адских мучений прямо противоречит Новому Завету, где мучения и погибель грешников неоднократно названы вечными, как в словах Иисуса Христа (Мф 25:41,46 и др.), так и в словах апостолов (1Фес 1:7–9 и др.). По мнению преподобного Исидора Пелусиота, «не насилием и самовластием, но убеждением и добрым расположением уготовляется спасение человеков. Потому всякий полновластен в собственном своем спасении, чтобы и увенчиваемые, и наказываемые справедливо получали то, что избрали»17Исидор Пелусиот, прп. Письмо Павлу.. 

§ 6. Рай, или Царство Небесное 

В Откровении Иоанна Богослова говорится об изменении всей вселенной после Второго Пришествия Христа Спасителя.

Апостол пишет: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр 21:1). Это предсказывал еще пророк Исаия (Ис 65:17).

Преображенный мир представлен также в образе нового Иерусалима, сходящего с неба: этот Небесный город есть «скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:2–4). В Небесный Иерусалим войдут все спасенные, «и не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр 21: 27).

Обновленный мир именуется также Царством Небесным, которое уготовано праведникам от создания мира (Мф 25:34). Апостолы называли его «вечным Царством Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр 1:11), «Царством Христа и Бога» (Еф 5:5). Царство Божие непоколебимо (Евр 12:28), ему не будет конца (Лк 1:33). 

Источником блаженства в Царстве Небесном будет Сам Бог.

Праведники будут вечно пребывать с Богом. Святитель Григорий Нисский пишет: «Так как естество Божие есть источник всякого добра, то следует, что в Нем будут все, освободившиеся от зла, чтобы Бог, как говорит апостол, был всем во всем (1Кор 15:28)... Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божие, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни»18Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении..

Святитель Григорий Богослов говорит о том, что Небесное Царство, которого удостоятся праведники после всеобщего воскресения, есть царство света, где люди, избавившись от превратностей земной жизни, будут ликовать, «как малые светы вокруг великого Света»19Григорий Богослов, свт. Слово 18. 42.. Это то царство, «где жилище всех веселящихся и поющих непрерывную песнь, где голос празднующих и голос радости, где совершеннейшее и чистейшее озарение Божества, которое ныне мы принимаем лишь в загадках и тенях»20Он же. Слово 24. 19.. В этом Царстве происходит окончательное воссоединение человека с Богом, приобщение Божественному свету, восстановление и обожение всецелого человеческого естества.