Глава 3. Бог

§ 1. Бог един 

Православная Церковь, в соответствии с библейским Откровением, верует в Единого Бога.

В Ветхом Завете говорится: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4)1 В синодальном переводе Библии слово «единый» в применении к Богу является аналогом слова «один» (например, Втор 6:4: буквально «Господь один»; Иак 2:19: буквально «Бог один»). . Единственность Бога провозглашается в первой из Десяти ветхозаветных заповедей: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:2–3; Втор 5:6–7)2См. также: Основы православного нравственного учения. Глава 1. § 3.. Псалмопевец говорит: «Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс 95:5). Запрет на почитание идолов содержится во второй из Десяти заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им» (Исх 20:4–5).

Веру в Единого Бога утверждает Господь Иисус Христос: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,— вот первая заповедь!» (Мк 12:29–30). 

Святые отцы проповедовали одного и единственного Бога, опровергая языческое многобожие.

Христианский апологет II века Афинагор Афинянин писал: «Наше учение признает единого Бога, Творца этой вселенной, Который Сам не сотворен»3Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 4.. По словам священномученика Иринея Лионского, «един есть Бог, един Господь, един Творец, един Отец, и един содержит все и всему дает бытие»4Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 1. . Преподобный Максим Исповедник говорит: «Бог по природе есть всегда и в подлинном смысле слова Единый и Единственный»5Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. Первая сотница. 6.. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, люди, верящие Священному Писанию, не подвергают сомнению, «что Бог — один, а не много Богов»6Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 5.

§ 2. Богопознание и богообщение 

Церковь верует в Бога, с Которым человек может вступать в общение.

Согласно Священному Писанию и христианскому вероучению, Бог — не отвлеченная идея или безличная высшая сила. Бог веры — это Бог живой и личностный, любящий человека как Свое творение, созданное по образу Самого Творца, а потому желающий, чтобы человек вступал с Ним в личное общение.

Бог слышит человека и откликается на его молитву. Псалмопевец говорит: «К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои» (Пс 16:6); «Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня» (Пс 3:5–6).

В Ветхом Завете Бог являет Себя Моисею и говорит с ним «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх 33:11). 

Человек призван к познанию Бога, ибо это познание ведет к вечной жизни.

Господь Иисус Христос говорит в Своей молитве к Богу Отцу: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3). Апостол Павел пишет: «Непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф 1:16–17). 

Знание о Боге основывается на том, что Сам Бог открывает человеку.

«Никто — не из людей только, но даже и из самих премирных сил, то есть херувимов и серафимов — никогда не познал Бога, если кому не открыл Он Сам», — говорит прп. Иоанн Дамаскин7Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 1..

В Священном Писании Ветхого Завета содержится откровение Бога о Себе Самом: народ Божий познавал Бога как Творца мира и Промыслителя человечества, ведущего людей ко спасению. Бог говорил к народу через избранных людей — пророков и праведников, сообщая Свою волю и наставляя в богоугодной жизни. 

В Новом Завете Бог открылся в Своем Сыне — Богочеловеке Иисусе Христе.

Христос говорил Своим ученикам: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9). Христос — «образ Бога невидимого» (2Кор 4:4; Кол 1:15) и «сияние славы… Его» (Евр 1:3) — сделал возможным богопознание, недоступное ветхозаветным праведникам.

До Христа и вне Христа познание Бога — неполно, хотя и возможно отчасти. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что «совершенство и возвышенность в мудрости и познании» приобретаем мы через Христа: Он является для нас «подателем совершенного познания»8Кирилл Александрийский, свт. Глафиры. 3. 2..

Во Христе исполняется смысл и цель существования ветхого Израиля и дается полнота Божественного Откровения, в свете которого получает объяснение все, что было открыто ранее через пророков, ибо «закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17).

Таким образом, Бог открывал Себя людям постепенно. Апостол пишет: «Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира. Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного... А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего... Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?» (Гал 4:3–4, 6, 9). 

Богопознание возможно также через познание человеком окружающего мира как творения Божия.

Псалмопевец восклицает: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18:2). Ему вторит другой ветхозаветный мудрец: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем 13:1).

Апостол Павел так пишет о познании Бога: «Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим 1:20). По мысли святителя Афанасия Великого, пока ум еще «омрачается внешним», «ведение о Боге можно также заимствовать от видимого, потому что тварь порядком и стройностью, как бы письменами, дает уразуметь и возвещает своего Владыку и Творца»9Афанасий Великий, свт. Слово на язычников. 34..

Одним из путей познания Бога человеком является самопознание, поскольку человек сотворен по образу Божию (Быт 1:26). Святитель Василий Великий говорит, что «следы Зиждителя» нужно искать «в себе самом, как бы в малом каком-то мире»10Василий Великий, свт. Беседа 3.

Божественная сущность непознаваема, однако Бога можно познавать через Его действия в мире.

Святитель Василий Великий пишет: «Мы же утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо хотя действования Его и до нас нисходят, однако же сущность Его остается неприступной»11Он же. Письмо 226 (234).

Учение о мысленном различении в Боге сущности и действий представляет собой характерную особенность православного богословия.

Русскому слову «действие» в греческом языке соответствует слово «энергия», и поэтому действия Божии иначе называют Божественными энергиями. В данном случае имеются в виду действия Бога по отношению к Его творению. Эти действия (энергии) Божии именуются нетварными, что указывает на их источник — нетварного Бога.

Божественные энергии неверно понимать как излияние (эманацию) Божественной сущности вовне или как некую безличную силу, исходящую от Бога, но действующую уже без Его участия. В Божественных энергиях (действиях) присутствует Сам Бог, так как именно Он совершает эти действия — как Творец, Промыслитель и Спаситель.

Сущность и энергии в Боге различаются только мысленно, ибо Бог всецело присутствует в своих действиях, которые неотделимы от Его сущности.

Учение о мысленном различении в Боге сущности и действий (энергий) было подтверждено Константинопольским собором 1351 года12 Томос собора 1351 года. См. также: Филофей Коккин, свт. Против Григоры. VI. 551–553., который также называют «паламитским» — по имени святителя Григория Паламы, который отстаивал указанное различение против еретических учений. 

Проявления в мире Божественного присутствия называются в Священном Писании «славой Божией».

Слава Божия явилась народу израильскому в облаке, когда народ возроптал на Господа (Исх 16:7–10); слава Божия сошла в виде облака на гору Синай и пребывала на ней в течение шести дней: вид ее был как «огонь поядающий» (Исх 24:15–17); слава Божия наполняла скинию Завета (Исх 40:34–38). Славой Божией также именуются в Ветхом Завете и чудесные дела Господа, которыми полна земля (Чис 14:21–22).

В Новом Завете слава Божия раскрывается через Иисуса Христа. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1:14). Сам Господь Иисус Христос говорит о Своем Втором Пришествии: «Придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16:27). 

§ 3. Имена Божии 

Ветхозаветное знание о Боге выражено в рассказах о Его участии в жизни людей, а также в Его именах.

Все, что говорится о Боге в Ветхом Завете, говорится не о сущности Бога, а о Его действиях в отношении человека и мира. Для этого иногда используются понятия и образы из человеческого опыта (антропоморфизмы), поскольку только так человек может обрести некое познание Бога, истинная сущность Которого невыразима на человеческом языке.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний: Он называется светом, когда рассеивает тьму неведения, жизнью, когда дарует бессмертие, путем, когда выводит из заблуждения», источником, камнем, виноградом, врачом и другими подобными именами»13Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. X. 1.. Но ни одно из этих имен не может выразить сущность Бога: «Призывающими же Его именуется не само то, чтó Он есть (ибо естество Сущего неизглаголанно); но Он получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни»14Там же. XII. 2.. Ибо Бога нельзя объять ни именованием, ни мыслью, так как Он один выше всякого имени (Флп 2:9) и всякого постижения15Там же. I. 42.

Имена, которые даются Богу в Ветхом Завете, указывают на те или иные свойства Бога.

К числу этих имен относятся такие как «вечно Живущий», «Святой имя Его» (Ис 57:15), «Царь всей земли» (Пс 46:8), «Царь вечный» (Иер 10:10), «Судия всей земли» (Быт 18:25), «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный» (Исх 34:6).

К именам Божиим относятся такие древнееврейские имена, как: El, Elohim (Бог) и Adonay (Господь). Они указывают на то, что Бог — Господин всей вселенной, всего видимого и невидимого мира. Он — Господь Саваоф (Tsebaot — буквально «Господь воинств»), создатель и начальник ангельского мира. Бог — Всемогущий (El Shadday): с этим именем Бог открылся Аврааму (Быт 17:1; 35:11). Бог — «Пастырь и твердыня Израилева» (Быт 49:24), Он — «помощь и щит» дома Израилева и всех боящихся Его (Пс 113:17,18,19). 

Важнейшее из ветхозаветных имен Божиих в древнееврейском письме обозначалось четырьмя согласными буквами YHWH (священная тетраграмма).

В Книге Исход говорится, что Бог открыл это имя пророку Моисею, когда явился ему на горе Хорив в «неопалимой купине», то есть в кусте, который горел, но не сгорал (Исх 3:4–5,10,13–15). Бог сказал Моисею: «Я Господь (YHWH). Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» (YHWH) не открылся им» (Исх 6:2–3).

Традиционно имя YHWH переводится «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). В этом имени Бог открывается как истинно существующий, пребывающий вечно, как единственный источник всякого бытия. Греческое слово «Сущий» (ho on) обычно обозначено на нимбе иконы Христа как вочеловечившегося Бога. 

Предположительно имя YHWH звучало как «Яхве».

После вавилонского плена (во всяком случае, не позднее III века до Р.Х.) евреи из благоговения перестали произносить это имя вслух. В еврейской традиции принято заменять его словами «Господь» (Адонай), «Бог» (Элохим) или «Имя» (Ха-Шем). Переводчики Септуагинты передавали это имя словом Кириос (Господь). Славянский и синодальный переводы в основном следуют греческому — в них употребляется слово Господь. C XVI века в переводах на западные языки, а позднее на русский стали употреблять наименование «Иегова»16В еврейском языке записывались только согласные: их огласовка, как правило, была частью устного предания. Огласовка «Иегова» основана на недоразумении: она образована в результате добавления к согласным имени YHWH гласных из имени Адонай (Господь).

В Новом Завете важнейшим именем Божиим является «Отец».

Ветхий Завет лишь изредка говорит о Боге как Отце (Втор 32:6; Ис 63:16; 64:8; Мал 1:6; 2:10). В Новом Завете Господь Иисус Христос, обращаясь к Богу в молитве или говоря о Боге, чаще всего называет Бога Отцом. В беседах со Своими учениками Иисус говорит о Боге «Отец ваш» или «Отец ваш Небесный» (Мф 5:48; 6:4, 6:8,15,18,26,32; 7:11; Лк 12:30, 32; Ин 8:42; 20:17). Он учит Своих последователей начинать молитву словами: «Отче наш» (Мф 6:9), называет Бога Небесным Отцом всех верующих (Мф 5:48; 6:4,6,8,15,18,26,32; 7:11; Лк 12:30,32; Ин 8:42; 20:17). В посланиях апостола Павла имена «Бог» и «Отец» неразрывно связаны (1Фес 1:1; Гал 1:3; 1Кор 1:3; 2Кор 1:2; Рим 1:7; Флп 1:2).

В соответствии с ветхозаветной традицией Бог в Новом Завете также именуется Благословенным (Мк 14:61) и Всевышним (Лк 1:32,35,76; 6:35).

§ 4. Свойства Бога 

Имена Божии, используемые в Священном Писании, как правило, указывают на те или иные свойства Бога или на действия Бога в мире.

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, Бог именуется «несозданным, безначальным, бессмертным, беспредельным, вечным, нематериальным, благим, обладающим творческой силой, праведным, просвещающим, неизменным, бесстрастным, неописуемым»17Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 14.. В Катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, говорится: «Бог есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный»18Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточ-ной Церкви. II. 86.. 

Бог непостижим.

Ветхозаветный мудрец спрашивает: «Кто может исследовать великие дела Его? Кто может измерить силу величия Его? и кто может также изречь милости Его? Невозможно ни умалить, ни увеличить, и невозможно исследовать дивных дел Господа» (Сир 18:3–5). Апостолы говорят о Боге, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1Тим 6:16; см.: 1Ин 4:12), ибо Только Сам Бог всецело знает Самого Себя (1Кор 2:11). 

О непостижимости сущности Бога говорят многие отцы Церкви.

В IV веке эта тема приобрела особое значение в связи с необходимостью опровержения ереси Евномия, который считал, что возможно абсолютное знание сущности Божией, и таким образом отрицал непостижимость Бога19См.: Сократ Схоластик. Церковная история. IV. 7.. «Корнем всех зол» называет подобные мысли святитель Иоанн Златоуст: «Человек дерзнул сказать: я знаю Бога так, как Сам Бог знает Себя. Нужно ли обличать это... Это — явное безумие, непростительное безрассудство, новейший вид нечестия; никто никогда не дерзал ни помыслить, ни произнести ничего подобного. Подумай, несчастный и жалкий, кто ты и Кого исследуешь? Ты — человек, а исследуешь Бога?»20Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев. Слово 2. 3.

Бог невидим.

На просьбу Моисея показать ему славу Божию Бог отвечает, что человек не может увидеть лицо Бога и остаться в живых (Исх 33:18–20). В Новом Завете мысль о том, что Бог невидим, выражена столь же ясно: Бога «никто из человеков не видел и видеть не может», поскольку «Единый, имеющий бессмертие... обитает в неприступном свете» (1Тим 6:16).

В Евангелии от Иоанна утверждается, что Бог невидим по природе, однако Он был явлен человечеству через Иисуса Христа: «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18)». 

Бог вечен и вездесущ.

Время и пространство — неотъемлемые характеристики тварного мира, но Творец пребывает вне пространства и времени. Псалмопевец выражает это так: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс 89:5); «Дни мои — как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь» (Пс 101:12–13).

В Ветхом Завете говорится, что Бог превосходит все пространственные ограничения (3Цар 8:27; Иер 23:23–24; Пс 138:8–10) и объемлет всё сотворенное (Прем 1:7). По слову святителя Кирилла Иерусалимского, Бог «не ограничен каким-либо местом... Он во всем и вне всего»21Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 4. 5..

О вездесущии Божием говорит Псалмопевец: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс 138:7–10). 

Бог всемогущ.

Ветхозаветный пророк возвещает: «Ибо Я Господь, Я говорю; и слово, которое Я говорю, исполнится» (Иез 12:25). Для Бога нет ничего невозможного (Быт 18:14). Бог всемогущ на небе и на земле, ибо Он Сам сотворил их (Быт 2:4).

Бог по Своему благоусмотрению располагает Своим творением (Иер 27:5), созданным Его словом и «духом уст Его» (Пс 32:6). Он властвует над силами и порядком сотворенной Им вселенной (Пс 64:8; 88:10). Поскольку Он Сам установил этот порядок (Иов 28:25–28; Прит 8:27–31), Он может и менять его. Бог «знает наперед будущее, Он могущественнее всего; знает и делает так, как хочет»22Там же. 4. 5..

О всемогуществе Божием свидетельствует в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Авва Отче! Все возможно Тебе» (Мк 14:36). По словам Спасителя, Богу «все возможно» (Мф 19:26).

В Священном Писании многократно говорится о благости Бога и о том, что Бог есть источник всякого добра.

В Ветхом Завете Божественная благость является предметом молитвенного славословия: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (Пс 117:1); «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс 33:9); «Ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя» (Пс 85:5).

В Новом Завете Господь Иисус Христос говорит о Боге: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5:45). Благость Божия показывается через сравнение с действиями человека: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7:11). По словам Христа, Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лк 6:35). 

Благость Бога проявляется в Его милости к человеку, порабощенному грехом.

Бог как Верховный судия имеет власть не только карать, но и миловать. Ибо Он желает, чтобы грешник обратился к Нему (Ис 55:7; Иер 18:8; Иез 18:21; 33:11). Он — «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов» (Исх 34:6–7). Пророки Ветхого Завета постоянно возвещают милосердие Божие: Бог «не вечно будет негодовать» (Иер 3:12); Он помилует обратившегося грешника (Ис 55:7); «перевяжет наши раны» (Ос 6:1); «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать» (Мих 7:18).

В притчах Господа Иисуса Христа о пропавшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк 15:1–32) говорится о Боге, Который не наказывает за грехи, а прощает их. Господь Иисус Христос не осуждает женщину, взятую в прелюбодеянии, но отвечает ее обвинителям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8:3–7). Распятый на кресте, Он обращается к Отцу с молитвой о прощении палачей: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34).

Бог милосерд по отношению к грешникам. Апостол Павел именует Бога «Отцом милосердия и Богом всякого утешения» (2Кор 1:3). Обращаясь к народу, Господь Иисус Христос говорит: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 6:36). Лишь упорство и нераскаянность грешника вызывают праведный гнев Божий (Рим 2:5). 

Святые отцы учат, что Бог есть само благо.

По словам святителя Григория Нисского, «Бог по естеству Своему есть всякое мыслимое благо, какое только есть»23Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16.; «высшее и главное добро есть Само Божество, природа Которого и есть доброта, и когда мы говорим о природе добра, то и по имени, и по существу говорим о Божестве»24Он же. О жизни Моисея Законодателя. 7.. Святитель Василий Великий подчеркивает, что отрицание благости Бога равносильно отрицанию бытия Бога25Василий Великий, свт. Беседа 9. 2. О христианском понимании зла, его происхождении см.: Глава 4. § 4.. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что «один Бог творит все благое не из побуждений какого-либо страха или воздаяния, но по одной Своей благости»26Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования египетских подвижников. XI. 6. .

Отвергая ложные мнения о том, что Бог является творцом зла, Афинагор Афинский утверждает: «Бог, как совершенно благой, всегда благодетельствует»27Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 26.

Церковному учению о Боге пытались противостать различные дуалистические учения.

 Представитель гностического дуализма Маркион (II век) учил, что в мире изначально существовали два Бога — благой и злой, Бог Нового Завета и Бог Ветхого Завета. Для гностических учений также характерно противопоставление духовного начала как благого и материального как анти-духовного и потому дурного.

В манихействе, возникшем в III веке, сочетаются различные элементы зороастрийской религии и гностических воззрений Маркиона. Манихеи учили, что в мире существуют два извечных и равносильных начала: свет (божественное, духовное, благое начало) и тьма (демоническое, материальное, злое начало). Они полагали, что материальный мир — это результат пленения света тьмой и смешения двух начал и что человеческое тело — это творение демонов, в котором, как в тюрьме, заключена душа, являющаяся частичкой божественного света.

Отцы и учители Церкви единодушно выступали против дуализма гностиков и манихеев28Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. I. 27. 1..

Согласно церковному учению, материальный мир сотворен Богом и изначально является благим. Диавол — отпавший от Бога ангел, не имеющий равной власти и могущества с истинным Творцом29Подробнее о творении мира см.: Глава 2; учение Церкви о диаволе см.: Глава 4. § 3.

Бог — свят. Он обладает абсолютным совершенством.

В Ветхом Завете святость Божия порождает в человеке чувство священного страха (Ис 8:13). В присутствии Бога человек ощущает свое ничтожество и греховность (Быт 18:27; Иов 42:6). Никто — даже серафимы (Ис 6:2) — не может вынести приближения Бога (Суд 5:4–5; Исх 19:16 и др.). Однако Бог, неприступный и непостижимый в своей святости, открывается человеку и присутствует в мире. Пророк Исаия возвещает: «Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57:15). Святость Божия воспевается в Апокалипсисе: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр 4:8; ср. 15:4; 16:5). 

Святость Бога является источником освящения человека.

Апостол Петр призывает верующих: «По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет 1:15–16). Апостол Иоанн говорит христианам: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1Ин 2:20). Согласно апостолу Павлу, Бог наказывает верующих в Него для их пользы, чтобы они имели участие в Его святости (Евр 12:10).

Святость Бога следует отличать от святости ангелов и людей. По словам святителя Кирилла Иерусалимского, «поистине един Свят, кто по естеству Свят. И мы святы: но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве»30Кирилл Иерусалимский, свт. Тайноводственные поучения. 5. 19.

Бог — праведный Судия.

В Ветхом Завете о Боге говорится, что Он — «Судия всей земли» (Быт. 18:25), «Судия праведный» (Пс 9:5), Который воздает возмездие гордым (Пс 93:2), щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи (Исх 34:6–7). Так же и в Новом Завете Бог предстает как Судия, Который будет судить праведным судом (Рим 1:32; 2:5; 3:5; 2Фес 1:5; Евр 6:10), нелицеприятно и беспристрастно (1Пет 1:17; Рим 2:11; Гал 2:6). 

§ 5. Бог един, но в трех Лицах 

Церковь верует в Единого Бога в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа — Единосущную и Нераздельную Троицу.

В Символе веры говорится: «Верую во Единаго Бога Отца... И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия... И в Духа Святаго, Господа Животворящаго...».

Церковь верует в Триединого Бога — единого по Своей Божественной сущности и троичного в Лицах (Ипостасях) Отца, Сына и Святого Духа. Три Лица Пресвятой Божественной Троицы — не три Бога, а один Бог. Каждая Божественная Ипостась в полноте обладает Божественным достоинством, так что сущность Божества не разделяется, но пребывает единой. 

Уже в Ветхом Завете можно усмотреть прикровенные указания на троичность Единого Бога31 Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 9. 6; Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. 8. 3; Амвросий Медиоланский, свт. Шестоднев. VI. 7..

Указание на Слово Божие и Святого Духа можно увидеть32Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть 1. Ответ 10; Киприан Карфагенский, свт. Три книги свидетельств против иудеев. II. 3; Василий Великий, свт. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. V; Григорий Богослов, свт. Слово 41. 14. в словах Псалма: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс 32:6).

Намек на троичность Божества усматривается в тех случаях, когда Бог говорит о Себе во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт 1:26); «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык… сойдем же и смешаем там язык их» (Быт 11:6–7); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт 3:22).

Славословие серафимов из видения пророка Исаии интерпретируется как указывающее на Триединство Бога: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис 6:3).

Библейским образом Божественного Триединства является явление трех мужей праотцу Аврааму (Быт 18), которое изображается на иконе Пресвятой Троицы. 

О Трех Лицах единого Бога свидетельствует Новый Завет.

Триединство Бога провозглашается в евангельской заповеди о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мф 28:19). Апостол Павел, преподавая верующим благословение, говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор 13:13).

Согласно Священному Писанию Нового Завета, Дух Святой (Утешитель) посылается Сыном и исходит от Отца (Ин 15:26); Отец дает Утешителя (Ин 14:16) и посылает Его во имя Сына (Ин 14:26); Дух Утешитель остается с учениками Христа и будет пребывать в них (Ин 14:17); Сын и Отец придут и останутся со всяким, кто соблюдет слово Христа (Ин 14:23). 

В Новом Завете говорится о деяниях воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа, а также о деяниях Духа Святого, которые свидетельствует об Их Божественном достоинстве.

Господь Иисус Христос освобождает людей от грехов (Мф 9:2; Ин 8:11); Он исцеляет больных, имея власть прощать грехи (Ин 5:7–14; 9:6–7); воскрешает умершего Лазаря (Ин 11:1–44); изгоняет злых духов (Мк 1:23–26; 5:2–9; 7:25–30).

Святой Дух нисходит на учеников Христа в день Пятидесятницы (Деян 2:2–21); наставляет в истине и возвещает будущее (Ин 16:13); наделяет верующих чудотворной силой, мудростью, знанием, верой, даром пророчества, даром исцеления больных и прочими дарами. По словам апостола Павла, «дары различны, но Дух один и тот же» и «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор 12:4, 7). 

Троичность Бога была явлена в Крещении Иисуса Христа на Иордане.

Согласно Евангелию, когда Иоанн Предтеча крестил Иисуса, «отверзлись... небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:16–17; ср. Мк 1:9–11; Лк 3:21–22).

Литургическое празднование Крещения Господня именуется Богоявлением33О празднике Богоявления см.: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 5. § 4.. В тропаре34Тропарь — небольшое песнопение, вкратце объясняющее содержание праздника. См. подробнее: Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви. Глава 5. § 2. этого праздника говорится: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение»35«Когда Ты, Господи, был крещен во Иордане, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свиде-тельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова» — Минея праздничная. Богоявление. Великая вечерня. Тропарь.

Вера в Триединого Бога была изначальным исповеданием Церкви.

Уже во II веке от Р.Х. об этом свидетельствует св. мученик Иустин Философ: «Мы знаем, что Он [Иисус Христос] Сын Самого истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем»; «мы прославляем Создателя всего через Сына Его Иисуса Христа и через Духа Святого»36Иустин Философ, мч. Первая апология. 67. Здесь речь идет о порядке перечисления, а не порядке иерархии.. В том же столетии Афинагор Афинский говорит, что христиане исповедуют Бога Отца, Сына и Духа Святого и признают их единство и различие37Афинагор Афинский. Прошение о христианах. 10.. Термин «Троица» впервые употреблен во II веке святителем Феофилом Антиохийским38Феофил Антиохийский, свт. Послание к Автолику. II. 15.

Православное учение о Боге Троице было сформулировано святыми отцами и учителями Церкви в ответ на еретические учения.

Большое распространение получила в IV веке арианская ересь39По имени александрийского пресвитера Ария., согласно которой Богом в собственном смысле слова является лишь Отец, тогда как Сын и Святой Дух сотворены: Сын — по воле Отца «из ничего» как высшее орудие для создания мира и как посредник в отношениях между Богом и тварью, а Святой Дух — непосредственно Сыном, для Которого Он стал орудием в деле творения вселенной.

В начале 20-х годов IV столетия арианская ересь охватила многие епархии на православном Востоке и вызвала общецерковную смуту. По решению императора Константина Великого для оценки учения Ария в 325 году в Никее был созван I Вселенский Собор. Во время заседаний этого Собора, вместе с осуждением еретика Ария и его учения, был принят Никейский Символ веры, в котором сформулировано православное учение о том, что Бог Сын единосущен Богу Отцу, то есть что у Отца и Сына — одна сущность. Подтверждение решений Никейского Собора и окончательная победа православия над арианством состоялись во времена царствования императора Феодосия Великого на II Вселенском Соборе (381). 

6. Отец, Сын и Святой Дух 

Отец, Сын и Святой Дух едины по сущности и нераздельны. В Боге одна сущность и три Ипостаси40Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 73. 16; Григорий Богослов, свт. Слово 21. 35; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Евреям. 2. 1; Григорий Нисский, свт. Опровержение Евномия. I. 14..

Святитель Василий Великий пишет: «Во Святой Троице иное есть общее, а иное особенное: общее приписывается сущности, а Ипостась означает особенность каждого Лица»41Василий Великий, свт. Послание к брату Григорию о различии сущности от ипостаси в таинстве Пресвятой Троицы. 38. 5.; «Исповедуем в Божестве одну сущность... А Ипостась исповедуем в особенности, чтобы мысль об Отце, и Сыне, и Святом Духе была у нас неслитною и ясною. Ибо, если не представляем отличительных признаков каждого, именно Отечества, Сыновства и Святыни, — исповедуем же Бога под общим понятием сущности, — то невозможно изложить здраво учения веры»42Василий Великий, свт. Письма. 228 (236)..

Согласно святителю Григорию Богослову, «надо и соблюсти веру в единого Бога, и исповедовать Три Ипостаси, или три Лица, притом Каждое с личным Его свойством»43Григорий Богослов, свт. Слово 30. 6..

По формулировке святителя Филарета Московского: «Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, — совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в Трех Ипостасях есть един только Триипостасный Бог»44Филарет Московский, свт. Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви. 2. 95

Личное (ипостасное) свойство Бога Отца — нерожденность, Бога Сына — рождение, Бога Духа Святого — исхождение.

Бог Отец не имеет начала; нет никакой другой причины, кроме Него Самого, которая бы определяла Его сущность и свойства. Бог Отец является началом45Василий Великий, свт. О Святом Духе. 8; Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. 2. по отношению к двум другим Лицам Пресвятой Троицы: Он предвечно рождает Сына и изводит Святого Духа.

Рождение Сына Божия от Отца есть рождение в вечности: «Сам Сын говорит об Отце: “Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя” (Пс 2:7), “ныне” здесь есть не что-либо недавнее, но вечное, безвременное, “ныне”, прежде всех веков: “из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое” (Пс 109:3)»46Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 11. 5.. Апостол Павел называет Сына Божия «образом Бога невидимого, рожденным прежде всякой твари» (Кол 1:15).

Личное свойство Святого Духа заключается в том, что Он превечно (прежде всех веков, то есть в вечности) исходит от Отца. 

Отец есть истинный Бог.

Церковь верует в Отца, «начало всего и причину, не от кого-либо рожденного, но Такого, Кто один только не рожден и не имеет причины; в Творца всего, но в Отца по природе одного только единородного Сына Его, Господа же и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в Изводителя Всесвятого Духа»47Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 8. .

Отец безначален по отношению к Сыну и Святому Духу лишь по Своему личному свойству — нерожденности, а по Божеству, общему всем Трем Лицам, собезначальна вся Пресвятая Троица. Святитель Григорий Богослов говорит: «И Отцу, и Сыну, и Святому Духу общи неначинаемость бытия и Божественность; но Сыну и Духу принадлежит иметь бытие от Отца»48Григорий Богослов, свт. Слово 25. 18.; «Отец есть имя Божие, не по сущности и не по действию, но по отношению, какое имеют Отец к Сыну или Сын к Отцу»49Он же. Слово 29. 16.

Сын, или Слово Божие, есть истинный Бог.

В Прологе Евангелия от Иоанна (Ин 1:1–18) термины «Слово», «Бог» и «Единородный» относятся к одному Лицу. Слово Божие изначально существовало «у Бога» или «с Богом» (Ин 1:1–4); Оно существовало до сотворения мира и участвовало в сотворении мира и человека (1Ин 1:1–3). Слово Божие пребывает с Богом и есть Бог (Ин 1:1,18).

В Ветхом Завете прообразовательно говорится о Слове Божием: Бог «послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их» (Пс 106:20). Господь Иисус Христос, проповедуя о Себе как о Сыне Божием, показывает, что проповедует не новое учение, которое было бы неизвестно иудеям: ссылается на ветхозаветные тексты (Мф 22:42–45; Лк 24:27; Ин 5:39,46; 7:38).

Иисус Христос говорит о Себе: «Я и Отец — одно» (Ин 10:30), «Отец во Мне, и Я в Нем» (Ин 10:38). Много раз Он говорит о Своем единстве с Отцом: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:17,19).

В Священном Писании Сын Божий именуется Сыном Единородным (Ин 1:14,18; 3:16; 1Ин 4:9), пребывающим в лоне Отца (Ин 1:18), Сыном возлюбленным (Мф 3:17; Мк 1:11; Мк 9:7; Лк 3:22; Лк 9:35; Лк 20:13), Сыном истинным (1Ин 5:20). 

Святой Дух есть истинный Бог.

В Ветхом Завете неоднократно упоминается дух Божий (или дыхание Божие) как творческая и животворящая сила. Во время сотворения мира «Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2). Дух Божий создал человека (Иов 33:4) и живет в нем (Иов 27:3). Дух Божий, или дух Господень, — «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» (Ис 11:2). Он сходит на царей, священников и пророков, поставляя их на служение.

В Новом Завете Дух Божий — Божественная Ипостась, единая по сущности с Отцом и Сыном. В течение земной жизни Иисуса Христа Ему постоянно сопутствует Святой Дух. Еще до Его рождения ангел является Деве Марии и говорит: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). Иисус рождается от Девы Марии и Святого Духа (Мф 1:18–20). В момент крещения Иисуса Дух Святой в виде голубя сходит на Него (Лк 3:22).

В Своей проповеди Иисус многократно говорит о действии Духа Святого. Он предсказывает, что ученики Его будут гонимы, но увещевает их не обдумывать заранее, что надо говорить, ибо не они будут говорить, но Дух Святой (Мф 10:20; Мк 13:11; Лк 12:12). Иисус предупреждает, что хула на Духа Святого не простится человеку ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:32; Мк 3:29; Лк 12:10).

В прощальной беседе с учениками Христос говорит: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26). Он обещает ученикам, что они получат дар Святого Духа после того, как Он пойдет к Отцу, то есть будет распят, воскреснет и вознесется на небо (Ин 16:7–15).

После Своего Воскресения Иисус является ученикам и через дуновение посылает им Духа Святого, говоря: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22–23). В то же время Он повелевает ученикам: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:4–5, 8).

Предсказанное Иисусом событие произошло в день Пятидесятницы, когда на апостолов сошли огненные языки, «и исполнились все Духа Святого» (Деян 2:1–4). 

Святой Дух исходит от Отца.

Господь Иисус Христос говорит об Утешителе, Духе истины, «Который от Отца исходит» (Ин 15:26).

Святитель Василий Великий пишет: «И Сын от Отца произошел, и Дух от Отца исходит; но Сын от Отца образом рождения, Дух же — от Бога неизреченным образом»50Василий Великий, свт. Беседа 24.. «Святой Дух, от Которого всякое подаяние благ истекает, как из источника, на тварь, связан с Сыном, и с Ним неразрывно разумеется и от Отца имеет причину Своего бытия, от Которого и исходит; Он имеет сей отличительный знак личного ипостасного свойства: познаваться после Сына и вместе с Сыном и от Отца иметь бытие»51Он же. Письмо 38..

В Никео-Константинопольском Символе веры Церковь свидетельствует о своей вере «в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого». 

С V века на латинском Западе стало развиваться учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына.

В Никео-Константинопольский Символ веры на Западе стали включать прибавление «и Сына» (Filioque). Догматическая формула об исхождении Святого Духа от Отца и Сына впервые появилась в тексте т.н. «Афанасиевского Символа веры», который был составлен неизвестным автором во второй половине V века на юге Галлии. Эта формула вошла в состав Символа веры, принятого на III Толедском соборе (589).

В VIII–IX веках в некоторых западных Церквах, по преимуществу испанских и франкско-германских, Филиокве стали присоединять к Никео-Константинопольскому Символу веры, против чего выступал, в частности, Римский папа Лев III. Только в 1014 году Символ веры с Филиокве впервые прозвучал в Римской Церкви, а на II Лионском соборе 1274 года Римско-Католическая Церковь закрепила добавление Филиокве к Никео-Константинопольскому Символу веры в статусе общецерковного догмата и провозгласила анафему всем, кто отрицает, что Дух исходит от Отца и Сына.

В VII веке преп. Максим Исповедник писал, что в латинском учении Отец рассматривается в качестве единой Причины Сына и Духа. Он полагал, что латиняне «лишь хотели обнаружить факт исхождения Святого Духа посредством Сына и обосновать через это единство и неразличность сущности»52Максим Исповедник, прп. Письмо к Марину, пресвитеру Кипрскому.. Святитель Фотий Константинопольский в IX веке впервые характеризует Филиокве как ересь53Фотий Константинопольский, свт. Мистагогия. 30.. В эпоху острой межконфессиональной полемики в Окружном послании Восточных патриархов 1848 года учение о Филиокве было названо «нововводным мнением» и ересью54Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам. 5.. 

Лица Святой Троицы вечно пребывают во взаимном общении и единстве.

В Священном Писании сказано: «Бог есть любовь» (1Ин 4:8,16). Эти слова указывают не только на любовь, которую Триединый Бог проявляет к Своему творению, но и на внутреннее бытие Бога Троицы. Богочеловек Иисус Христос, Сын Божий, говорит, что Он пребывает в Отце и Отец в Нем (Ин 10:38; 14:10; 17:21). А о Святом Духе Спаситель говорит: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16:14–15).

Любовь состоит во взаимной открытости и взаимопроникновении Лиц, или Ипостасей, Святой Троицы. Прп. Иоанн Дамаскин учит: «Ипостаси пребывают и обитают одна в другой; ибо они и неотлучны, и неудалимы одна от другой, неслитно вмещаясь одна в другой, но не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что они одна в другой находятся»55Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры, XIV.