Часть вторая. Общественное служение Господа Иисуса Христа / Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа / 25. Христос посылает двенадцать апостолов на проповедь

Мф. 10:1–42; Мр. 6:7–13; Лк. 9:1–6, 12:11–12)

Иоан. 8:17; Втор. 19:15). Зная, что от Апостолов будут требовать знамений, как доказательств истинности их проповеди, Господь дал им власть над нечистыми духами и силу творить чудеса исцелений и воскрешения мертвых. Ради успеха проповеди предостерегает их от сребролюбия и от всякой заботы о пище, одежде и жилище, говоря, что «делатель достоин мзды своея», и, следовательно, Бог не допустит, чтобы служители Его, отрекшиеся от всякой заботы о себе, ради вверенного им служения, были лишены необходимого для жизни. В каждом городе или селении они должны останавливаться лишь в таком доме, пребывание в коем не могло бы вызвать на них нареканий, чтобы, как говорит бл. Иероним, «недоброю славою принявших Апостолов не посрамить достоинства самой проповеди», и не переходить из дома в дом, как свойственно людям легкомысленным. «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему!» Это было обычное у евреев приветствие, но желать мира это еще не значит – дать мир. Поэтому Господь поясняет, что их желание мира действительно принесет мир тому дому или тому городу, где примут их радостно и с чистым сердцем; в противном случае это приветствие останется без плода, «и мир ваш к вам возвратится».

А если кто откажет Апостолам в гостеприимстве, они должны отрясти прах от ног своих. Евреи думали, что самая земля и пыль, по которой ходят язычники, нечиста, и ее надо отрясать. Давая такое повеление, Христос хотел сказать, что такие евреи подобны язычникам; что «отраднее будет земле Содомской и Гоморрской», этим городам, наказанным за свое крайнее нечестие и разврат, «в день суда, нежели городу тому» – что отвергшие проповедь о Христе, как положительный закон Божий, преступнее тех, которые, не получив положительного закона Божия, отвергли лишь требования естественного закона совести, не столь ясного и категоричного.

Господь посылает Своих Апостолов первоначально только к евреям потому, что евреи были избранным народом Божиим, которому был обещан Мессия еще ветхозаветными пророками, и среди которого Он и явился. Далее следуют наставления, относящиеся к Апостольскому служению вообще. Господь предупреждает Апостолов о тех опасностях, которым им придется подвергаться: говорит, что они будут чувствовать себя столь же беззащитными, как овцы, окруженные кровожадными волками. «Будите убо мудри, яко змия», т.е. будьте осторожны, не подвергайте, без крайней необходимости, жизнь свою опасности, распознавайте, где надлежит сеять слово Божие, а где воздержаться от этого, по заповеди: «не давайте святыни псам», сами же «будите цели, яко голубие», т.е. таковы, чтобы никто не мог вас упрекнуть в чем-либо предосудительном. Господь предрекает, что Апостолам придется свидетельствовать о Нем и перед владыками и царями, имея в виду не это их временное посольство, а будущую их всемирную уже апостольскую деятельность, и подвергнуться многим преследованиям со стороны неверующих. Не следует тревожиться и предаваться раздумью, что и как говорить на суде в таких случаях, ибо Св. Дух сам будет внушать необходимые слова. Ненависть к евангельской проповеди и к проповедникам и исповедникам ее будет столь сильна в людях мира сего, названных выше волками, что перед ней не устоят самые крепкие и священные для человека узы родства.

Все это точно исполнилось в эпоху гонений на христиан, когда действительно брат брата предавал на смерть, и когда все истинные последователи Христовы испытали на себе самую лютую и бесчеловечную ненависть врагов христианства. Выдержавший до конца, т.е. до смерти, все эти гонения и не отрекшийся от Христа «спасется», т.е. достигнет вечного блаженства в Царствии Небесном. Апостолы не должны сами неосмотрительно жертвовать своею жизнью, нужною для спасения столь многих, а потому, если их гонят в одном городе, им не возбраняется бежать в другой. «Не имате скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий» – в параллельном этому месте добавлено: «во Царствии Своем»; здесь речь идет не о втором славном пришествии Христовом на суд при кончине мира. Пришествие Иисуса Христа во Царствии Своем есть то же, что открытие этого Царства, а открытие Царства Христова совершилось Его воскресением и ниспосланием Св. Духа на Апостолов, после чего они пошли уже во весь мир с проповедью об открытии этого Царства.

Следовательно это изречение Господа имеет такой смысл: «Вы не успеете обойти с проповедью о приближении Моего Царства всю Палестину, как уже наступит час открытия Моего Царствия через Мои страдания, воскресение из мертвых и ниспослание Духа Святаго».

Отправляя Апостолов на эту предварительную проповедь, которая могла быть полезна и им самим, как «некоторое училище ратоборства, в котором они приготовили бы себя к подвигам евангельской проповеди в целом мире», по выражению св. Златоуста (Толк. на Матфея, 32), Господь указывает им на краткость времени, находящемся в их распоряжении, ибо уже приближается час Его крестных страданий и отхода из этого мира. За свой труд Апостолы не должны ожидать почестей, а наоборот должны быть готовы к оскорблениям, ибо, если евреи Самого Господа грубо поносят, называя Его Веельзевулом, то тем более будут поносить Его учеников – «Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего». «Не убойтесь убо их», т.е., когда они будут клеветать на вас, «ничтоже бо есть покровено, еже не открыется», т.е. их вера и невинность со временем откроются ясно. «Еже глаголю вам во тьме, рцыте во свете, и еже во ушы слышите, проповедите на кровех» – то, о чем Я беседовал с вами наедине и в небольшом углу Палестины, вы должны будете проповедовать по всему свету, всенародно, с кровель домов. Апостолы не должны бояться «убивающих тело, души же не могущих убить», ибо без воли Божией ничего с ними не случится, так как промысел Божий простирается на все – даже на малых птиц и на волосы на голове человека. «Не две ли птицы ценятся единым ассарием» – указание на малоценность, как бы ничтожность этих птиц, ибо «ассарий» – 1/10 часть динария, или около 2 копеек. Кто не взирая на клевету и гонения, будет твердо исповедовать Христа перед людьми, Того и Христос исповедует, как Своего верного раба, на суде Отца Небесного, а кто отвержется Христа, от того и Он тогда отречется. «Не приидох воврещи мир, но меч» – надо понимать, конечно, не буквально, а в том смысле, что несогласия и вражда между людьми является необходимым следствием пришествия Господа на землю, так как злоба людей поднимет ожесточенную вражду против Царства Божия, его проповедников и последователей. «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» и т.д. означает, что для служения Христу надо жертвовать всеми земными привязанностями, даже семейной любовью. «И иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, несть Мене достоин» – образ взят от римского обычая, по котором осужденные на Распятие сами должны были нести свой крест до места казни – это значит, что мы, сделавшись учениками Христовыми, должны во Имя Его переносить всякие испытания и страдания, даже самые тяжкие и унизительные, если и такие угодно будет Богу послать нам. «Обретый душу свою, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» – кто блага земной жизни предпочитает благам Царства Небесного, кто жертвует будущими благами ради благ земных, кто идет даже на отречение от Христа, чтобы только сберечь свою земную жизнь, тот погубит свою душу для жизни вечной; а кто жертвует ради Христа всем, вплоть до самой жизни своей, тот сбережет свою душу для жизни вечной.

Наставляя и утешая Апостолов, Господь Иисус Христос упомянул и о той награде, какая ожидает всех, которые примут их во Имя Его: «Иже вас приемлет Мене приемлет: а иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя». Дальнейшие слова значат, что кто примет Апостолов, как пророков или как праведников, тот получит награду, какую получат пророк или праведник; кто даже напоит учеников Христовых, томимых жаждою, хотя бы чашей холодной воды, и тот не останется без награды.

Лук. 22:35), видно, что они во время этой проповеди своей не имели нужды ни в чем необходимом. По-видимому, они собрались вновь все к Господу, когда Он узнал о смерти Иоанна Крестителя.