Глава 4. Мир

§ 1. Мир сотворен Богом 

Весь видимый и невидимый мир сотворен Всемогущим Богом.

В Священном Писании говорится: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них» (Неем 9:6); «Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней» (Ис 42:5); «Господь, сотворивший небеса... Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Ис 45:18); «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер 10:12)1См. также: Исх 20:11; Пс 99:3; 148:5; Ис 37:16; 45:18; 4Цар 19:15; Деян 14:15; 17:24; Откр 10:5–6.

Сам Бог через пророков говорит о Себе как о Творце мира: «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис 45:12). «Я полагал основания земли», — говорит Господь праведному Иову (Иов 38:4).

Вера в то, что Бог сотворил мир, засвидетельствована в Никео-Константинопольском Символе веры2 О Символе веры см.: Глава 2. § 5.: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого». 

В сотворении мира явлено Триединство Бога.

В Новом Завете говорится, что Бог Отец творил через Своего Сына: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне... через Которого и веки сотворил» (Евр 1:1–2). Сын Божий — то Слово, через Которое мир был приведен в бытие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1:1–3). По словам апостола Павла, Сын Божий «есть образ Бога невидимого... ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол 1:15–17).

Священномученик Ириней Лионский образно называет Слово и Дух двумя «руками» Отца, которыми Он действовал при сотворении мираИриней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 20. 1.. Поясняя участие каждого Лица Святой Троицы в творении, святитель Василий Великий говорит: «Отец есть предначинательная причина всего существующего, Сын — причина созидательная, Дух Святой — причина совершительная, так что волею Отца все существует, действием Сына все приводится в бытие, присутствием Духа все совершается... Посему представляй Трех: повелевающего Господа, созидающее Слово и утверждающего Духа»4Василий Великий, свт. О Святом Духе. 16. 38.. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, в сотворении мира «мысль [Бога Отца], дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом»5Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 2 (16)..

Бог сотворил мир по любви6См. также: Глава 4. § 1. — по Своему свободному произволению. Не было никаких внешних причин, которые вынудили бы Бога сотворить мир.

Бог самодостаточен по Своей природе и не нуждается в творении (Деян 17:25); Он вечно существовал до того, как появился мир (Пс 89:3). Возникновение мира является следствием свободного Божественного волеизъявления: Бог, «не принужденный кем-либо, но по Своей воле и свободно сотворил все»7Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 1. 1..

Будучи Любовью (1Ин 4:8), Бог сотворил мир по преизбытку любви; Он привел в бытие мир, чтобы мир приобщился Его любви. Любовь Божия выражается и в сотворении мира, и в том, что Бог продолжает заботиться о нем.

Священное Писание многократно повторяет, что Бог творит только благо и делает все для умножения блага. Он не перестает благоволить Своим созданиям (Деян 14:17), «Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:25); Он подает «все обильно для наслаждения» (1Тим 6:17), «открывает руку Свою» и щедро изливает на творение Свою милость, дабы все «насытились благом» (Пс 103:28). В этом смысле отцы Церкви говорят о том, что Бог создал мир не для Себя, но для нас — для тех, кого Он создал8Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. 5.. «Для Благости недостаточно было того, чтобы двигаться лишь в созерцании себя самой, но надлежало благу разливаться и идти далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее»9Григорий Богослов, свт. Слово 38. 9; Слово 45. 5; см. также: Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 2 (16)..

Бог сотворил все видимое и невидимое из ничего.

О том, что Бог сотворил мир из ничего, говорится в Ветхом Завете: «Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2Макк 7:28). Святитель Афанасий Великий пишет: «Вселенная не сама собою произошла, потому что есть о ней Промысел, и не из готового вещества сотворена... но из ничего вовсе не существовавшую прежде вселенную привел в бытие Бог»10Афанасий Великий, свт. Слово о Воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти. 3..

Выражение «из ничего» означает, что Бог сотворил мир как нечто абсолютно новое, отличное от Него Самого. Блаженный Августин разъясняет смысл выражения «сотворил из ничего» так: «Бог создал и сотворил все существующее, насколько оно существует; так что всякая тварь, как разумная, так и телесная... как видимая, так и невидимая, создана не из Божественной природы, а Богом из ничего, и в ней нет ничего, относящегося к Троице, кроме того разве, что ее создала Троица... Поэтому говорить или веровать надлежит так, что все сотворенное ни единосущно, ни совечно Богу»11Августин Иппонский, блж. О книге Бытия буквально. Книга неоконченная. 1..

Только Бог способен создавать из ничего, приводя творимое из небытия в бытие. Священномученик Ириней Лионский говорит: «Люди могут делать что-либо не из ничего, но из подлежащей материи, Бог особенно превосходит людей тем, что Он Сам призвал в бытие материю Своего создания, которая прежде не существовала»12Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 10..

Согласно христианскому вероучению, «тварь произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из небытия волею и силою Его»13Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 8.. Представление о том, что мир был создан из некоей предсуществовавшей материи, противоречит христианскому вероучению. 

§ 2. «Дни творения» и начало времени 

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1). «Начало», о котором говорится в первом стихе Библии, — это начало существования творения.

К Богу неприменимы категории времени и пространства. Бог существует вне зависимости от кого-либо и от чего-либо. Мир же во всем своем многообразии и сложности имеет начало, которое отделяет его бытие от небытия. Непостижимо, каким образом мир возник из небытия, Божественное Откровение сообщает лишь то, что произошло это по воле Бога и Его силой: «Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось» (Пс 32:9). Мир имеет начало не только в смысле появления во времени, но и в смысле источника своего бытия — Всемогущего Бога, по воле Которого он возник. 

Мир был сотворен Богом за «шесть дней».

Слово «день» в Священном Писании имеет много значений и не всегда указывает на календарные сутки. «Днем» называются различные по продолжительности периоды времени. Обращаясь в молитве к Богу, царь Давид говорит: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89:5). Эти слова почти повторяет апостол Петр: «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3:8). «День» может означать целую эпоху, как, например, «день Господень» (Ам 5:18,20; Ис 2:12; Деян 2:20), то есть пришествие Мессии и Суд Божий.

Блаженный Августин говорит: «Какого рода эти дни (творения) — представить это нам или крайне трудно, или даже совсем невозможно, а тем более невозможно об этом говорить. Мы видим, что обыкновенные наши дни имеют вечер вследствие захода солнца, а утро вследствие восхода солнца; но из тех дней первые три прошли без солнца, о сотворении которого говорится в день четвертый»14Августин Иппонский, блж. О Граде Божием. XI. 6, 7.. 

«Дни творения» — это последовательные этапы создания Богом мира видимого и невидимого.

«В начале Бог сотворил небо и землю» (Быт 1:1). Слова «небо» и «земля» в данном месте указывают на два плана бытия: небо — горний, невидимый мир, или «небеса небес» (Пс 148:4), а земля — первооснова видимого мира. Последующее повествование подтверждает эту мысль, поскольку видимое небо, созданное во второй день, называется твердью, а собственно земля, явленная в третий день, называется сушей.

«Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» (Быт 1:2) — так определяется изначальное состояние Вселенной. Своим творческим повелением Бог разделяет свет и тьму, день и ночь, воду и сушу, преобразуя изначальное «безвидное» состояние мира.

Первоначальный свет, который Бог творит в первый день и отделяет от тьмы, «разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте, повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении. По внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением его оканчивалось ее владычество»15Ефрем Сирин, прп. Толкование на первую книгу Моисея Бытие 1. 8, 9.. «И увидел Бог свет, что он хорош» (Быт 1:4). Все, что творит Бог, — прекрасно, и на каждом этапе творения это утверждение повторяется вновь и вновь.

Во второй день Бог разделяет твердью верхние и нижние воды (Быт 1:6–8).

В третий день воды собираются в установленные места, образуются моря и появляется суша, которая по повелению Божию производит из себя растения (Быт 1:9–13).

С третьего дня творения библейский рассказ сосредотачивается на земле и ее устройстве. Земля обустраивается с конкретной целью — заселить ее живыми существами и, наконец, поселить на ней человека. Неслучайно святые отцы сравнивают процесс формирования Вселенной с восхождением по ступеням лестницы, на вершине которой находится человек16Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 8..

В четвертый день творения сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1:14).

В пятый день наполняются жизнью водоемы и небеса: Бог творит рыб, пресмыкающихся и птиц (Быт 1:20–22).

В шестой день Бог творит «зверей земных» и, таким образом, земля становится заселенной (Быт 1:24–25).

В тот же, шестой день Бог творит человека по образу и подобию Своему (Быт 1:27)17О человеке см. подробнее в Главе 3..

Творение завершается покоем Творца, благословением и освящением седьмого дня, о котором не сказано «и был вечер, и было утро», как о других днях, из чего можно заключить, что седьмой день еще не завершен. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт 2:2).

«Седьмой день» —  это время бытия сотворенного мира после того, как Бог завершил дело творения. Однако в это время, которое длится до сего дня, Бог не бездействует и не устраняется от мира, но продолжает заботиться о нем. 

Забота Бога о сотворенных Им мире и человеке называется Божественным Промыслом.

Предметом Божественного Промысла является весь тварный мир: «Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему» (Пс 146:8–9). В Евангелии Господь Иисус Христос говорит, что без воли Отца Небесного даже самая малая птица не упадет на землю (Мф 10:29). Апологет II века Афинагор Афинский писал: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, но... попечение Творца простирается на все, сокровенное и явное, малое и великое. Ибо все сотворенное имеет нужду в промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано»18Афинагор Афинский. О воскресении мертвых. 18..

Мир по своей природе всецело зависит от Творца, ибо источник бытия мира сокрыт в Боге, Который как бы удерживает сотворенный из ничего мир над бездной небытия19Филарет Московский, свт. Слово в день обретения мощей свт. Алексия // Слова и речи. М.: 1877. Т. 2. С. 436.: «Всякое место и всякое создание объемлет Божественная рука, сохраняя бытие тварей и содержа жизнь нуждающимся в жизни»20 Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. 1. 9.

Христиане с древних времен сохраняется ожидают наступления «восьмого дня», под которым понимается Царство Небесное.

В Священном Писании часто говорится о «веке века» и «веках веков» — здесь указывается на «восьмой день», который есть, по словам святителя Василия Великого, не что иное, как «невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день», находящийся за пределами времени. Поэтому, заключает святитель, «назовешь ли его днем или веком, выразишь одно и то же понятие, скажешь ли, что это день или что это состояние, всегда он один, а не многие; наименуешь ли веком, он будет единственный, а не многократный»21Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 2. 8.

Сотворение мира является тайной Божией, постижение которой превышает возможности человеческого ума, но которая открывается человеку через веру.

Феофил Антиохийский замечает: «Этого семидневного творения никто из людей не может надлежащим образом объяснить... даже хотя бы кто жил тысячу лет на этом свете, и тогда не будет в состоянии об этом сказать что-нибудь достойным образом, по причине превосходного величия и по богатству Премудрости Божией, присущей в этом шестидневном творении»22Феофил Антиохийский, сщмч. К Автолику. II. 12.. По словам апостола Павла, «верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр 11:3). 

Шестоднев не является научным описанием этапов сотворения мира.

Священное Писание — это откровение Бога о Себе как Творце и Промыслителе мира. Библия говорит об истории спасения человека и потому не является источником научного знания об окружающем человека мире. Попытка противопоставить Шестоднев научным данным и теориям о происхождении мира является ошибочной. Современная наука не может опровергнуть веру в Творца мира. 

Время было сотворено Богом, его начало совпадает с началом мира, который существует во времени.

«Время от создания неба и земли исчисляется»23Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. 5. 10. 51. . «Мир сотворен не во времени, но вместе с временем»24Августин Иппонский, блж. О Граде Божием. XI. 6.. Следовательно, до сотворения мира времени не было. Время неразрывно связано с тварным миром, частью которого является и человек. Течение времени противопоставляется в Священном Писании вечности Бога: «Дни мои — как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь» (Пс 101:12–13).

Время связано с изменчивостью всего тварного и началось по воле Бога Творца. Согласно учению Церкви, некогда по Его же повелению оно и закончится. В Священном Писании говорится: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся... что времени уже не будет» (Откр 10:5–6)25Про конец времени см. подробнее в Главе 5..

 § 3. Ангелы и демоны 

Прежде сотворения видимого мира Бог сотворил мир невидимый — ангельский.

Ангелы — это разумные существа, обладающие свободной волей и имеющие духовную природу26Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 3 (17).. Как сотворенные существа ангелы обладают бессмертием не по природе, но по Божественной благодати. Находясь в благодатном единстве с Богом, ангелы на небесах всегда видят лик Отца Небесного (Мф 18:10). Но, как и люди, они не могут постичь Божественную сущность (1Кор 2:11).

Подобно людям, ангелы призваны к бесконечному совершенствованию: «Все сотворенные существа получили от Создателя чин бытия и начало, а для некоторых и конец предназначен, но добродетели конец беспределен... И ангелы... не пребывают без преуспеяния, но всегда приемлют славу к славе и разум к разуму»27Иоанн Лествичник, прп. Лествица. 26. 152..

Ангелов называют также «бесплотными духами», однако это не означает, что они вообще лишены какой-либо телесности.

По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «все сопоставляемое с Богом... оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно». Если же природу ангелов сравнивают с человеческой, то называют ее «бестелесной» и «невещественной»28Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 3 (17). См. также: Анастасий Синаит, прп. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божию. 1. 1.

Именование «ангелами» (от греческого «вестник», «посланник») свидетельствует не о природе, а о характере их служения.

Являясь «служебными духами», ангелы не только непосредственно служат Богу (Ис 6:2–3), но и посылаются Им «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр 1:14).

Ангелы выполняют миссию посредничества между Богом и людьми, как это было явлено во сне ветхозаветному патриарху Иакову, видевшему лестницу, по которой ангелы Божии сходили с небес на землю и снова возвращались на небеса (Быт 28:12). В Новом Завете архангел Гавриил возвещает Пресвятой Деве о рождении Иисуса Христа (Лк 1:26–33); Его рождение сопровождается ангельским славословием (Лк 2:9–14). Иосиф и Мария находятся под постоянным покровом ангела (Мф 2:13,19–20). Ангел укрепляет Христа во время Его молитвы в Гефсимании (Лк 22:43). Радостную весть о Воскресении Спасителя первыми сообщают Его ученикам ангелы (Мф 28:5–7). С ангелами «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего», чтобы воздать «каждому по делам его» (Мф 16:27).

Ангелы возвещают волю Божию людям, охраняют их в трудных жизненных обстоятельствах и испытаниях, поражают их врагов (4Цар 19:35), в качестве воспитательной меры наказывают за грехи (2Цар 24:16–17). По мнению некоторых святых отцов, ангелы «охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом»29Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24.; каждый ангел принял «одну какую-либо часть вселенной» или приставлен «к одному чему-нибудь в мире»30Там же.

Каждый человек имеет ангела-хранителя31Ангела-хранителя не следует путать с молитвенным заступником человека — святым, имя которого он получил при крещении. День памяти этого святого в просторечии называется «днем ангела», тогда как правильное название: день тезоименитства (именины)..

Иисус Христос говорит о детях, что у каждого из них есть свой ангел на небесах (Мф 18:10). Христиане, собравшиеся на молитву в доме Марии, матери Иоанна, называют ангела, освободившего апостола Петра из темницы, «его ангелом», то есть ангелом Петра (Деян 12:15).

Каждый человек имеет ангела-хранителя, который пребывает с ним постоянно. Ангел-хранитель присутствует с человеком в течение всей жизни, не оставляет он его и в момент смерти: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти, размышляй о самом разлучении души от тела, — разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела»32Феодор Студит, прп. Послания. 3. 5 (193).. Душа умершего после смерти существует, «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносясь на высоту»33Кирилл Александрийский, свт. Слово о исходе души и Страшном Суде..

О постоянном пребывании ангела-хранителя с человеком существует особое прошение, включенное в ектению: «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». 

Еще до сотворения видимого мира один из ангелов, пожелавший стать таким же, как Сам Бог, восстал против Бога.

В Священном Писании этот ангел именуется «денницей», «сыном зари» (Ис 14:12), потому что изначально, как и все ангелы, был создан благим и светоносным. Святитель Григорий Богослов называет его «высочайшим светом»34Григорий Богослов, свт. Стихотворения богословские. 7. 50. . Этот ангел был наделен особым достоинством и честью. Святитель Афанасий Великий называет его «одним из херувимов»35Афанасий Великий, свт. К Серапиону, епископу Тмуисскому. 1. 26.; святитель Кирилл Иерусалимский — архангелом36Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. 2. 4.. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, против Бога восстал «тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому Бог вверил охранение земли»37Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 4 (18)..

Любое бытие по своей изначальной природе есть благо, поскольку «существует лишь благодаря Добру», то есть Богу; поэтому «по природе своей не злы и демоны», ибо они «одной и той же природы с ангелами»38Дионисий Ареопагит, сщмч. О Божественных именах. 4. 23–24; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 4 (18).. Изначально они были призваны к преуспеянию в благе: «Диавол и ангелы его, хотя и были блаженны прежде, чем пали, и не знали, что предстоит им впасть в несчастье, однако их блаженство могло бы еще более возрасти, если бы при помощи свободного решения они устояли в истине»39Августин Иппонский, блж. Об упреке и благодати. 10. 27.. Диавол, будучи создан добрым, «самовластно сделался изобретателем порока, также и те силы, которые отпали вместе с ним»40Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 27 (41).

Падший ангел злоупотребил дарованной ему Богом свободой.

Свобода, дарованная ангелам, исключала какое-либо принуждение, поэтому они не были ограждены от падения и соответственно утраты своего величия и достоинства. Испытание свободой — главное условие, при котором ангелы как разумные существа могли возрастать в совершенстве. Множество ангелов остались верны Богу, однако некоторые, во главе с денницей, отпали от Бога.

По учению святых отцов, отпадение части ангелов от Бога было событием, которое произошло лишь однажды и повториться не может: «Гавриил — ангел и всегда предстоит перед Богом. Сатана — ангел, но полностью отпал от собственного чина. И его (Гавриила) произволение сохраняло в вышних, а последнего (сатану) низвергла свобода воли»41Василий Великий, свт. Беседа 9. 8..

Ангелу, падшему первым, обычно усваиваются имена: «сатана», то есть противник, обольститель, «диавол» — клеветник, «веельзевул» — «князь бесовский» (Мф 12:24; Мк 3:22; Лк 11:15), «отец лжи» (Ин 8:44), «великий дракон», «древний змий» (Откр 12:9). Падших ангелов называют словами: «лжец», «противник» (1Пет 5:8); «враг» (Мф 13:39); «лукавый» (Мф 6:13; Лк 11:4; Еф 6:16); «нечистый дух» (Мк 3:30). Подчиненные ему падшие ангелы называются «демонами», «бесами». 

О бесах говорится в Священном Писании, творениях святых отцов и житиях святых.

Священное Писание нередко называет языческих богов «бесами»; именно бесам, а не бездушным идолам народ приносил жертвы (Втор 32:17). Действие демонских сил проявлялось в чародействе, ворожбе, гаданиях, вызываниях духов мертвецов (1Цар 28:3–25; 4Цар 9:22; 21:6; Втор 18:10–11). На царя Саула, когда от него «отступил Дух Господень», напал злой дух (1Цар 16:14; 18:10).

Евангелие от Луки повествует о гадаринском бесноватом, который, «увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни» (Лк 8:28‑29). 

Диавол и злые духи искушают людей, стремясь их обмануть.

Диавол пытался искушать даже Самого Христа, однако Спаситель отверг все искушения (Мф 4:1–11; Мк 1:12–13; Лк 4:1–13).

Диавол не открывает человеку свою истинную сущность, маскирует зло под добро. Желая отвратить человека от Бога, диавол может принимать «вид ангела света» (2Кор 11:14).

Диавольское искушение является испытанием, помогающим человеку укрепиться в добре и верности Богу. Злые духи могут приобретать власть над человеком, который «сам по себе падает, когда предается нерадению и поблажает своим похотям и страстям»42Добротолюбие. Изречения св. Антония Великого и сказания о нем. 25.. Бесы пользуются ложью, чтобы завлечь и обмануть человека (Ин 8:44).

Злые духи могут действовать через других людей — магов, знахарей, гадателей, астрологов, экстрасенсов. В Ветхом Завете неоднократно говорится о запрете волшебства. Моисей передает израильтянам заповеди Господни: «Не ворожите и не гадайте... Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев 19:26, 31). 

Иисус Христос пришел, чтобы «разрушить дела диавола» (1Ин 3:8) и Своей «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр 2:14).

Христос изгонял нечистых духов, вселявшихся в людей (Мк 1. 27), наделял апостолов властью изгонять бесов (Мк 16:17; Лк 9:1; 10:17).

Хотя сатана уже «осужден» (Ин 16:11), он не прекращает своей борьбы не только во время земной жизни Иисуса Христа, но и после Его Воскресения; он препятствует христианской проповеди (1Фес 2:18). Ложь и коварство он проявит и во время пришествия антихриста, которое «по действию сатаны» будет сопровождаться «всякою силою и знамениями и чудесами ложными» и «всяким неправедным обольщением» (2Фес 2:9–10). 

§ 4. Совершенство творения

Сотворенный Богом мир — благ.

В библейском повествовании о шести днях творения неоднократно говорится, что создаваемый Богом мир — благ (хорош, добр): «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:10; 1:4,12,18,21,25); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт 1:31).

Блаженный Августин пишет: «Если отдельные творения Божии по внимательном рассмотрении отличаются, каждое в своем роде, похвальной соразмерностью, стройностью и упорядоченностью, то насколько более все это верно в отношении всех творений вместе, то есть в отношении вселенной, которую наполняют отдельные творения, собранные воедино? Ведь красота, присущая частям, гораздо более заслуживает похвалы в целом, нежели в частях»43Августин Иппонский, блж. О книге Бытия буквально. IX. 1. 21..

Все сотворенное Богом является благим по своему причастию к Высшему Благу и служит как бы его отражением: «Как всякий свет освещается от солнца или огня, так и всякое благо имеет существование от безграничного и непостижимого океана благости, и все, что от Бога, благо поистине и в собственном смысле»44Иоанн Дамаскин, прп. Против манихеев. 15..

Все творение призвано восхвалять своего Создателя: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес... Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые, цари земные и все народы, князья и все судьи земные, юноши и девицы, старцы и отроки да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах... Все дышащее да хвалит Господа!» (Пс 148:1–4,7–13; 150:6). 

Бог не является создателем зла. Зло возникло в тварном мире как противление Богу.

В Богозданном мире не было зла. Оно возникло в результате восстания против Бога — сначала части ангелов во главе с диаловом, а затем первых людей, которые по наущению диавола нарушили заповедь Божию, захотев стать, «как боги» (Быт 3:5).

Святые отцы учат, что зло не имеет собственной сущности, будучи лишь следствием свободного произволения сотворенных существ и обнаруживая недостаток в них добра. Святитель Василий Великий говорит, что «зло не само по себе существует, но является за повреждениями души», разъясняя далее: «Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для нее преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, всего более приличного разумной природе». По слову святителя, зло есть отчуждение от Бога, и причиной того зла, которое испытывает грешник во аде, является не Бог, «а мы сами, потому что начало и корень греха — от нас зависящее, наша свобода»45Василий Великий, свт. Беседы. 9..

Таким образом, «зло — не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра»46Он же. Беседы на Шестоднев. 2.. Святитель Григорий Нисский пишет: «Зло не иное что есть, как порок. Всякий же порок, не как что-либо само по себе существующее и оказывающееся самостоятельным, имеет ту отличительную черту, что он есть недостаток добра»47Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 7.. Преподобный Иоанн Дамаскин дает такое определение: «Зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, то есть своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех»48Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры IV, 20.

Совершенство творения свидетельствует о Творце.

Созерцание или изучение окружающего мира может стать первой ступенью в познании Бога, поскольку видимый мир указывает на свою причину — Творца: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс 18:2). Созерцая красоту мира, святые отцы называют Творца премудрым Художником: «Прославим наилучшего Художника, премудро искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою»49Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев. 1. 11..