Часть третья. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа / 39. Явление воскресшего Господа ученикам при море тивериадском

Иоан. 21:1–24)

Мф. 26:32, 28:7). Пробыв полностью все восемь дней праздника Пасхи во Иерусалиме, апостолы отправились в Галилею, где вполне естественно занялись опять своим прежним ремеслом – ловлей рыбы на Геннисаретском озере, что давало им пропитание.

Здесь «паки явися Иисус учеником Своим... на мори Тивериадстем». Это было, по счету св. Иоанна, третье явление Господа Своим ученикам, собранным вместе. На этот раз их было семеро: Симон Петр, Фома, Нафанаил, сыны Зеведеевы, т.е. Иаков и Иоанн, и еще двое, которые не поименованы. По смирению, св. Иоанн ставит себя с братом, при этом перечислении, на последнем месте, не указывая и имени их, в то время как всюду в других Евангелиях они ставятся обычно после Андрея и Петра.

Лк.5:4 и д.), три года тому назад предшествовала их избранию на апостольское служение. И в этот раз опять повторилось нечто подобное. «Утру же бывшу, ста Иисус при брезе: не познаша же ученицы, яко Иисус есть». «Ста при брезе»– выражение внезапного явления. Ученики Его не узнали, быть может, потому, что и в этот раз Он явился, как и Луке с Клеопой, инем образом, или же просто потому, что еще не рассеялся вполне мрак ночи или утренний туман. «Дети, еда что снедно имате?» – обратился к ним Господь, разумея под снедным, как видно из дальнейшего, рыбу. В ответ на их отрицание Господь предложил им закинуть сеть «одесную страну корабля», и вновь повторилось уже пережитое ими три года тому назад чудо: они не были в состоянии вытащить сеть из-за множества попавшейся рыбы. Это чудо, как и первое, несомненно должно было прообразовать собой их будущую плодоносную апостольскую деятельность, в которой они, трудясь сами, должны были вместе с тем во всем руководиться указаниями Господа. «Ученик, егоже любляше Иисус», т.е. Иоанн, как он не раз называет себя, пораженный этой чудесной ловитвой, сразу почувствовал своим сердцем, Кто этот таинственный незнакомец, стоявший на берегу, и сообщил свою догадку Петру: «Господь есть». Не дерзая предстать перед Господом обнаженным, Петр опоясался «епендитом», т.е. верхней одеждой, чтобы надеть ее на себя при выходе из воды, и бросился в море, дабы выйти на берег к Господу.

Из этого мы видим особенности характеров этих двух Апостолов: Иоанн – возвышеннее, Петр – пламеннее, Иоанн более способен к созерцанию, Петр – решительнее в действии. «Иоанн проницательнее», – говорит бл. Феофилакт, – «Петр пламеннее; Иоанн первый узнал Господа, а Петр первый поспешил к Нему». Другие ученики тем временем приплыли на лодке, «влекуще мрежу рыб»: рыбы было так много, что они не решались втащить сеть в лодку, чтобы она не опрокинулась под тяжестью пойманной рыбы, а потому тащили сеть к берегу, где удобнее было вытащить ее без всякого риска.

«Егда убо излезоша на землю, видеша огнь лежащ, и рыбу на нем лежащу, и хлеб» – Господь опять чудесно приготовил им, голодным, пищу, но желая, чтобы они вместе с тем вкусили и от плодов рук своих, сказал: «Принесите от рыб, яже ясте ныне». Симон Петр возвратился к лодке и, вероятно с помощью других учеников, вытащил на берег сеть, в которой оказалось сто пятьдесят три рыбы. Видимо, чудесным было и то, что при таком количестве сеть не прорвалась. Во всяком случае, надо полагать, что эта чудесная ловитва произвела сильнейшее впечатление на Иоанна, если он даже запомнил на всю жизнь количество пойманной рыбы. Должно быть, из особого благоговения, пораженные всем происшедшим, апостолы стояли в некотором почтительном отдалении от Господа, почему Он и пригласил их подойти ближе и начать трапезу словами: «Приидите, обедуйте». Должно быть и Сам Иисус находился в некотором отдалении, потому что дальше сказано: «прииде же Иисус». Как хозяин, Он стал угощать апостолов, давая им вкушать приготовленный хлеб и рыбу. «Ни один же смеяше от ученик истязати Его, ты кто еси, ведяще, яко Господь есть» – нечто необычное видели ученики в явившемся Господе: Он не был очевидно вполне похож на такого, каким они всегда привыкли Его видеть, так как тело Его по воскресении было особенным, прославленным, исполненным особого величия и Божественности, но они знали, что это несомненно Он.