Глава 6. Христос

§ 1. Воплощение Сына Божия 

«Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал 4:4) в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17).

Пришествие Спасителя мира было предвозвещено пророчествами Ветхого Завета. Бог указал через пророков, что рождение Спасителя будет сверхъестественным: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис 7:14), «что значит: с нами Бог» (Мф 1:23).

Иисус Христос — Сын Божий, ставший Сыном Человеческим. Имя «Иисус» (Мф 1:25) означает в переводе с еврейского «Бог спасает». «Христос» — греческое слово, которое означает «Помазанник» и является переводом еврейского слова Mashiah (Мессия).

Именование «Христос» связано с особым древним священнодействием — помазанием богоизбранных людей елеем: Моисей помазал Аарона и его сыновей для служения первосвященниками (Исх 40), Илия помазал Елисея «в пророка вместо себя» (3Цар 19:16), а пророк Самуил помазал для царского служения сначала Саула, а затем Давида (1Цар 10:1; 16:13).

Иисус Христос объединяет в Себе служения Пророка (Мф 21:11; Ин 6:14 ), Первосвященника (Евр 7:26; 8:6; 9:11) и Царя (Мк 15:2; Лк 19:38; Ин 1:49) и потому является тем Помазанником, пришествие Которого в мир было возвещено в Ветхом Завете. Вместе с тем Его служение выше пророческого (Лк 7:28); Его Царство — «не от мира сего» (Ин 18:36); он является истинным Первосвященником «по чину Мелхиседека», то есть превосходящим первосвященников Ветхого Завета (Евр 5:10; 7:15–21). 

Пришествие в мир Спасителя и основные события Его жизни были предсказаны в Ветхом Завете.

В книгах Ветхого Завета было предсказано: рождение Мессии-Христа в Вифлееме (Мих 5:2); принесение даров и поклонение Младенцу-Христу от пришедших из других стран (Пс 71:10; Ис 60:6); избиение младенцев Иродом (Иер 31:15); бегство в Египет (Ос 11:1); служение пророка, который приготовит народ для принятия проповеди Спасителя (Ис 40:3; Мал 3:1); начало служения Христа в Галилее (Ис 9:1); совершение Им множества чудес (Ис 35:5–6; 32:3–4); Его проповедь в притчах (Пс 77:2); Его торжественный въезд в Иерусалим на осле и всенародное ликование (Зах 9:9); ненависть со стороны иудейской знати (Пс 117:22; Ис 8:14; 28:16); предательство Иуды (Пс 40:10; 54:13–15) и цена предательства — 30 сребреников (Зах 11:12–13).

В Ветхом Завете предсказаны страдания, смерть и погребение Христа (Ис 53. 1–12; Пс 21:2–22), Его Воскресение из мертвых (Пс 15:10; 29:4; 40:11; 117:17–18; Ос 6:2), Вознесение на небо (Пс 67:19) и пребывание во славе Отца (Пс 109:1). 

Рождение Иисуса Христа произошло в определенный исторический момент, во времена правления римского императора Августа, когда иудейским народом управлял царь Ирод.

Весть о пришествии Спасителя мира распространилась за пределы еврейского народа. Волхвы, пришедшие «с востока» (Мф 2:1), чтобы принести дары родившемуся Младенцу Иисусу, предприняли трудное путешествие, получив откровение свыше. К месту рождения Спасителя их привела звезда, которую они увидели еще в своей родной земле (Мф 2:2, 9).

Пришествие в мир Спасителя стало возможным благодаря согласию Девы Марии стать Матерью грядущего Мессии (Лк 1:38). Мария происходила из рода царя Давида, проводила чистую, богоугодную жизнь и была избрана Богом для рождения от Нее Богочеловека Ииуса Христа. Дух Святой очистил и предуготовил Деву Марию для рождения Божественного Сына. Святитель Григорий Богослов говорит: «Чревоносит Дева, в Которой душа и тело предочищены Духом»1Григорий Богослов, свт. Слово 45.

Бог воплотился, чтобы спасти человека, восстановить в нем помраченный грехом образ Божий, помочь человеку обрести истинную жизнь с Богом.

Объясняя цель Своего пришествия в мир и спасительного служения, Иисус Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).

Истинная жизнь — жизнь с Богом и в Боге — была утрачена людьми после грехопадения2Подробнее см.: Глава 5. § 5., ибо грех удаляет человека от Бога, обрекает на смерть и ввергает в вечную погибель: «сделанный грех рождает смерть» (Иак 1:15). Человек своими силами не мог избавиться от греха, страданий и смерти — ему был нужен Спаситель, Который был бы сильнее смерти, ада, греха, диавола, то есть Который мог бы освободить человека от состояния греховного отчуждения от Бога. Таким Спасителем стал вочеловечившийся Сын Божий.

Сын Божий, «будучи образом Отца... пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по образу Своему»3Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 14.. Образ Божий в человеке не мог быть обновлен без уничтожения смерти и тления, поэтому Сын Божий воспринял смертное тело, чтобы уничтожить смерть4Там же.. Сначала Он, как человек, жил среди людей и преподавал им знание о Своем Отце, и лишь затем, явив Свое Божество делами, Он «приносит, наконец, жертву за всех, предавая на смерть храм Свой [то есть тело], чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление»5Там же..

Святитель Григорий Богослов пишет о Боговоплощении: «Существующий получает бытие, и Несозданный создается, и Невместимый вмещается через посредство умной души, посредничествующей между Божеством и грубостью плоти!.. Что за богатство благости? Что это за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу, но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти, и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо необычайнее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас худшее!».6Григорий Богослов, свт. Слово 38. 13, 28–40.

Конечной целью Боговоплощения является обожение человека: по учению святых отцов, Бог стал человеком для того, чтобы человека сделать богом.

Обожение есть соединение человека с Богом. Преподобный Максим Исповедник так пишет об этом: «Обожение характеризуется в достижении богоподобной непреложности души и нетленности тела, или вечнобытии, в силу соединения с Богом, источником всех благ»7Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалласию. 22. 7.. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Он дает обещание, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе... Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати, если хотим... Ибо любовь, которой возлюбил Бог и Отец Единородного Своего Сына и Бога нашего, она самая, говорит, и в нас будет, и Сын Божий в нас»8Симеон Новый Богослов, прп. Слова нравственные. 5. 31‑34.

§ 2. Христос — истинный Бог и истинный Человек 

Господь наш Иисус Христос — Сын Божий, истинный Бог, Который воплотился и стал Человеком, не перестав быть Богом.

О Своем Богосыновстве Господь Сам свидетельствует в Евангелии. Когда иудейский первосвященник спросил Его: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?», Он ответил: «Я» (Мк 14:61–62).

В Священном Писании Иисус Христос часто именуется Сыном Божиим (Мф 8:29; 14:33; 26:63; 27:43, 54; Мк 15:39), иногда просто Сыном (Мф 11:27; 17:5; Лк 10:22), Отроком Божиим (Мф 12:18). В то же время Он именуется Сыном Человеческим (Мф 8:20; 9:6; 10:23; 11:19; 12:8,40; 13:37,41), Сыном Давидовым (Мф 9:27; 12:23; 15:22; Мк 10:46–48).

Иисус Христос — Богочеловек, истинный Бог и истинный Человек. По Божеству Он рожден вне времени от Отца, по человечеству — в конкретный момент времени от Пречистой Девы Марии. Хотя Сын Божий и родился по плоти, Он — «сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3:13). 

Иисус Христос Сам свидетельствует о том, что Он есть Бог.

Господь Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин 8:58); «Я и Отец — одно» (Ин 10:30). Тайна единства между Отцом и Сыном непостижима для человеческого разума, поэтому Сын Божий призывает людей принять ее верой: «Верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем» (Ин 10:38). Обращаясь к Богу Отцу, Сын Божий говорит: «И все Мое Твое, и Твое Мое» (Ин 17:10); «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин 17:5).

Только через Сына возможно познать Отца: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф 11:27). И только Сын Божий может открыть путь к Богу: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (Ин 14:6,7), ибо «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18).

В Евангелии Господь Иисус Христос именуется Единородным Сыном Божиим (Ин 1:18; 3:16,18; 1Ин 4:9), то есть единственным рожденным от Бога Отца. Сын Божий обладает такими же Божественными свойствами, как и Бог Отец. Сын, как и Отец, может воскрешать людей: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Ин 5:21). Сын имеет жизнь в Самом Себе: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин 5:26). Сыну подобает такая же честь, как и Отцу: «Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин 5:23). 

О Божественности Иисуса Христа Его ученики свидетельствовали как во время Его земной жизни, так и после Его смерти и Воскресения.

Апостол Петр, познав по действию благодати Божественное происхождение своего Учителя, воскликнул: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф 16:16). И Христос подтвердил эти слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16:17).

Апостол Фома исповедал Иисуса Христа Богом — «Господь мой и Бог мой!» (Ин 20:28) — после того, как Христос сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин 20:27).

В посланиях апостолов Павла и Иоанна Богослова Иисус Христос неоднократно именуется истинным Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим 9:5); «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит 2:13); «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол 2:9); «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин 5:20). 

Будучи истинным Богом, Иисус Христос является истинным Человеком.

В Священном Писании ясно говорится о человеческой природе Иисуса Христа. Он обладал человеческим телом (Лк 24:39; Рим 1:3; Евр 2:14), был обрезан по закону Моисееву (Лк 2:21), возрастал (Лк 2:42,52; 3:23), алкал и жаждал (Мф 4:2; 21,18–19), вкушал пищу (Лк 4:2; 5:29; 12:2), утомлялся (Ин 4:6), спал (Лк 8:23), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги во время казни на кресте были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем (Ин 19:34; 20:25). Он умер и был погребен (Лк 23:53). Священное Писание определенно говорит о Его душевной радости и скорби (Ин 11:39,41), о действии в Нем человеческой воли (Лк 22:42; Флп 2:8), о душевных страданиях перед крестной смертью (Мф 26:37–50; Лк 22:40–48). В Евангелиях говорится о Его душе (Мф 26:38; Мк 14:34; Ин 12:27) и о том, что в момент смерти Он предал свой дух Богу (Лк 23:46; Мф 26:38).

Вопреки свидетельствам Священного Писания, с первых веков христианства, под воздействием идей древнегреческой философии и ближневосточной мистики, против истины о реальности человечества Спасителя восставали лжеучители, известные под общим именем докетов (от греч. dokeo — казаться). Согласно их учению (докетизм), тело Христа было сошедшим с неба, тончайшим и призрачным, поэтому Он только казался человеком, а Его тело лишь казалось материальным.

Согласно святым отцам, учение о призрачности человеческой природы Христа является ересью, ибо, «если вочеловечение Его призрак, то и спасение наше мечта»9Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. IV. 9.. Объясняя, почему апостол Павел называет Христа «небесным» (1Кор 15:48), святитель Афанасий Великий говорит: «Господь есть небесный Человек не потому, что с неба явил плоть, но потому, что плоть, взятую от земли, соделал небесной... по причастию Его святости»10Афанасий Великий, свт. Против Аполлинария. II. 16.. В Никео-Константинопольском Символе веры говорится о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием, как воплотившемся и вочеловечившемся, то есть о реальном тождестве человеческой природы Иисуса Христа с нашей человеческой природой. 

Иисус Христос по Своему человечеству есть не только истинный, но и совершенный Человек.

В вероопределении IV Вселенского Собора кратко сформулировано учение о совершенстве Спасителя в обоих естествах (природах) и определено исповедовать Господа Иисуса Христа «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... во всем подобного нам, кроме греха»11Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 48.. Вероучительный смысл этой догматической фразы раскрыт святителем Львом Великоим: «Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного Человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель и что прельщенный человек допустил в себя»12Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 233.

Безгрешность, непорочность, неподвластность греху отличает Спасителя от всех людей, но при этом не уничтожает их природного единства с Ним.

Греховное состояние неестественно для человека, оно возникло после грехопадения и потому не является необходимым свойством человеческой природы. Восприняв человеческую природу, Сын Божий остался при это не причастным греху: «Он воспринял всего человека и все, свойственное человеку, кроме греха, потому что грех не естественен и не Творцом всеян в нас»13Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 20..

Апостол Павел учит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим 8:3); это означает, что «плоть» (человеческая природа) Христа была лишь подобна склонной к греху человеческой плоти, но при этом была свободна от греха.

Священномученик Ириней Лионский говорит: «Спасительное Слово сделалось тем, чем был погибший человек, — и поясняет: — Если кто скажет, что плоть Господа была потому отлична от нашей плоти, что она не имела греха... то скажет справедливо. Если же он выдумывает для Господа другую сущность плоти, то у него не может быть и речи о примирении. Ибо примиряется то, что некогда было во вражде. Если же Господь принял плоть из другой сущности, то уже не примирено с Богом то, что через преступление сделалось враждебным»14Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V. 14. 2, 3. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Поскольку тело Адама создано было раньше, чем явились в нем расстройства, посему и Христос не принял расстройства, которые позднее получил Адам, так как они были некоторым придатком немощности к здравой природе. Итак, Господь здравою принял ту природу, здравость которой погибла, дабы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы»15Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. 1..

То, что Иисус Христос, как человек, уставал, пил, ел, спал, испытывал боль и, наконец, умер, давало повод некоторым еретикам учить о том, что плоть Христа была повреждена грехом. Но, согласно святым отцам, наличие у Господа Иисуса Христа естественных немощей (как их называли, неукоризненных, беспорочных страстей) свидетельствует не о том, что Он Сам причастен греху, а о добровольном принятии Им последствий грехопадения ради спасения человека.

Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, «естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения... Он позволяет плоти испытывать то, что было ей свойственно», но «то, что было естественно, не предшествовало Его воле, ибо в Нем не созерцается ничего вынужденного, но все — как добровольное. Ибо, желая — Он алкал, желая — жаждал, желая — боялся, желая — умер»16Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 21.. Святитель Лев Великий говорит: «Он сделался причастным человеческих немощей, но отсюда не следует, что сделался участником и наших грехов. Он воспринял образ раба без скверны греха»17Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 233.. Христос «распят не за Свои грехи, а для того, чтобы мы освободились от своих грехов»18Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. IV. 10. Подобные высказывания традиционны для святых отцов, см., например: Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 34.

В течение Своей земной жизни Христос не совершил ни одного личного греха даже мысленно.

О совершенной безгрешности Иисуса Христа многократно говорится в Новом Завете: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин 3:5); «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр 7:26); «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца19Прообразом Спасителя в ветхозаветной церкви был пасхальный агнец, к которому предъявлялись строгие требования в смысле неповрежденности и непорочности: «Агнец у вас должен быть без порока» (Исх 12:5), «никакого животного, на котором есть порок, не приносите [Господу]; ибо это не приобретет вам благоволения» (Лев 22:20; ср. Втор 15:21; 17:1; Мал 1:8, 13–14).» (1Пет 1:19).

Только при условии непорочности и чистоты Христос мог быть тем Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грехи мира» (Ин 1:29), «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9:14), а Его Святая Кровь могла стать искупительной для нас (Еф 1:7; Кол 1:14), стать жертвой «за грехи всего мира» (1Ин 2:2). 

Две природы во Христе — Божественная и человеческая — едины и неразделимы.

В вероопределении IV Вселенского Собора о соединении Божественной и человеческой природ во Христе сказано: «Соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа»20Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 48..

Соединение двух природ в одной ипостаси21О значении слова «ипостась», а также о Божественных Ипостасях см.: Глава 3. § 5. называется ипостасным соединением; это означает, что две различные природы обретают единство в силу принадлежности одному лицу, одной ипостаси. Одно из Лиц Пресвятой Троицы (Бог Сын, Слово Божие) в момент воплощения воспринимает человеческую природу, и таким образом в Божественной Ипостаси (Лице) соединяются две природы — Божественная и человеческая. 

По учению отцов Церкви, в результате ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе произошло «взаимопроникновение» природ и обмен свойствами.

Вследствие этого человеческая природа обожилась, то есть приобрела Божественные свойства, но при этом не утратила своих свойств. Преподобный Иоанн Дамаскин называет соединение двух природ во Христе «неизреченным образом проникновения Христовых естеств — одного в другое... и образом общения, возникающего по причине неизреченного соединения»22Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 17, 19..

Как следствие, во Христе свойственное Богу приписывается человеку, а свойственное человеку — Богу. Например, говорят о распятом Господе славы (1Кор 2:8), так как, хотя Христос был распят как человек, а не как Бог, Его человечество неотделимо от Его Божества. 

Две природы воплотившегося Бога после их соединения в одном Лице не перестают быть различными.

Согласно вероопределению IV Вселенского Собора, при ипостасном единении двух природ во Христе «сохраняется свойство каждого естества», то есть после Боговоплощения не произошло смешения Божества и человечества.

Церковь учит, что две природы в Иисусе Христе соединились «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Это означает следующее:

неслитно — в результате соединения две природы Христа не слились, не смешались, не образовали некое новое богочеловеческое естество;

неизменно — после соединения ни одно из естеств не изменилось, не утратило своих свойств; Божественная природа не превратилась в человеческую, а человеческая природа не превратилась в Божественную;

нераздельно — две природы Христа соединены в Ипостаси Бога Сына и образуют единое ипостасное бытие без слияния природ; два различных естества во Христе не существуют в Нем обособленно;

неразлучно — после соединения два естества во Христе не отделяются одно от другого, в том числе после Вознесения Иисуса Христа на небо (Мк 16:19; Лк 24:51; Деян 1:2).

Формулируя догматическое учение о соединении Божественной и человеческой природ во Христе, Церковь опровергала две христологические ереси — несторианство и монофизитство.

Несторианством называется ересь Константинопольского патриарха Нестория (428–431), который в споре со святителем Кириллом Александрийским отвергал учение об ипостасном соединении Божественной и человеческой природ во Христе. Признавая во Христе два различных субъекта — предвечное Слово Божие и Человека Иисуса, — Несторий учил о так называемом «Лице единения» (prosopon enoseos), которое является общим Лицом Божественной и человеческой природ, но при этом не тождественно Богу Слову. Согласно Несторию, именно это «Лицо» родилось от Девы Марии, и потому Ее следует именовать «Христородицей».

В отличие от христологии Нестория, православное учение подразумевает ипостасное единство двух природ во Христе. Этот аспект православной христологии был сформулирован свт. Кириллом Александрийским, а затем подтвержден на III Вселенском Соборе (431), осудившем ересь Нестория.

Монофизитство — доктрина, согласно которой во Христе только одна Божественная природа, что означает отрицание Его человечества. Родоначальник монофизитства константинопольский архимандрит Евтихий (378 — после 454) учил, что две природы после их соединения в воплощении Христа образовали «одно естество». Таким образом Евтихий отвергал различие двух природ во Христе после воплощения. Монофизитство осуждено Церковью на IV Вселенском Соборе (451). 

Поскольку во Христе две природы — Божественная и человеческая, то в Нем и две воли, которые проявляются через два действия.

Две воли во Христе пребывают без какого-либо противоборства в единстве через сознательное и свободное послушание человеческой воли воле Божественной. Преподобный Максим Исповедник учил: Христос «желал и действовал сообразно Своим природам, то есть так, как каждой из них присуще, раз ни одна из них не лишена воли и действия. Если же Христос желал и действовал сообразно Своим природам, то есть так, как каждой из них присуще, а природ у Него две, то, разумеется, и природных воль у Него две, и равночисленных им сущностных действий»23Максим Исповедник, прп. Диспут с Пирром..

Учение о двух волях во Христе было закреплено VI Вселенским Собором (680–681), определение которого гласит: «Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественные хотения, или воли, нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, и две естественные воли, не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его Божественной и всемогущей воле»24Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. С. 221–222..

Учение о двух волях во Христе было утверждено в ответ на христологическую доктрину монофелитства, согласно которой во Христе одна воля. Эта доктрина опиралась на учение Константинопольского патриарха Сергия (610–638) о двух различных природах, но едином действовании (энергии) во Христе. 

§ 3. Второй Адам 

Спасение человечества было совершено через добровольное смирение, уничижение, умаление25Греч. kenosis. Сына Божия.

Для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной природы было умалением Его величия: «Он... уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп 2:6–7).

Уничижение в течение всей земной жизни было воспринято Господом Иисусом Христом добровольно. Святитель Григорий Богослов, вразумляя тех, кто обращал внимание на смирение и уничижение Христа, но не понимал причины этого, говорил: «Ты выставляешь на вид уничижительное, а проходишь молчанием возвышающее. Рассуждаешь, что Он страдал, а не присовокупляешь, что страдал добровольно»26Григорий Богослов, свт. Слово 45. 27.. Сын Божий пришел в мир не по принуждению, но по любви к Своему творению, чтобы пострадать за погибающее человечество.

 Все люди подчинены тлению и смерти по необходимости, поскольку унаследовали греховное состояние природы от падшего Адама, а Христос воспринял эти немощи по Своей воле. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Плоть человеческая по своей собственной природе не есть животворящая, плоть же Господа, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя и не утратила свойственной природе смертности, однако, по причине ипостасного соединения с Богом Словом, сделалась животворящей»27Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 21.. Именно в силу этого Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» (1Пет 2:24), воспринял весь позор и бесчестие человеческого рода, так что Его смерть стала смертью за грехи всего мира (Ин 1: 29). 

Сын Божий, воплотившись, сделался Вторым Адамом, Главой обновленного человечества.

Адам был родоначальником всего человечества, но после грехопадения все его потомки составили человечество падшее. Христос же стал Главой искупленного и спасенного Им человечества — Вторым Адамом.

Апостол говорит: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор 15:45, 47).

Священномученик Ириней Лионский все события жизни Христа рассматривал как повторяющие события жизни Адама, только в обратном порядке: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом: «Итак, явно Господь пришел к Своим... и непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе... Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к смерти»28Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V. 19. 1..

Об этом же писал и святитель Григорий Богослов: «За каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас... Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой — мужественно распростертые, вместо своевольной — пригвожденные, вместо извергшей Адама— соединяющие воедино концы света. Ради этого высота — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за обладание злом, смерть — за смерть, тьма — ради света, погребение — и возвращение в землю, и Воскресение (Христа) — ради воскресения (Адама)»29Григорий Богослов, свт. Слово 3. 24, 25..

По учению святителя Кирилла Александрийского, Христос в воплощении воспринял «общую» человеческую природу. Общность, подлинность и полнота человечества Христа дают возможность всем людям быть во Христе подобно тому, как они пребывают в первом человеке. «Все мы — во Христе, и общее лицо человечества восходит к Нему, и поэтому Он был назван последним Адамом»30Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. I. 9.Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. I. 9., — пишет святитель Кирилл.

О том же учил и преподобный Максим Исповедник. Христос освободил человеческую природу от уз греха, и каждый человек по своей свободной воле, а не по принуждению может стать причастником совершенного Им спасения: «И всю природу [человеческую], в лице желающих этого... Он освободил от власти господствующего [над ним] закона [греха]. Ибо таинство спасения [дано для] добровольно жаждущих его, а не для насильно привлекаемых»31Максим Исповедник, прп. Толкование на Молитву Господню.. 

§ 4. Крестная смерть и Воскресение Христа Спасителя 

Богочеловек Христос, обладавший всеми присущими человеку свойствами, принял на Себя человеческое страдание и смерть — добровольно, но по послушанию Богу Отцу.

Об этом Христос Сам говорил Своим ученикам: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Ин 10:17‑18).

Полемизируя с арианами, отрицавшими Божество Христа на том основании, что Он страдал во плоти, святитель Григорий Богослов пишет: «О Нем говорится, что предан (Рим 4:25); но написано также, что и Сам Себя предал (Еф 5:2; 5:25). Говорится, что Он воскрешен Отцом и вознесен (Деян 3:15; 1:11); но написано также, что Он Сам Себя воскресил и вошел опять на небо (1Фес 4:14; Еф 4:10), — первое по благоволению, второе по власти. Но ты выставляешь на вид унизительное, а обходишь молчанием возвышающее»32Григорий Богослов, свт. Слово 38. 14, 5–15, 12.

Церковь изначально верила, что пострадавший на Кресте Иисус — Бог вочеловечившийся.

В поэме священномученика Мелитона Сардийского «О Пасхе» (II век) говорится о том, что в Иерусалиме был убит Сам Бог: «Слушайте, все семьи народов, и смотрите: новое убийство произошло в Иерусалиме... И Кто убит?... Повесивший землю — повешен. Распростерший небеса — распростерт. Утвердивший все — утвержден на древе. Владыка — оскорблен. Бог — убит»33Мелитон Сардийский, свт. О Пасхе. 94–96..

Учение о том, что на кресте страдал не человек обоженный, а Бог воплотившийся, Создатель неба и земли, содержится в богослужении Страстной седмицы: «Сегодня на древе висит повесивший землю на водах; Царь ангелов облачается в терновый венец; одевающий небо облаками одевается в ложную багряницу; освободивший Адама получает заушение; Жених Церкви прибит гвоздями; Сын Девы пронзен копьем»34Великая Пятница. Утреня. Последование страстей Христовых. Антифон 15..

Обращаясь к императору Феодосию в ходе Ефесского Собора 431 года, свт. Кирилл Александрийский восклицал: «Мы, христолюбивейший император, возвещаем смерть не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, страдавшего, как писано, за нас по плоти, живого, как Бога, и пребывающего бесстрастным по Своему [Божественному] естеству»35Кирилл Александрийский, свт. Защитительная речь к императору.. Бог бесстрастен по естеству, утверждает святой Кирилл, следуя в этом предшествующим греческим отцам. Однако по Своему Домостроительству (то есть совершая наше спасение) Бог Сын стал человеком и вместе с человеческой плотью воспринял и человеческие страдания: «Сам Единородный Сын, рожденный от Бога Отца, или Само Слово Его воплотилось и вочеловечилось, страдало, умерло, воскресло из мертвых в третий день. Без сомнения, Слово Божие, по собственному Своему естеству, недоступно страданиям. Никто, конечно, не будет так несмыслен, чтобы допустить мысль, что естество, превышающее все, может быть способно к страданиям. Но, усвоив Себе плоть от Святой Девы... в собственной Своей плоти по человечеству страдал Тот, Кто как Бог выше всякого страдания»36Он же. На святой Символ.. 

После Своей смерти на Кресте Господь, по словам апостола Петра, «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет 3:19).

В посланиях апостолов есть и другие свидетельства о сошествии Христа во ад: «Для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет 4:6); «“Восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф 4:9–10).

Священномученик Ириней Лионский говорит: «Нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие Свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, а уверовали в Него все, ожидавшие Его, то есть предвозвещавшие Его пришествие и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи»37Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 27. 2.. Преподобный Иоанн Дамаскин излагает эту мысль так: «Обоженная душа [Христа] нисходит в ад, для того чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для находящихся под землею “во тьме и тени смертной” [Пс 106:10] свет воссиял [Ис 9:2], чтобы, как находящимся на земле Господь благовествовал мир, “пленным освобождение, слепым прозрение” [Лк 4:18], и для уверовавших стал Виновником вечного спасения, а для неуверовавших — обличением неверия, — таким же образом благовествовал и находившимся в аду»38Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 29..

На вопрос о том, каким образом Христос мог одновременно быть в сердце земли, в раю с разбойником и на небесах вместе со Своим Отцом, преподобный Иоанн Дамаскин отвечает, что, хотя Христос умер как человек и Его душа была отделена от тела, Божество осталось неотделенным от того и другого, и единая Ипостась Бога Слова не разделилась. Ибо, «хотя в отношении к месту душа была отделена от тела, в отношении к Ипостаси она была соединена с ним через Слово»39Он же. Точное изложение Православной веры. III. 27..

В православных богослужебных текстах неоднократно говорится, что ни во время страданий, ни во время смерти Христа и сошествия во ад Его Божество не разлучалось с Его человечеством: «Божество Христа оставалось единым и неразлучным с Отцом и Духом как в аду, так в гробу и в Едеме»40Великая Суббота. Утреня. Канон Песнь 7.; «В гробу плотью, в аду душой как Бог, в раю с разбойником и на престоле Ты был, Христос, с Отцом и Духом, все наполняя, Беспредельный»41Пасха Христова. Часы. Тропарь..

Богослужение Великой Пятницы, когда Церковь вспоминает распятие и смерть Христа, сосредоточено на духовном созерцании Божественной славы, которая была явлена в страданиях Бога воплотившегося. Об этой «крестной славе» говорит преподобный Андрей Критский: «Слава Христа есть Крест; он был целью, определенной Им прежде веков... Хотя Он еще прежде всех веков имел славу Отца, как Бог и Сын Божий, равносущный Отцу; но и святое страдание пречистой плоти Своей вменяет Себе в славу, как причину всемирного спасения»42Андрей Критский, прп. Слово 8..

Богослужение Великой Субботы, когда вспоминается пребывание Христа во гробе и сошествие во ад, пронизано ожиданием Воскресения и переживанием победы Бога над смертью и адом. «Смерть Бога» открывает путь к воскресению, а гроб Спасителя становится «живоносным гробом» — источником жизни для всего искупленного Христом человечества. 

Догмат о Воскресении Иисуса Христа является краеугольным камнем христианской веры. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1Кор 15:14).

О том, что Христос воскрес, единодушно свидетельствуют все Евангелия (Мф 28; Мк 16; Лк 24; Ин 20–21).

Свидетельство о Воскресении Христа было главным в проповеди апостолов. В день Пятидесятницы апостол Петр обратил к собравшимся в Иерусалиме слова: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян 2:22–24).

В проповеди воскресения Христа апостол Павел видел суть евангельского благовестия: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1Кор 15:1–6).

Вера в Воскресение Христово является необходимым условием спасения. Апостол Павел говорит: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим 10:9). В своих посланиях апостол пишет, что Бог воскресил Христа (1Кор 6:14; 2Кор 4:14; Кол 2:12) и что Христос воскрес (1Кор 15:14‑20). Искупительный подвиг Сына неотделим от благоволения Бога Отца, Который по Своей неизреченной любви к человеку отдал Сына Своего на распятие и воскресил Его, чтобы открыть людям путь к воскресению.

Вера Церкви в Воскресение Христово отражена в православном богослужении. На пасхальной утрене и на каждой воскресной службе церковного года поется песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу». Размышляя о смысле этой церковной песни, преподобный Симеон Новый Богослов спрашивает: почему мы не поем «Воскресению Христову веровавше», а поем «Воскресение Христово видевше», хотя никто из нас не был свидетелем Воскресения Христова, да и в самый момент Воскресения не было ни одного свидетеля? Неужели Церковь учит нас лгать? Нет, отвечает преподобный, она «побуждает нас говорить истину — о том, что Воскресение Христово происходит в каждом из нас, верующих, и не однажды, но, так сказать, ежечасно, когда Сам Владыка Христос восстает в нас, нося светлые одежды и блистая молниями бессмертия и Божества. Ибо светоносное пришествие Духа показывает нам... Воскресение Владыки, вернее же, дарует нам видеть Его Самого воскресшим»43Симеон Новый Богослов, прп. Слова огласительные. 13. 105–116..

В «Слове огласительном во Святую Пасху»44Иоанн Златоуст, свт. Слово огласительное во Святую Пасху., которое читается за богослужением в пасхальную ночь, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя. Угасил ее держимый ею. Пленил ад сошедший во ад... Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (Ос 13:14) Воскрес Христос — и ты низвержен! Воскрес Христос — и пали демоны! Воскрес Христос — и радуются Ангелы! Воскрес Христос — и жизнь царствует! Воскрес Христос — и ни одного мертвого во гробе!]». 

После Воскресения человеческое естество Господа Иисуса Христа преобразилось.

С одной стороны, оно не утрачивает своей реальности и природной полноты. Явившись ученикам, Сам Господь говорит им, что Он не дух и не призрак, ибо «дух плоти и костей не имеет» (Лк 24:39). Апостолы видят раны от гвоздей на руках и ногах Спасителя; апостолу Фоме Спаситель предлагает вложить перст в эти раны (Ин 20:27); в присутствии учеников Господь вкушает пищу (Лк 24:42–43). С другой стороны, Его человеческое тело после Воскресения проявляет сверхъестественные свойства: Господь проходит сквозь запертые двери (Ин 20:19,26); внезапно становится невидим Клеопе и его спутнику (Лк 24:31). Воскресший Христос является двоим ученикам «в ином образе» (Мк 16:12), порой оказывается неузнаваем для близких учеников (Ин 21:4).

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет, что после Воскресения человеческая природа Иисуса Христа преобразилась, но смысл этого преображения для нас открыт лишь частично; известно, что Он «устранил от Cебя все немощи, а именно тление, голод и жажду, сон и утомление и подобное. Ибо хотя Он и после Воскресения вкусил пищу, но не в силу закона природы, ибо Он не взалкал, но... удостоверяя истинность Своего Воскресения и показывая, что одна и та же плоть — пострадавшая и воскресшая. Из частей же природы человеческой Он не устранил от Себя ни одной — ни тела, ни души, но имеет и тело, и разумную и мыслящую душу, способную хотеть и действовать»45Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 1..

Воскресшая плоть Спасителя была осязаема и видима для людей (Мф 28. 9–10; Мк 16:9–14; Лк 24:28–50; Ин 20:20,25–27), в таком же виде Господь явится и при Своем Втором Пришествии — в видимой и осязаемой плоти (Деян 1:11). 

Воскресение Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью и открыло путь ко всеобщему воскресению.

По словам апостола Павла, «если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8:11); «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились... Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни... Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога» (Рим 6:3–4; 8–10).

Воскресшее тело Спасителя было прообразом состояния воскресших человеческих тел при Его Втором Пришествии: «Мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп 3:20–21).

 § 5. Искупление 

Земная жизнь Господа Иисуса Христа, Его страдания на Кресте, смерть, сошествие во ад, Воскресение и Вознесение на небеса — все эти события имели искупительный смысл.

По словам Самого Господа, Сын Человеческий пришел, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28). В Священном Писании слово «искупление» (греч. lytrosis) буквально означает «выкуп», то есть плату, вносимую за освобождение раба. В Ветхом Завете этим словом обозначено освобождение Богом израильского народа из египетского рабства, а также из вавилонского плена (Пс 73:2; Мих 6:4). В Новом Завете словом «искупление» именуется спасение человечества, совершенное Иисусом Христом (Мф 20:28; Мк 10:45; Рим 3:24; Гал 3:13; 4:5; Еф 1:7; 1Тим 2:6; Евр 9:12,15; Откр 5:9).

Сын Божий, вочеловечившись, принял на Себя страдания за грехи всего мира, умер за людей и тем самым избавил людей от неизбежности вечных мук за порогом смерти46Подробнее см. в следующей главе.. Он вернул находившемуся в рабстве у диавола человечеству свободу и возможность вечной блаженной жизни с Богом, которую люди утратили по причине грехопадения. Заплаченная за спасение цена была велика: «Вы куплены дорогою ценою», — говорит апостол Павел (1Кор 6:20; 7:23), напоминая о том, что платой за искупление человека от власти диавола стала смерть Богочеловека. Имя «Искупитель» в церковной традиции стало одним из именований Иисуса Христа.

Спаситель человечества Иисус Христос взял на Себя страдания за грехи всех людей, принеся Себя в Жертву. О страданиях Богочеловека пророчествовал Исаия: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис 53:5–6). Эта мысль станет основной в благовестии об Искуплении Христом всего человечества, которое содержится в апостольских посланиях: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1Пет 2:24; ср. 1Пет 3:18; 1Кор 15:3; 2Кор 5:21; Еф 5:2). Об искупительном смысле смерти Христа на Кресте для всего человечества говорится и в богослужебных текстах: «Ты искупил нас от законного проклятья драгоценной Своей Кровью; пригвоздившись к Кресту и будучи пронзен копьем. Ты даровал бессмертие людям, Спаситель наш, слава Тебе»47Триодь постная. Великая Пятница. Утреня. Тропарь.

Для спасения людей необходимо было Воплощение Бога, чтобы произошло соединение Божественной и человеческой природ.

По словам священномученика Иринея Лионского, «если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления. Ибо Посреднику Бога и человеков надлежало через Свое родство с Тем и другими привести обоих в дружество и согласие и представить человека Богу, а человекам открыть Бога»48Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. III. 18. 7.. Для спасения мира недостаточно было лишь покаяния людей, «ибо покаяние, — как говорит святитель Афанасий Великий, — не выводит из естественного состояния, а прекращает только грехи. Если бы прегрешение только было, а не последовало за ним тления, то прекрасно было бы покаяние»49Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 7..

Отцы III Вселенского Собора говорят, что ни один человек не мог искупить человеческий род, «потому что он сам через этот грех был в долгу, ни ангел не мог искупить человеческий род, потому что не находил столь великой платы. Необходимым оставалось, чтобы Бог, непричастный греху, умер за согрешивших»50Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 139.. Спасителем мира стал Бог воплотившийся, то есть воспринявший человеческую природу, такую, как у людей, но без греха. После грехопадения мир превратился в царство греха и смерти, где стал владычествовать диавол (Ин 12:31; 14:30; 16:11). Нужно было разрушить законы тления и смерти, освободить человечество из рабства у диавола, восстановить и обожить человеческую природу, научить людей любви, восстановить общение людей с Богом. 

Искупительная Жертва явилась осуществлением правды Божией и была необходима именно для спасения людей.

Отцы Церкви предлагают разные образы для того, чтобы выразить смысл совершенного Спасителем Искупления.

Согласно святителю Григорию Нисскому, человек в результате грехопадения оказался в рабстве у диавола; для того, чтобы искупить его, необходимо было заплатить диаволу выкуп; в качестве выкупа предложен был Человек Иисус Христос; диавол принял Его в обмен на человечество, однако под «приманкой» человеческой природы Христа скрывался «крючок» Божества, Которое диавол не сумел удержать51Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 24..

Святитель Василий Великий подчеркивает, что «выкуп», необходимый для избавления человечества от рабства диаволу, не мог ограничиваться простым человеком, поскольку равный не может выкупить равного и человек не может искупить сам себя; нужно было большее, чем человек, а именно — Богочеловек Христос52Василий Великий, свт. Беседы на Псалом 7. 2; Беседа на Псалом 48. 3..

Святитель Григорий Богослов также использует образ «выкупа», но для того, чтобы, отталкиваясь от этого образа, предложить более глубокое объяснение тайны нашего спасения. «Кому и по какой причине принесен этот выкуп? Если лукавому, то — долой оскорбление! Не только от Бога, но и Самого Бога получает разбойник в качестве выкупа, и столь безмерную плату берет за свою тиранию, что за такую плату справедливо было пощадить нас. Если же Отцу, то, во-первых, как? Ведь не у Него были мы в плену! А во-вторых, по какой причине Кровь Единородного будет приятна Отцу, Который даже Исаака не принял, приносимого его отцом, но заменил жертвоприношение, дав овна вместо разумной жертвы? Или из этого видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по Домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силой, и возвел нас к Себе через Сына, посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим. Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»53Григорий Богослов, свт. Слово 45. 22..

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, неприемлемой является мысль, что Искупительная Жертва была принесена диаволу, ибо в этом случае Бог оказывается зависимым от диавола, что немыслимо в отношении Творца: «Да не будет, чтобы Кровь Господа была принесена тирану»54Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 27.. Понятием о принесении жертвы диаволу предполагается, будто между ним и Богом возможен некий договор, что в корне противоречит Священному Писанию, где сказано: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин 3:8). Вместе с тем преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что Сын Божий, «претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит Отцу в жертву за нас, ибо перед Тем мы погрешили, и надлежало, чтобы Он принял выкуп за нас»55Там же.. 

Благодаря Крестной Жертве Спасителя человечество примирилось с Богом.

Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Для чего Бог не пощадил и Единородного Сына Своего, но предал Его? Для того, чтобы примирить с Собою людей, находившихся с Ним во вражде, и сделать их народом избранным (Тит 2:14)»56Иоанн Златоуст, свт. О священстве. 2. 1..

Крестная Жертва Спасителя была Жертвой любви.

О любви Бога к роду человеческому как о главной причине Крестных Страданий Спасителя говорит преподобный Исаак Сирин: «По любви к твари Сына Своего предал Он на Крестную смерть... Это было не потому, что Он не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей; и смертью Единородного Сына Своего приблизил нас к Себе. Да, если бы у Него было что-либо более драгоценное, Он и это отдал бы нам, чтобы тем самым приобрести род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил Он стеснить свободу нашу, хотя и способен был сделать это, но благоволил, чтобы любовью нашего собственного разума мы приблизились к Нему. По любви Своей к нам и по послушанию Отцу Своему, Христос с радостью принял на Себя поругание и печаль»57Исаак Сирин, прп. Слово 48.

Искупительный подвиг Господа Иисуса Христа имеет отношение ко всему человечеству в целом и к каждому отдельному человеку.

Перефразируя апостола Павла (1Кор 9:22), Григорий Богослов говорит о том, что Христос стал «всем для всех, чтобы спасти всех». Принесенная Им Жертва очищает не малую часть вселенной и не на малое время, но весь мир и навечно58Григорий Богослов, свт. Слово 45. 28–29. . Христос как Второй Адам искупил все человечество: «Распростерши святое тело (соответственно) концам света, Он собрал воедино со всех концов всех смертных, соединил их в единого человека... очистив Кровью Агнца всякую нечистоту, преграждавшую смертным путь от земли к небу»59Григорий Богослов, свт. Стихотворения нравственные. 1..

Христос пострадал за все человечество, и Его Крестная Жертва открывает всем людям возможность приобщиться к плодам Искупления. Однако усвоение плодов Искупления, совершенного Господом Иисусом Христом, происходит только в Церкви и через Церковь. Спасение человека зависит от веры, покаяния и участия в церковных таинствах, а также от его духовного усилия, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется» (Мф 11:12).

Господь говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). По словам апостола Павла, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1); «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф 2:8). Апостол Иоанн Богослов пишет: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» (1Ин 2:2–3). 

§ 6. Пресвятая Богородица 

В Священном Писании о Божией Матери говорится, прежде всего, в связи с рождением Иисуса Христа (Мф 1:18–25; Лк 1:26–38).

По словам Евангелия, Архангел Гавриил был послан «в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве» Марии и возвестил Ей, что Она родит Сына, Который «наречется Сыном Всевышнего». Мария, свидетельствуя о Своей чистоте, сказала, что она «мужа не знает», однако Ангел сообщил Ей, что Она зачнет Сына чудесным образом: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:26–35). Когда святой Иосиф усомнился в чистоте Девы Марии, ему во сне явился Ангел Господень, сказавший, что случившееся является исполнением древнего пророчества: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Мф 1:19–25; Ис 7:14).

После рождения Младенца Иисуса Дева Мария была с Ним при поклонении волхвов (Мф 2:11) и пастухов (Лк 2:8–20), «слагая в сердце своем» все слышанные от них слова пророчеств, а затем сопутствовала праведному Иосифу для предписанного законом принесения Иисуса в Иерусалим, где произошла встреча Иисуса и Его Матери с праведным Симеоном Богоприимцем (Лк 2:22–39).

Кроме того, в Новом Завете о Божией Матери говорится в рассказе о проповеди двенадцатилетнего Иисуса в храме (Лк 2:41–51), а также в повествовании о том, как Она и братья Иисуса хотели говорить с Ним, а Он, указав на учеников, сказал: «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12:49–50; Мк 3:31–35; Лк 8:19–21).

В Евангелии от Иоанна рассказывается, что Матерь Божия присутствовала на браке в Кане Галилейской, когда по Ее просьбе Иисус совершил первое чудо, превратив воду в вино (Ин 2:1–11). Матерь Божия стояла на Голгофе при Кресте, и Господь, увидев Мать и тут же стоящего ученика, поручил ему заботу о Ней, а Ей — заботу о нем (Ин 19:25–27). 

Пресвятая Дева Мария стала Матерью не простого человека, а Богочеловека Христа, и потому Церковь именует Ее «Богородицей» (Theotokos).

Апостол Павел говорит: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены» (Гал 4:4). От Пречистой Девы Марии родился не человек, который лишь затем соединился с Богом, но Сам Единородный Сын Божий, через рождение ставший Человеком (1Тим 2:5). Священномученик Игнатий Богоносец (II век) говорит: «Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого»60Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. 18..

Именование «Богородица» широко употребляется в христианских письменных свидетельствах, начиная с III века. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Кто отрицает, что Мария родила Бога, тот не увидит славы Божества Его»61Ефрем Сирин, прп. Слово на Преображение Господа и Бога Спасителя нашего Иисуса Христа.. Святитель Афанасий Великий неоднократно именует в своих трудах Деву Марию Богородицей: «Авраам, увидев Господа, “возрадовался” (Ин 8:56), и Иоанн от гласа Богородицы Марии “взыграл радостно” (Лк 1:44)»62Афанасий Великий, свт. Житие преподобного отца нашего Антония. 36.. Святитель Григорий Богослов утверждает: «Если кто не признает Марию Богородицею, то он отлучен от Божества»63Григорий Богослов, свт. Письмо 101..

В 431 году III Вселенский Собор утвердил исповедание Девы Марии как Богородицы64На III Вселенском Соборе была осуждена ересь Нестория, учившего о том, что во Христе внешним образом соединяется человек Иисус и Бог Слово. По его учению, Пресвятая Дева Мария родила не Бога по плоти, а человека Иисуса, с которым Бог Слово соединяется внешним образом. Он именовал Божию Матерь «человекородицей».. V Вселенский Собор 6-м постановлением определил: «Если кто называет Святую Преславную Приснодеву Марию Богородицею не в истинном смысле, а в несобственном, или переносном, как будто родился простой человек, но не Бог Слово воплотился и родился от Нее, и рождение человека, по его словам, переносится на Бога Слово, как соприсутвовшего рождавшемуся человеку... да будет анафема»65Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 471.. В 1-м правиле VI Вселенского Собора, утвердившем решения предшествующих Вселенских Соборов, о III Вселенском Соборе говорится: «Изложенное учение... согласием запечатлеваем, единого Христа Сына Божия и воплотившегося проповедуя, и бессеменно родившую Его, непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицею»66Правила Православной Церкви, с толкованиями еп. Никодима (Милаша). М., 1994. Т. 1. С. 431.

Рождение Иисуса Христа от Девы — догмат веры.

Учение о девстве Марии было утверждено в Никео-Константинопольском Символе веры: «Веруем во единаго Господа Иисуса Христа... воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы».

Для рождения в мир Бога была избрана чистая и непорочная Дева. Ветхозаветным прообразом приснодевства Богородицы являются закрытые врата храма, которые в пророческом видении созерцал Иезекииль. Через них пройдет Господь Бог, но они так и останутся затворенными: «И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез 44:1–2).

Церковь со времен апостолов исповедует Богородицу Девой. Во II веке о девстве Марии писал священномученик Игнатий Богоносец: «От князя века сего сокрыто было девство Марии и Ее деторождение, равно и смерть Господа, три достославные тайны, совершившиеся в безмолвии Божием»67Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. 19.; Климент Александрийский говорит: «Мария через рождение Сына стала Матерью, и все же последствий материнства не испытала»68Климент Александрийский. Строматы. VII. 16. 7..

Учение о приснодевстве Божией Матери Церковь хранит как особую тайну веры: «Что значит рождение Бога от Девы? Как сошлись воедино естества между собой далекие? — задавался вопросом святитель Григорий Богослов и отвечал: — Это тайна!»69Григорий Богослов, свт. О Воплощении Господа. 2.. В Евангелии сказано, что праведный Иосиф, будучи обручен с Пресвятой Девой, «не знал Ее, как наконец, Она родила Сына Своего Первенца» (Мф 1:25).

Выражение «как наконец» «дает повод некоторым,— замечает святитель Василий Великий, — размышлять, будто бы в чистоте послуживши Рождеству Господню, совершившемуся Духом Святым, Мария не отвергла законного брачного жития» впоследствии. Такое понимание этого текста, говорит святитель, есть результат неверного толкования Писания70Василий Великий, свт. Гомилия на святое Рождество Христово. 5..

Блаженный Иероним при объяснении этого текста главное внимание обращает на праведность Иосифа — мужа Марии. Мог ли этот праведник, то есть «тот, который поверил только откровению во сне, чтобы не сметь касаться жены, мог ли он касаться Ее после того, как узнал от пастырей, что Ангел Господень сошел с небес и сказал им: “Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость” (Лк 2:10)...; тот, который видел Симеона Праведного, проповедовавшего, держа в объятиях Младенца: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром” (Лк 2:29); тот, который видел Анну пророчицу, волхвов, звезду, Ирода, ангелов, тот, говорю, который знал столько чудес, неужели дерзал касаться Храма Божия, Престола Духа Святого, Матери Господа своего?»71Иероним Стридонский, блж. О приснодевстве Блаженной Марии: Книга против Елвидия. 8.. 

Богородица именуется Приснодевой, и это означает, что Она не только до рождения Спасителя и во время Его зачатия и рождения, но и в течение всей последующей жизни оставалась Девой.

Церковь прославляет Богородицу как сохранившую девство навечно: «Се исполнися Исаиино проречение: Дева бо родила еси и по рождестве, яко прежде рождества, пребыла еси, Бог бо бе Рождейся, темже и естества новопресече. Но, о Богомати, моления Твоих рабов, в Твоем храме приносимая Тебе, не презри, но яко Благоутробнаго Твоима рукама носящи, на Твоя рабы умилосердися и моли спастися душам нашим»72Вот, исполнилось пророчество Исаии: ибо Ты, Дева, родила и после родов осталась такой же, как и до родов — ведь Богом был рожденный, потому Он и [законы] природы изменил. Итак, о Богоматерь, да не презришь Ты молений Твоих рабов, приносимых Тебе в посвященном Тебе храме, но прояви милосердие — как носившая Милосердного во объятиях Твоих —к слугам Твоим и ходатайствуй о спасении душ наших: Воскресная вечерня. Богородичен на стиховне 1-го гласа..

Приснодевство Божией Матери оспаривалось некоторыми еретиками на том основании, что Рожденный Ею Богомладенец назван в Евангелии «Первенцем» (Лк 2:7), а не «единородным» (то есть «первым», а не «единственным»). Такой аргумент преподобный Иоанн Дамаскин считал неубедительным: «И после родов Приснодева остается Девою, никоим образом — до смерти не вступившею в общение с мужем. Ибо, если и написано: «и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего Первенца», то должно знать, что первенец есть тот, который родился первым, хотя бы он был и единородным»73Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. IV. 14..

В Евангелии есть упоминания о братьях и сестрах Иисуса (Мф 13:55–56), но, согласно традиционному пониманию, речь здесь идет не о родных братьях и сестрах. Святитель Епифаний Кипрский74Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 78. 7–9. и святитель Амвросий Медиоланский75Амвросий Медиоланский, свт. О воспитании девы и приснодевстве Святой Марии, к Евсевию. 6. 43. считали, что это дети праведного Иосифа от первого брака. В Священном Писании эти братья и сестры нигде не называются детьми Девы Марии. Сам Господь, когда умирал на Кресте, поручил Свою Мать заботам Своего ученика (Ин 19:27), а не «родственникам Ее или детям Иосифа, если бы они от Нее были»76Епифаний Кипрский, свт. Против ересей. 8. 7.. Церковь отвергает мнение о том, что «братья и сестры Иисуса» — это дети Марии и Иосифа, родившиеся после Иисуса. 

В богослужебных песнопениях и творениях святых отцов Богородица восхваляется в возвышенных словах.

«Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим» — эти слова из песнопения преподобного Космы Маюмского (VIII век) часто звучат в православном богослужении. Они указывают на то, что Пречистая Дева Своим личным духовным подвигом и по благодати Божией достигла такого совершенства, что превзошла Своей святостью высшие ангельские силы и предстоит Богу выше всех тварных существ. Она предвидела Свою будущую славу еще во время земной жизни и потому сказала: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк 1:48), пребывая при этом в великом смирении.

«Всесвятая», «Пречистая», «Преблагословенная» — эти и подобные именования указывают на духовный подвиг Божией Матери. В течение Своей земной жизни Она не совершила никакого греха. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что «Она была Всечистой», отражая «всякий излишний и душевредный помысл»77Иоанн Дамаскин, прп. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы. 1. 6.. По словам святителя Григория Паламы, Пресвятая Дева «превзошла все и была выше всего Своими добродетелями, величием Своего достоинства»78Григорий Палама, свт. Беседа на Успение Приснодевы Марии.

Согласно православному вероучению, Дева Мария нуждалась в Искупителе, как и все люди, произошедшие от праотца Адама.

Ее душа жаждала спасения, поэтому Она возрадовалась о пришествии Спасителя: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1:46–47). По словам преподобного Ефрема Сирина, Дева «предложила в служение такое естество, которое должно было болеть, и прияла его неболезнующим... Врач, восприявший от Нее природу, за сие восстановил Ее здравою... И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает сокровенное естество. Он очистил и Деву и потом родился, дабы показать, что где Христос, там проявляется чистота во всей силе79Ефрем Сирин, прп. Слово на еретиков; Иоанн Златоуст, свт. Беседа 6. 10; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 2.