Глава 5. Человек

§ 1. Сотворение человека Богом 

Человек сотворен в шестой, завершающий день творения.

В Книге Бытия сотворение человека описывается так: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1:26–27); «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2:7). 

Особенность человека и его отличие от прочих творений Божиих заключается в том, что он является существом, в котором соединяется телесное и духовное.

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом так: «Создал Бог духовную сущность, то есть ангелов и все небесные чины, ибо ангелы, без всякого сомнения, имеют духовную и бестелесную природу... Кроме того, Бог создал и чувственную сущность, то есть небо, землю и то, что находится между ними». Дальше в своем рассуждении преподобный Иоанн передает слова святителя Григория Богослова: «Но еще не было смешения из ума и чувства, сочетания противоположных — сего опыта Высшей Премудрости, сей щедрости в отношении обеих природ... Восхотев и сие показать, Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимая и видимая природы»1Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12 (56); Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11..

Таким единством и стал человек, микрокосмос (то есть «малый мир»), «ибо он носит на себе образ всего великого мира»2Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. Часть I. Ответ 18.. Святитель Григорий Нисский говорит, что «человек есть некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная»3Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении.. 

Человек — наивысшее создание Божие.

По словам священномученика Иринея Лионского, «слава Божия есть живущий человек»4Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. IV. 20. 7.. Видимый мир, включая небо, землю, море, солнце, луну, звезды, животных, растения, образовался до человека и для человека. Святитель Григорий Нисский так описывает царственный характер человека: «Человек введен последним в творение, не потому, что как нестоящий отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных». Святитель сравнивает Бога с добрым хозяином, который сначала прибирает дом и готовит еду, а потом зовет высокого гостя: «Подобным образом богатый и щедрый Хозяин естества нашего, украсив это жилище всякого рода красотами, уготовив этот великий и всем снабженный пир, потом уже вводит человека, вменив ему в занятие не приобретать то, чего еще нет, но наслаждаться тем, что уже есть»5Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 2..

Человек сотворен, чтобы властвовать над окружающим миром.

Сотворив человека, Бог дает ему власть нарекать имена: Он приводит к человеку всех животных и птиц, «чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам, и птицам, и всем зверям» (Быт 2:19–20). Наречение имен животным — знак того, что Бог поставил человека над ними, сделал его их властелином. По словам святителя Григория Богослова, Бог ставит человека на земле как «царя над тем, что на земле»6Григорий Богослов, свт. Слово 38. 11. .

Псалмопевец воспевает величие человека: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чтó есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:4–9). 

Бог сотворил человека как мужчину и женщину.

В Священном Писании говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Сотворив первого человека, Бог создал ему помощницу: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2:18). Бог сотворил мужчину и женщину равными по своей человеческой природе: Ева — «плоть от плоти» Адама (Быт 2:23).

Принадлежность каждого человека к одному из двух полов — мужскому или женскому — выявляет разделение в единой человеческой природе, воссоединение которой происходит в браке через союз и общение мужчины и женщины. Господь Иисус Христос приводит слова Священного Писания о том, что Бог создал мужчину и женщину, которые соединяются «так, что они уже не двое, а одна плоть», и затем говорит: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:4–6). 

§ 2. Образ и подобие Бога в человеке

Человек — единственный из всех живых существ — сотворен по образу и подобию Божию.

Святитель Григорий Нисский говорит: «Что важного в этом — почитать человека образом и подобием мира, когда и небо преходит, и земля изменяется, и все, что в них содержится, преходит? Но в чем же тогда по церковному учению состоит величие человека? Не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу естества Создавшего»7Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16..

Святые отцы различают «образ» и «подобие» Божии в человеке. Образ Божий был дан человеку в момент его сотворения. Подобие же Богу должно быть достигнуто человеком через нравственное совершенствование и доброделание8Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 6. 1; Климент Александрийский. Строматы. II. 22; Ориген. О началах. III. 6. 1; Диадох Фотикийский, блж. Слово подвижническое. 89; Максим Исповедник, прп. Главы о любви. 3. 25; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12.. Святитель Василий Великий говорит, что человек есть тварь, получившая повеление стать богом9Эти слова святителя Василия приводит святитель Григорий Богослов: Григорий Богослов, свт. Слово 43.

Сотворив человека по образу Своему, Бог сделал его причастным благам и совершенствам, которыми в полноте обладает только Он Сам: Бог творит человека «не лишенным благ»; а «поскольку подробный перечень благ велик и исчислить их невозможно, то Божие слово, в кратком изречении соединив все блага, обозначило их, сказав, что человек создан по образу Божию. Ибо это значит то же, что сказать: человек сотворен по природе причастным всякого блага»10Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 16..

Образ Божий, данный человеку от рождения, неуничтожим, подобие же может быть утрачено вследствие греховной жизни. 

Образ Божий в человеке имеет различные черты.

Святые отцы говорят о разных чертах образа Божия в человеке. Сообразность человека Богу усматривается в царственном достоинстве человека, в его превосходстве над всем тварным миром. На богообразность указывает духовная природа человека: душа как нематериальная часть человека11Григорий Богослов, свт. Слово 8; Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия. 1. 11; Максим Исповедник, прп. Мистагогии. 6., разум как его высшая способность12 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. III. 18.. Образ Божий, по мысли отцов, также состоит в дарованной человеку свободе, в его способности к творчеству13По словам Василия Селевкийского, давая человеку право нарекать имена животным, Бог как бы говорит Адаму: «Будь творцом имен, коль скоро ты не можешь быть творцом самих тварей... Мы делим с тобой славу творческой премудрости... Давай имена тем, кому Я дал бытие» (Василий Селевкийский. Слово об Адаме)..

В то же время невозможно до конца постичь смысл сотворения человека по образу Божию. «Так как одним из свойств, усматриваемых в Божием естестве, является непостижимость сущности, то, по всей необходимости, и образ в этом имеет сходство с Первообразом»14Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. 11.,— говорит святитель Григорий Нисский. 

С образом Божиим в человеке связано понятие о человеческом достоинстве.

Каждый человек как носитель образа Божия обладает достоинством и ценностью. Святитель Григорий Богослов говорит: «Так щедро всех людей наделил Бог, конечно, для того, чтобы равным раздаянием даров Своих показать и одинаковое достоинство нашей природы, и богатство благости Своей»15Григорий Богослов, свт. Слово 14..

В основе христианского отношения к человеку лежит заповедь о любви к ближнему16См. подробнее: Основы православного нравственного учения. Глава 1. § 3–4.

. Чтобы исполнить эту заповедь, прежде всего нужно видеть в каждом человеке образ Божий. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна — образ Божий»17Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. 267..

Высокому человеческому достоинству должна соответствовать и подобающая ему жизнь: «Если к образу Божию в Православии возводится неотъемлемое, онтологическое18Онтологическое – относящееся к самому бытию человека. достоинство каждой человеческой личности, ее высочайшая ценность, то подобающая достоинству жизнь соотносится с понятием подобия Божия, которое по Божественной благодати достигается через преодоление греха, стяжание нравственной чистоты и добродетелей»19Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. I. 2.

§ 3. Устроение человека 

Человек — разумное живое существо, состоящее из души и тела.

Святые отцы говорят о человеке как о душевно-телесном существе. Мученик Иустин Философ пишет: «Сама по себе душа — человек? Нет, не человек душа. Назовешь ли тело человеком? Нет, но называется телом человека. Итак, ни одно из двух само по себе не есть человек, но соединение из обоих называется человеком»20Иустин Философ, мч. О воскресении. 8.. И священномученик Ириней Лионский учит: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию»21Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. V 6. 1.. По словам преподобного Симеона Нового Богослова, человек есть «живое существо, смертное и бессмертное, видимое и невидимое, чувственное и мысленное, способное видеть видимое творение и постигать мысленное»22Симеон Новый Богослов, прп. Главы богословские, умозрительные и практические. 2. 23..

Отцы Церкви, различая в человеке материальное начало, называемое «телом» или «плотью» , и духовное, выражаемое словами «душа»  и «дух» (или «ум»), говорят по преимуществу о двухчастном составе человека (тело и душа), а иногда — о трехчастном (тело — душа — ум или тело — душа — дух). При этом ум, или дух, понимается как высшая способность души23Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13.

Человеческое тело устроено премудро и соразмерно, каждый орган в нем исполняет определенную функцию.

О разумном строении тела человека апостол Павел говорит: «Членов много, а тело одно... Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1Кор 12:20; 24–25).

Тело человека устроено таким образом, чтобы быть выразителем его духовных способностей и свойств. Обращая внимание на значение тела в жизни человека, на его премудрое устройство, святые отцы приводили для выражения его отношения к душе сравнение с жилищем для жильца, с кистью для художника24Иустин Философ, мч. О воскресении. 10; Ириней Лионский, сщмч. Против ересей V. 3. 3.. «Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом и чистоту храним телом; похищаем рукою и милостыню даем рукою»25Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные. XVIII. 19..

Человек не должен презирать свое тело. Апостол Павел говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее...» (Еф 5:29). Человек воскреснет в теле: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фес 5:23).

Святитель Иоанн Златоуст опровергает мнение еретиков, которые утверждают, что тело и не сотворено Богом, поскольку человеческое тело несовершенно, а Бог не мог сотворить несовершенства26Иоанн Златоуст, свт. О статуях. 11. 2..

Забота человека о своем теле должна включать в себя охранение тела от греха, ибо тело человека является достоянием Божиим: «Разве не знаете, что вы — храм Божий?» (1Кор 3:16); «разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (1Кор 6:15). 

Душой называется одно из двух начал в человеке, отличаемое от тела.

В святоотеческом учении душа определяется как живая сущность, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных очей, одаренная разумом, не имеющая определенной формы; она действует при помощи тела как орудия и сообщает ему жизнь, возрастание, чувство27Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

Душа в человеке — начало высшее, а тело — низшее. Тело по отношению к душе должно находиться в иерархическом соподчинении: «Душа владеет и управляет телом», — говорит священномученик Ириней Лионский. Он сравнивает душу с художником, а тело с орудием, которым тот творит28Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. II. 33. 4.. Тертуллиан называет тело служанкой души29Тертуллиан. О душе. 40..

Высшую часть души называют «духом» или «умом».

Блаженный Августин говорит, что «духом» называется разумная часть души, которой нет у животных30Августин Иппонский, блаж. О символе веры. X. 23.. Преподобный Иоанн Дамаскин отождествляет «дух» и «ум», относя их к высшей части души31Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. I. 13.. Он утверждает, что «ум принадлежит душе не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой»32Там же. II. 12.. Ум обладает способностью к созерцанию духовного мира: «Что глаз в теле, то и ум в душе»33Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

О различных состояниях ума говорит преподобный Максим Исповедник: «Ум, направленный к Богу молитвой и любовью, делается мудрым, сильным, человеколюбивым, милосердным, или, просто говоря, имеет в себе все свойства Божии, переходя же к материальным вещам, становится животным и грубым»34Максим Исповедник, прп. Главы о любви. II 52.

Средоточием духовной жизни человека является сердце.

В данном случае под «сердцем» понимается не физический орган, а центр духовно-эмоциональной жизни человека. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Господь (Мф 5:8). В то же время, по словам Спасителя, в сердце зарождаются и из него «исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф 15:19). Поэтому задача аскетических усилий35Основы православного нравственного учения. Глава 3. § 1. — очищать сердце, освобождать его от греховных устремлений.

Согласно святоотеческому учению о непрестанной молитве36См.: Основы православного нравственного учения. Глава 4. § 3., подвижник, желающий пребывать в этой молитве, должен свести свой ум в сердце, чтобы удерживать его в постоянной памяти о Боге37См. например: Григорий Синаит, прп. О безмолвии и двух образах молитвы; Никифор Уединенник, прп. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное.

§ 4. Состояние первозданного человека 

Первозданный человек пребывал в полной гармонии с Богом и окружающим миром.

«Бог, — пишет преподобный Иоанн Дамаскин, — сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, свободным от печали и забот, украшенным всякою добродетелью, изобилующим всеми благами... Он создал его по природе безгрешным и по воле свободным... не потому, что он не был восприимчив ко греху — ибо только Божество не доступно греху, — но потому, что возможность греха заключалась не в его природе, а, скорее, в его свободной воле. Это значит, что, при содействии Божественной благодати, он имел возможность пребывать и преуспевать в добре, а равно и, в силу своей свободы, при попущении Божием, оставить добро и оказаться во зле, ибо то, что делается по принуждению, не есть добродетель»38Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 12..

Адам был «другом Божиим»: «Ангелы трепетали, херувимы и серафимы не дерзали прямо взглянуть на Бога, тогда как Адам беседовал с Ним, как бы с другом»39Иоанн Златоуст, свт. Беседа 3: В храме апостола Фомы.

Сотворив человека, Бог поселил его в Эдемском саду, который также называется раем.

В Священном Писании говорится: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла... И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт 2:8–9, 15). 

Среди других деревьев, насажденных Богом в Эдемском саду, особо упоминаются два — дерево жизни и дерево познания добра и зла.

О дереве жизни блаженный Августин пишет следующее: «Хотя это дерево и представляло телесную пищу, но пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым, не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья»40Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 8. 5.. Человеческая природа сама по себе не обладала бессмертием, поскольку жизнь человека поддерживалась Божественной благодатью. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что «по законам тварной природы все сотворенное подлежит тлению, но держится и сохраняется Божией благодатью»41Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II. 6.. По слову святителя Афанасия Великого, «человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему... мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным»42Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 4..

С деревом познания добра и зла связана первая заповедь, данная человеку Богом. В Священном Писании говорится: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16–17). Заповедь Божия была не просто запретом, она указывала на то, что человек зависит от Бога, даровавшего ему жизнь и призвавшего человека к общению с Собой.

 § 5. Грехопадение 

Первый человек, Адам, преступил данную ему Богом заповедь и тем самым совершил грехопадение43Грехопадение Адама в богословской литературе иногда называется «первородным грехом», то есть первым, изначальным грехом, за которым последовали все другие грехи..

Адам нарушил данную ему Богом заповедь не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, будучи соблазнен диаволом, который явился ему в образе змея (Быт 3:1). По словам святителя Иоанна Златоуста, «лукавый демон и враг рода нашего, как увидел, что первозданный проводит в раю беспечальную жизнь и, облеченный плотью, живет на земле, как ангел, решился соблазнить и увлечь его к падению обещанием еще больших благ, и таким образом лишил его и того, чем он уже обладал»44Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Книгу Бытия. 1. 2..

В Священном Писании так описывается преступление первых людей: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3:1–6).

Диавол искусил человека ложной надеждой на то, что человек может стать равен Богу (Быт 3:5). Причиной того, что человек поддался этому искушению, была необузданная гордыня: «Не должны мы думать, — говорит блаженный Августин, — что искусителю удалось бы совратить человека, даже если бы в душе этого последнего не было некоторого превозношения, которое необходимо было обуздать»45Августин Иппонский, блаж. О Книге Бытия буквально. 11. 5..

Вместо признания вины и раскаяния в содеянном, Адам и Ева попытались оправдаться: «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт 3:12-13). 

В результате грехопадения человек стал смертным.

Преступив заповедь, человек отделил себя от Бога, Который поддерживал его в состоянии бессмертия, и оказался обречен на смерть: «Люди, уклонившись от вечного и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления и смерти; потому что... по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати... не приблизилось бы к ним естественное тление46Тление – медленное разрушение, распад.. Когда же совершилось это [грехопадение], — люди стали умирать и тление сильно воздействовало уже в них»47Афанасий Великий, свт. О воплощении Слова. 1. 5.. Телесное тление принесло с собой болезни, страдания, старение и, в конце концов, смерть как разлучение души и тела.

Бог говорит Еве: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт 3:16). Адаму Бог говорит: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт 3:19).

Последствия грехопадения от одного человека распространились на весь человеческий род.

«Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков», — говорит апостол Павел (Рим 5:12). Грех Адама, по словам святителя Иоанна Златоуста, стал причиной «общего повреждения» человеческого естества48Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 10. 1.. Как пишет святитель Кирилл Александрийский, «природа приразилась недугу греха через непослушание одного, то есть Адама. Посему множество [людей] сделалось греховным; не потому, что разделило грех Адама — оно еще не существовало, — но потому, что разделяет с ним его природу, подпадшую закону греха»49Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Послание к Римлянам. 5. 18..

Будучи потомком Адама и унаследовав его природу, каждый человек причастен греху с самого момента своего появления на свет: «Мы все (рождаемся) от согрешившего Адама грешниками, от преступника — преступниками, от раба греха — рабами греха, от проклятого и мертвого — проклятыми и мертвыми; от давшего согласие диаволу, поработившегося ему и потерявшего свободу воли, — и мы дети его, над которыми тиранически властвует и господствует диавол»50Симеон Новый Богослов, прп. Слова огласительные. 5. 406–413..

Повреждение человеческой природы сделало человека склонным к греху, о чем свидетельствует апостол Павел: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим 7:18–21). Об этой раздвоенности падшего человека святитель Григорий Богослов говорит так: «Во мне два ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует злому; один ум идет к свету и готов покоряться Христу, а другой — ум плоти и крови — влечется во мрак и согласен отдаваться в плен велиару»51Григорий Богослов, свт. Стихотворения о себе самом. 45. Велиар — диавол; см. подробнее: Глава 4. § 3.

Последствия грехопадения распространились не только на людей, но и на весь тварный мир.

«Проклята земля за тебя», — говорит Бог Адаму (Быт 3:17). Призванный к тому, чтобы быть венцом творения, властелином тварного мира, человек пал с высоты своего призвания. По словам святителя Иоанна Златоуста, «так как [человек] получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы»52 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Римлянам. 14..

Апостол Павел говорит, что вся тварь «покорилась суете не добровольно», она «совокупно стенает и мучится доныне», но с «надеждой ожидает» освобождения «от рабства тлению» и «не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим 8:19–23).

Преодоление последствий грехопадения для человечества и всего тварного мира совершает Богочеловек Иисус Христос — второй Адам53См.: Глава 6. § 3..