Часть третья. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа / 8. Притча о злых виноградарях
Матф. 21:33–46; Марк. 12:1–12; Лук. 20:9–19)
Иер. 44:4–6; 2Пар. 24:20–21, 36:16; Неем. 9 и др.). Наконец, хозяин послал к ним сына своего (по Марку, единственного и возлюбленного); последним чрезвычайным посланником Божиим к Иудейскому народу был Сам Единородный Сын Божий Иисус Христос. «Сей есть наследник», сказали злые виноградари: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его». Господь Иисус Христос называется «наследником» в том смысле, что все предано Ему Отцем Его (Мф. 11:27). Первосвященники и старейшины Иудейские решили убить Его, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом («Емше Его изведоша вон из винограда, и убиша» – так начальники Иудейские убили Господа Иисуса Христа, выведши Его из Иерусалима, который был священным средоточием ветхозаветной церкви, за стенами его. Закончив притчу, Господь пожелал, чтобы слушатели сами произнесли над собою приговор, что они действительно и сделали, по св. Матфею, а по св. Марку, Господь, с Своей стороны, подтвердил правильность этого приговора. А по св. Луке, первосвященники и старейшины, уразумев, что этот приговор они изрекли сами над собой, затем сказали: «Да не будет» этого с нами. Под «пришествием» хозяина надо понимать здесь не Второе Пришествие Христово, ибо далее говорится о том, что Он, т.е. Бог, «виноград предаст иным делателем» (следовательно, земная жизнь людей еще будет продолжаться), а разрушение Иерусалима, отмену первосвященнического служения и власти синедриона, и значения книжников и фарисеев. Тогда призваны будут на дело обработки виноградника Божия «иные делатели» – Апостолы и их преемники, пастыри Христовой Церкви. В заключение притчи Христос применяет к себе 22–23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, т.е. вожди Иудейского народа, но Который сделался «Главою угла» – стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Пришествие в мир Самого Сына Божия было «от Господа» и «есть дивно» в очах человеческих, с точки зрения человеческой. Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: одни, для которых Он будет Камнем претыкания, т.е. соблазна, другие, которые, оставаясь нераскаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, сотрение же выражает окончательную гибель, которая и постигнет всех ожесточенных противников Христовых. В результате такого непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, «Отъимется от них царствие Божие, и дастся языку творящему плоды Его», т.е. новому народу Божию – всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой, которые представляются здесь, как один народ – новый Израиль. Поняв весь глубокий смысл притчи до конца «первосвященники и фарисеи... старались схватить Его, но побоялись народа», т.е. возможности народного возмущения, которое могло бы быть вызвано в защиту Господа, почитавшегося пророком.